Главная | Источники | 

Оружие смелых  ( часть 3 )

До начала Второй Мировой войны оставалось ещё около года, когда на границе Монголии разгорелся давно тлевший вооружённый конфликт. В начале мая 1939 года в районе пограничной реки Халхин - Гол крупные силы японской армии перешли монгольскую границу и атаковали пограничные заставы. Поскольку Монголия заключила с СССР договор о дружбе и взаимопомощи, а выход японской военщины к границам Советского Союза ещё и в этом пункте был явно нежелателен, то наша страна своими вооружёнными силами активно вмешалась в боевые действия.

Бои на реке Халхин - Гол длились почти 5 месяцев  ( с 11 мая по 16 сентября 1939 года )  и в них самое активное участие принимала советская и японская авиация, однако насколько известно автору таранные удары совершали только наши лётчики, на долю которых приходится 5 таких эпизодов.

Первым отличился лейтенант Дмитрий Медведев из состава 22-го ИАП. Согласно его воспоминаниям в июне во время одного из вылетов на патрулирование, он обнаружил 3 японских истребителя - биплана И-95. Вступив с ними в бой, лейтенант Медведев в ходе лобовой атаки ударил винтом своего "ишачка" по крылу японской машины и та, опрокинувшись, тут же беспорядочно закувыркалась к земле. Сам же Медведев довёл свой повреждённый истребитель до аэродрома, где и посадил его на брюхо.

К сожалению, точную дату своего тарана Медведев не указывает, но по японским данным в июне 1939 года истребителей - бипланов Ки-10 в районе боевых действий у реки Халхин - Гол ещё не было, они появились в небе Монголии только в сентябре  ( то есть на заключительном этапе боевых действий ). Более вероятным является предположение, что Медведев в том вылете встретил звено лёгких бомбардировщиков "Аичи" A1D2, либо звено разведчиков "Тип 94", наконец это могли быть и Ки-4.

20 июля в воздушном бою над озером Буир - Нур проявил себя командир 2-й эскадрильи 22-го ИАП старший лейтенант В. Ф. Скобарихин. Согласно официальным данным, в ходе боя он на лобовой атаке винтом своего И-16 снёс японскому истребителю Ки-27 хвостовое оперение, а плоскостью своего самолёта ещё и обе стойки шасси. В результате удара японский самолёт упал на землю, а наш лётчик смог успешно посадить повреждённый истребитель на своём аэродроме. За совершённый таран, а также 169 боевых вылетов в небе Монголии и 11 сбитых самолётов противника  ( 5 лично и 6 в группе )  Витту Фёдоровичу Скобарихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Японский истребитель Ki-27.

3 августа принял свой последний бой ветеран боёв в Испании командир 3-й эскадрильи 56-го ИАП капитан В. П. Кустов. В тот день его эскадрилья отражала налёт крупной группы бомбардировщиков G3M2, шедших в сопровождении истребителей Ки-27, для удара по укреплениям на горе Хамар - Даба. Несмотря на атаки с разных сторон наших истребителей, ведущий японский бомбардировщик упорно вёл к цели свою группу и тогда капитан Кустов таранил всей массой своего И-16 флагманский японский самолёт. Обе машины объятые пламенем рухнули вниз. При таране наш лётчик погиб. За совершённый подвиг и 2 лично сбитых японских самолёта  ( один тараном )  Виктору Павловичу Кустову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

На следующий день, 4 августа, таран совершил другой лётчик этого же полка лейтенант А. Ф. Мошин, возглавивший группу из 6 И-16, которая была поднята с целью сковать появившуюся группу вражеских истребителей, насчитывавшую по данным постов ВНОС примерно 20 Ки-27. В ходе боя лейтенанту Мошину удалось сбить один японский истребитель, а за тем начать преследование машины командира вражеской группы. Однако, судя по всему, последний оказался достаточно опытным пилотом и не дал возможности нашему лётчику открыть точный огонь. Между тем на советском истребителе закончились боеприпасы и лейтенант Мошин принял решение таранить машину противника, в результате чего японский самолёт врезался в землю, а наш лётчик успешно посадил свой И-16 на аэродроме. Всего за время боёв в Монголии Александр Фёдорович Мошин сбил лично 5 истребителей, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Видимо последний таран в небе Монголии совершил 20 августа помощник командира 22-го ИАП старший лейтенант В. Г. Рахов, уничтоживший таким способом Ки-27, а сам успешно посадивший на свой аэродром повреждённый И-16.

И-16 из состава 22-го ИАП.Халхин-Гол, 1939 год.

Однако, уже 24 августа наш лётчик был смертельно ранен во время очередного боевого вылета и через несколько дней он скончался в тыловом госпитале. Любопытно, что в представлении на присвоение звания Героя Советского Союза сказано, что за время боёв в небе Монголии Рахов лично сбил 8 самолётов и в группе ещё 6, но при этом ни словом не оговорен совершённый таран. Впрочем, возможно это представление было написано ещё до указанного события.

НазадЛиния
Игорь Сейдов при участии Сергея Абросова - "История Авиации"  ( № 2, 2002 ).
Вперед


Возврат

Н а з а д



Главная |  | Источники | 

     © fightersky.ru