Главная | Источники | 

Оружие смелых  ( часть 2 )

В то время как на Пиренеях шла Гражданская война, на Дальнем Востоке разгорелся военный конфликт между ослабленным междоусобицами гоминдановским Китаем и набиравшей силу милитаристской Японией. Последняя, благодаря слабости своего оппонента, сумела захватить северо - восточные провинции бывшей "Поднебесной империи" и создала там марионеточное государственное образование, получившее название Маньчжоу - Го. Главной целью создания этой "державы" в "Великой Восточной Азии" было укрепление и расширение плацдарма для будущих операций против того же Китая, а в перспективе и против СССР.

Инцидент, спровоцированный японцами 7 июля 1937 года в районе Лугоуцяо под Пекином, послужил поводом для начала очередного этапа войны против Китая. Китайская авиация существенно уступала японской как в численности, так и в техническом уровне матчасти, да и подготовка большей части её лётного состава также оставляла желать много лучшего. Неудивительно, что в летних сражениях того года гоминдановские ВВС понесли тяжёлые потери, что вынудило правительство Чан Кай Ши обратится за помощью к мировому сообществу.

Как и в случае с Испанией, первым откликнулся Советский Союз, и уже осенью в Китай хлынул поток советской военно - технической помощи. Отправились за Амур и лётчики - добровольцы, прибывшие в район боевых действий в октябре 1937 года и спустя месяц начавшие участвовать в боях. Как бы там ни было, но первый   ( зафиксированный в исторической литературе )  таранный удар совершил лётчик японского императорского флота.

9 декабря во время налёта 15 бомбардировщиков G3M2, сопровождаемых 8 истребителями А5М на Наньчан на перехват японской армаде взмыли 4 китайских истребителя "Хаук" III из состава 26-й эскадрильи. Надо отметить, что уцелевшие к этому времени немногочисленные китайские лётчики с довоенной подготовкой уже умели достаточно грамотно вести групповой воздушный, но... их техника к этому не располагала. Несмотря на это, совместными усилиями им всё же удалось сбить один G3M, а два других повредить. Коршунами бросавшиеся на "Хауки" А5М смогли сбить только один китайский истребитель, который был записан на счёт подпоручика Кашимуры уже одержавшего до этого 2 победы 22 ноября.

Выходя из очередной атаки подпоручик Кашимура консолью своего А5М снёс часть верхнего крыла "Хаука", который тут же вошёл в штопор. Удар не прошёл бесследно и для самолёта Кашимуры: его А5М лишился трети крыла, но пилоту с помощью закрылков всё же удалось сохранить контроль над повреждённой машиной, которую он привёл на авиабазу. Правда, приземлиться ему удалось лишь после 4-го захода, что позволило его однополчанам сделать несколько феноменальных снимков. И всё же после приземления самолёт ремонту не подлежал, так как на пробеге фюзеляж разломился пополам и его хвостовая часть тут же превратилась в груду обломков. Пилот при этом не получил ни единой царапины !

История с тараном и последующим полётом "на честном слове и на одном крыле" получила широкую огласку и Каничи Кашимура стал национальным героем Японии.  [ Каничи Кашимура одержал в Китае 8 побед, после чего служил инструктором в авиаучилище города Йокосука. Во время 2-й командировки в Китай в конце 1939 года он не сбил ни одного самолёта. После этого был возвращён на прежнюю должность в училище. В октябре 1942 года был направлен в 582-ю авиагруппу на Новую Гвинею. Погиб 6 марта 1943 года в воздушном бою с Р-39 из состава 67-й эскадрильи над островом Руссель. ]

Второй случай имел место 22 декабря в последнем в тот день бою над Наньчаном, когда аэродром возле этого города, где базировались китайские эскадрильи и один отряд советских истребителей И-16 под командованием лейтенанта С. Л. Смирнова, атаковали 11 японских бомбардировщиков, сопровождаемые дюжиной истребителей А5М из состава 13-го авиаотряда авиации флота, приписанного к авианосцу "Кага".

На отражение этого налёта поднялись как советские, так и китайские лётчики. Несмотря на то, что прикрывающих объект истребителей было существенно больше, чем обеспечивших действия бомбардировщиков, японских пилотов это не смутило и они смело атаковали численно превосходящего противника. В результате, обе стороны понесли серьёзные потери. В ходе боя лейтенант Оббаяси врезался в И-16 лейтенанта Г. Я. Кашина, который погиб в кабине своего истребителя, за что посмертно был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Оббаяси, впрочем, также не повезло: сильно облегчённая конструкция А5М была явно неприспособленна для подобных способов ведения боя, и при столкновении истребитель развалился. После чего у Оббаяси вообще не осталось шансов на спасение, так как подобно большинству японских лётчиков - истребителей первых лет войны, он предпочитал брать с собой в кабину вместо парашюта свой офицерский меч...

В наступившем новом 1938 гору тараны в небе Китая совершали только китайские и советские авиаторы. Так, уже 18 февраля в крупном воздушном бою над Ханькоу лётчик У Диньчень из состава 22-й эскадрильи на И-15бис таранил японский А5М, а сам смог спастись на парашюте.

Истребитель И-15бис лётчика У Диньчень

29 апреля над Уханью имели место сразу 2 тарана. Первый совершил младший лейтенант Чэнь Хуайминь из состава 4-й авиагруппы гоминдановских ВВС, который на И-15бис в схватке с 5 А5М на лобовой атаке врезался в японский истребитель. В огненном взрыве погибли оба лётчика...

В том же бою лейтенант Л. З. Шустер из эскадрильи капитана Е. М. Николаенко, пилотируя И-16, нанёс удар по хвосту японского истребителя. О возможности спасения в подобной ситуации японских пилотов уже говорилось выше, что же касается нашего лётчика, то можно предположить, что Лев Захарович был или уже ранен, или при столкновении потерял сознание из-за удара о прицел, так как он не сделал попытки воспользоваться парашютом и позже его останки были найдены на месте падения его истребителя. Посмертно Л. З. Шустер был награждён орденом Боевого Красного Знамени.

А.А.Губенко.
А. А. Губенко.

31 мая в развернувшемся над Ханькоу настоящем воздушном сражении, в котором участвовало свыше 100 самолётов с обеих сторон, отличился капитан А. А. Губенко, воевавший в составе эскадрильи капитана А. С. Благовещенского. В ходе боя у Антона Губенко закончились боеприпасы, но так как самолёты противника продолжали бой наш лётчик таранил ближайший к нему А5М, срезав последнему винтом элерон на левой консоли. Судя по всему, пилот этого японского истребителя не обладал пилотажными навыками Каничи Кашимуры и потому погиб в обломках своего самолёта, а наш лётчик благополучно приземлился на своём аэродроме.

За этот бой Антон Алексеевич Губенко был награждён орденом Боевого Красного Знамени, а впоследствии за успешный таран и 7 лично сбитых в небе Китая японских самолётов, он был удостоен звания Героя Советского Союза.

16 июля в воздушном бою над Наньчаном, согласно японской версии, 6 истребителей А5М из состава 15-й авиагруппы ВВС флота встретились с 11 китайскими "Гладиаторами" Мк-I. Согласно советским данным в тот день Наньчан подвергся налёту 19 японских бомбардировщиков G3M, который и прикрывали 6 выше указанных истребителей А5М. На отражение этого налёта взлетели китайские истребители из состава 28-й эскадрильи и отряд истребителей капитана А. С. Благовещенского.

Как позже выяснилось в этом бою погиб командир японского истребительного прикрытия лейтенант Мочифуми Нанго  ( к моменту своей гибели одержал 8 побед ), являвшийся одним из самых известных командиров палубной авиации Японии в конце 1930-х годов. Надо сказать точные обстоятельства гибели до сих пор неизвестны. Основными считаются 2 версии.

Японский истребитель А5М2.

Согласно японской, в ходе схватки над озером Поянг, лейтенант Нанго атаковал И-15бис, который пилотировал лейтенант Валентин Дудонов. Японский ас, оставаясь незамеченным, зашёл в хвост советской машине и открыл огонь, но прежде чем Дудонов отреагировал на угрозу, А5М Нанго врезался в И-15. Советский лётчик покинул своё биплан и благополучно приземлился на парашюте, а Нанго погиб, так как его самолёт упал в озеро. Как выяснилось позже, у Нанго было плохое зрение, из-за чего он часто неправильно определял дистанцию до цели и неверно идентифицировал самолёты противника.

По отечественным данным фатальный удар японскому асу нанёс младший лейтенант В. Е. Шарай, который израсходовав боеприпасы, таранил своим И-16 японский истребитель И-96.  [ Под этим обозначением в советских документах, а позже и в исторической литературе фигурировал японский палубный истребитель "Мицубиси" А5М. ]  В некоторых источниках утверждается, что столкновение было непреднамеренным и произошло, как и отмечено в японской версии, при выходе из атаки.

Как бы там ни было, но японский ас был уничтожен, а легко раненый в ноги младший лейтенант Шарай благополучно посадил свой повреждённый И-16 на аэродром. За этот бой Виктор Ефимович был награждён орденом Боевого Красного Знамени.

Последний известный таран в небе Китая был совершён 3 августа 1938 ггда в воздушном бою над Ханькоу. Тогда отличился командир 28-й эскадрильи гоминдановских ВВС майор Арт Чин, который на своём "Гладиаторе Мк-I" таранил японский А5М, после чего был вынужден воспользоваться парашютом.

Арт Чин был китайцем американского происхождения и потому оказался достаточновосприимчив к традициям и ценностям западного образа жизни, а потому на борту его "Гладиатора" появилась белая перчатка, как символ вызова противника на поединок.

'Гладиатор Мк-I' майора Арт Чин.

Таким образом, за период с 1937 года по 1939 год в небе Китая имели место не менее 8 таранных ударов, 2 из которых приходятся на долю японских пилотов, и по 3 на китайских и советских лётчиков. Часть из этих таранов стороны классифицируют как непреднамеренные столкновения, однако в силу слабой изученности "авиационной компоненты" этого конфликта можно почти наверняка утверждать, что этот счёт не окончателен.  [ Нет полной ясности не только по потерям противоборствующих сторон, но даже полный боевой состав ВВС оппонентов не уточнён. ]

Назад Линия
Игорь Сейдов при участии Сергея Абросова - "История Авиации"  ( № 2, 2002 ).
Вперед


Возврат

Н а з а д



Главная |  | Источники | 

     © fightersky.ru