Главная | Источники | 


Жуйков Григорий Сергеевич

Жуйков Г.С.

Родился в 1912 году. Лётчик - истребитель.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов в составе 7-го ИАП. Награждён орденом Красной Звезды.

С первого дня Великой Отечественной войны Старший лейтенант Г. С. Жуйков в действующей армии. По Март 1942 года воевал в составе 191-го ИАП, летал на И-16; с Августа по Сентябрь 1943 года - в 9-м ИАП, летал на "Харрикейне"; по Май 1944 года - в 21-м Гвардейском ИАП, летал На "Аэрокобре"; с Июля 1944 года по Март 1945 года - в 760-м ИАП, летал на Ла-5; по Май 1945 года - в 435-м ИАП, где лелал так же на Ла-5.

К концу войны Майор Г. С. Жуйков уничтожил в воздушных боях 13 самолётов противника лично и 4 - в группе с товарищами.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды   ( дважды ); медалями.

*     *     *

Боевое крещение Григорий Жуйков получил в период Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

Оценённая и вовремя подхваченная Е. Е. Ерлыкиным идея Старшего лейтенанта 3-й эскадрильи 7-го ИАП Григория Сергеевича Жуйкова дала жизнь "полевой модификации" И-16 тип 18 в варианте истребителя - бомбардировщика с бомбой ФАБ-100. Сам рационализатор по итогам Советско - Финляндской войны был награждён орденом Красной Звезды.

С первого дня Великой Отечественной войны Старший лейтенант Г. С. Жуйков в действующей армии. По Март 1942 года воевал в составе 191-го истребительного авиационного полка.

Летом 1941 года этот полк, во главе которого были Майор А. Ф. Радченко и батальонный комиссар А. Л. Резницкий, базировался северо - западнее Ленинграда, имея на вооружении самолёты И-153 и И-16. В полку было 3 эскадрильи и около 60 лётчиков. Более половины из них - выпускники Качинского училища. В Августе 1941 года полк частично был перевооружён на МиГ-3.

Уроки первых воздушных боёв сделали своё дело. Вскоре пришла радость первой победы. Шестёрка наших истребителей во главе с командиром эскадрильи Старшим лейтенантом Г. Жуйковым сбила 2 немецких самолёта - бомбардировщик Ju-87 и истребитель Me-109.

Весть о том, что сбиты 3 фашистских самолёта, сразу облетела весь полк. Среди победителей были Николай Савченков, Пётр Олимпиев и Георгий Новиков   ( настоящее имя Новикова - Егор, но товарищи звали его Георгием ). Возле машин, только что вернувшихся с боевого задания, собрались лётчики, техники, мотористы.

Оживлённо жестикулируя, Пётр Олимпиев подробно рассказывал о воздушном бое:

- Мы полетели на прикрытие наших войск южнее Ленинграда. Высота 1500 - 2000 метров. Одно звено вёл Жуйков, другое - Новиков. Я держался справа от Жуйкова. Смотрю, над станцией Вырица Новиков покачал крыльями: "Внимание !"   ( в то время на самолётах И-16 ещё не было радиостанций ). Что такое ?   Оказывается, с юго - запада на такой же высоте, как и мы, шла шестёрка Ju-87. Жора с ребятами кинулся навстречу бомбардировщикам, а мы остались в заданном районе. Вражеские бомбовозы шли, конечно, с прикрытием. Сверху на звено Новикова бросились "Мессеры" и отсекли путь к "Юнкерсам". Начался бой. А бомбардировщики тем временем изменили курс и через несколько минут показались над Вырицей с северо - восточной стороны.

- Тут-то мы и ринулись на перехват, - тряхнул огненным чубом Пётр. - Жуйков пошёл в атаку на ведущего "Юнкерса". Тот, видимо, струсил, побросал бомбы не долетев до цели и повернул на юг. За ним поспешили остальные.

- А как же "Мессеры" ? - задал кто-то вопрос.

- Два из них бросились на выручку к бомбардировщикам, - ответил Олимпиев. - Со снижением оторвались от своей группы, потом взмыли свечой и атаковали самолёт Жуйкова. На какой-то момент они как бы зависли, и я рубанул по ближайшему. Савченков помог. "Мессер" медленно перевалился через крыло, клюнул носом, задымил и резко пошёл вниз. Второй Me-109 бросил напарника на произвол судьбы. Немцы, оказывается, трусливы, когда у них нет численного превосходства. У нас бы никто не позволил себе такого свинства. А у них - каждый за себя, если надо спасать свою шкуру...

Пётр помолчал несколько секунд. Потом продолжал:

- Жуйков ударил по мотору удиравшего Ju-87. Крестоносец задымил, потерял скорость. Новиков, подоспевший к нам со своим звеном, добил его над лесом.

- Одним словом, два - ноль в нашу пользу, - коротко подытожил Савченков.

Г.С.Жуйков перед своим И-16

Комэск 191-го ИАП Старший лейтенант Г. С. Жуйков на фоне И-16 тип 17,
оснащённого радиостанцией.  Ленинградский фронт, Сентябрь 1941 года.

Батальонный комиссар Резницкий, уже давно подошедший к самолёту Олимпиева, вместе со всеми слушал рассказ Петра. А когда тот умолк, обнял его и расцеловал. С Николаем и Георгием тоже расцеловался.

- Спасибо, друзья, вы открыли боевой счёт полка. Верю, что о наших лётчиках заговорит весь Ленинград, весь фронт.

ФИО.

Вечером на аэродроме появились корреспонденты газеты "На страже Родины", и героям дня пришлось ещё раз повторить историю своего боевого вылета.

Одного из активных участников этого знаменательного боя - Петра Олимпиева - некоторые лётчики 191-го истребительного авиаполка знали давно, ещё по курсантской жизни в Ленинградском авиационно - техническом училище, в котором он завоевал славу не только любителя - шахматиста, но и прекрасного футболиста, знатока истории и философии, одним словом, всесторонне развитого человека. Друзья любили этого замечательного парня - доброго, смелого, любознательного, неистового спорщика и мечтателя.

Пётр Олимпиев погиб в конце Сентября 1941 года во время штурмовки вражеских войск в районе Ижоры. Его самолёт взорвался в воздухе от прямого попадания зенитного снаряда. К тому времени на счету лётчика числилось несколько сбитых самолётов противника.

Осенью 1941 года, летая на истребителе И-16 тип 17 с двумя крыльевыми пушками ШВАК, Капитан Г. С. Жуйков одержал несколько блестящих побед.

Величайшего мужества требовали лётчиков осенние бои в небе Ленинграда. Они сражались с многократно превосходящим по численности врагом, и заставляли его поворачивать назад. Конечно, были и потери - и в воздушных схватках, и на аэродромах от артиллерийского обстрела и бомбёжек.

10 Сентября после полудня противник, сосредоточив на Красносельском направлении основную массу своей авиации, главным образом бомбардировочной, усилил атаки. На фронте шириной в каких - нибудь 15 км действовало около 200 вражеских танков и более 300 самолётов. Прикрывшись сильными истребительными заслонами, "Юнкерсы" и "Хейнкели" яростно бомбили боевые порядки наших войск и все дороги, ведущие к фронту.

В те дни в районе Коломенского и Ропши произошли 2 воздушных боя, которые навсегда останутся одними из ярчайших героических страниц в истории ленинградской авиации.

И-16 тип 17 Г.С.Жуйкова

Под Коломенским 6 истребителей из 195-го ИАП вступили в схватку с 50 немецкими бомбардировщиками, шедшими под сильным прикрытием "Мессеров". Наши лётчики уже несколько раз поднимались в воздух и были очень утомлены, и все же они выиграли эту схватку. Героями её были Лейтенант И. Д. Пидтыкан, Капитан В. Ф. Абрамов, Старший лейтенант И. П. Неуструев, Младший лейтенант В. Н. Харитонов и ещё двое лётчиков. Они уничтожили 5 вражеских самолётов и не допустили организованной бомбёжки наших войск.

Сходная ситуация в воздухе сложилась и под Ропшей. 16 Сентября дорогу к фронту 60 вражеским бомбардировщикам преградила четвёрка истребителей из 191-го ИАП. В жестокой схватке советские лётчики сбили 6 самолётов. Героями её были Старший лейтенант Г. С. Жуйков, Младшие лейтенанты В. А. Плавский, А. П. Савченко и Г. А. Мамыкин.

На следующий день начальник политотдела 7-го истребительного авиакорпуса доносил старшим начальникам, что в строю осталось только 54 самолёта. И всё же защитники ленинградского неба наносили врагу огромный урон. В тот же день, 17 Сентября Совинформбюро сообщало:

"В воздушных боях на подступах к Ленинграду авиачасть полковника Данилова сбила за один день 16 фашистских самолётов. Лётчики части Неуструев, Пидтыкан, Абрамов, Харитонов, Жуйков и Плавский сбили в этот день по 2 вражеских самолёта".

Эскадрилья Г.С.Жуйкова

В Сентябре немецкая авиация совершили 23 групповых налёта на Ленинград !   Особенно ожесточёнными были бомбёжки 19 и 27 Сентября. В первый раз немцы предприняли 4 дневных и 2 ночных налёта с участием около 280 самолеёов, а во 2-й раз днём группы общей численностью до 200 самолётов трижды обрушивали свои удары на город и близлежащие аэродромы...

Невыспавшиеся, хмурые, лётчики встали и, проглотив по сухарю с кипятком, затемно отправились на аэродром, где техники и механики уже прогревали моторы.

Готовность № 1 объявили группе Лейтенанта И. П. Грачёва. Лётчики надели парашюты и сели в кабины. Те, кто были в готовности № 2, остались у машин, остальные ушли в землянку.

Часа 1,5 - 2 было спокойно, подозрительно тихо. И вдруг в настороженной тишине послышался нарастающий гул моторов, тяжёлый, зловещий, надсадный гул. Дежурные лётчики запустили моторы, и те из них, чьи машины стояли рядом с торцом взлетной полосы, тотчас взмыли в небо. Командир эскадрильи Георгий Жуйков не сидел в кабине, однако успел выбежать из землянки и тоже взлетел.

К аэродрому подходили желтокрылые, с чёрными крестами Ме-110 и Ме-109. На окраине лётного поля от вражеских снарядов закипели фонтанчики земли и дыма. Кое - кто бросился в спасительные щели.

После взлёта Капитан Г. С. Жуйков шёл некоторое время над лесом, и немцы не заметили его. Набрав высоту, Георгий развернулся и соколом бросился в огненную круговерть. Короткая очередь - и "Мессер" перевернулся, камнем упал на окраину аэродрома.

В схватку вступили Иван Грачёв и Василий Добровольский, успевшие набрать скорость и высоту, необходимые для маневра. Бешено завертелся клубок самолётов - 11 вражеских и 5 наших. Вспыхнула машина Георгия Новикова, бесстрашного вожака истребителей, боевого стража штурмовиков. Вслед за И-16 смерть швырнула с высоты 2-й "Мессер". Потом с борта, объятого пламенем, выпрыгнул раненый командир эскадрильи.

В этом бою мы потеряли 3 машины и 2-х лётчиков - Жору Новикова и Колю Косаренко. Однако в последующих воздушных схватках однополчане с лихвой компенсировали потерю.

В эти дни в полку работал замечательный советский художник Яр-Кравченко. С раннего утра и до позднего вечера он был на самолётных стоянках, на взлётно - посадочной полосе, заглядывал на командный пункт, в землянки, общежитие лётчиков и рисовал, неустанно рисовал.

Яр-Кравченко отказывался от всяких привилегий. Жил в землянке на аэродроме, питался тем же, чем и лётчики, - нередко одними сухарями. Он делил с ними горечь неудач и радость побед. Может быть, поэтому его работы были так выразительны и реалистичны.

Г.С.Жуйков. Рисунок Як-Кравченко.

Когда художник закончил в боевых полках серию авиационных рисунков и портретов, журналист М. Жестев в одной из ленинградских газет написал о нём тёплую корреспонденцию:

"Славой овеяны имена наших лётчиков - истребителей, они любимы народом, и эта любовь привела художника Яр-Кравченко к народным героям. Мастерской рукой портретиста он создал фронтовой альбом. Когда рассматриваешь этот альбом, каждый штрих приобретает необыкновенное значение. Тут нет сражений в воздухе. Героизм лётчиков дан через портрет. Вы чувствуете его во взгляде глаз, повороте головы, в каждой черточке лица...

Альбом издан редакцией газеты "Атака". Вы перелистываете его от начала до конца, от первого до последнего портрета, и вам не хочется расставаться с близкими и дорогими вам людьми. Их бодрость, мужество и отвага заставляют усиленно биться ваше сердце. Вас глубоко волнует образ героя лётчика, славного защитника города Ленина. Он многолик, этот образ, он в сердце каждого советского патриота".

Весной 1942 года 191-й истребительный авиационный полк действовал на Калининском фронте.

С Августа по Сентябрь 1943 года Г. С. Жуйков сражался в 9-м ИАП, летая на"Харрикейне". С Октября 1943 года по Май 1944 года командовал 21-м Гвардейским ИАП, где летал уже на "Аэрокобре". С Июля 1944 года по Март 1945 года сражался в составе 760-го ИАП, летая на Ла-5. Затем, по Май 1945 года, в 435-м ИАП.

Всего за период своей боевой деятельности Майор Г. С. Жуйков уничтожил в воздушных боях 13 самолётов противника лично и 4 - в группе с товарищами.

*     *     *

Список всех известных побед Майора Г. С. Жуйкова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
103.09.1941 г.1  Ме-109ст. ВладимирскаяИ-16, "Харрикейн",
"Аэрокобра", Ла-5.
208.09.1941 г.1  Hs-126аэр. Троицкое
310.09.1941 г.1  "Хе-113"Красное Село - Пушкин
41  Ju-87зап. ст. Дудергоф
511.09.1941 г.1  Ме-109Ленинградская обл.
612.09.1941 г.1  Ме-109юж. Большие Тайцы
714.09.1941 г.1  Ме-109Пулково - Славянка
821.10.1943 г.1  Ju-87Эрастовка
908.08.1944 г.1  "Кертисс"юж. Вяртсиля
101  "Кертисс"юго - вост. аэр. Вяртсиля

       Всего сбитых самолётов - 13 + 4  [ 10 + 0 ].


Возврат

Н а з а д