Главная | Источники | 


Жуковский Сергей Яковлевич

С.Я.Жуковский.

Родился 7 Октября 1918 года на хутор Перещепный Воронежской области. Прослужил в ВВС с 1936 по 1970 год. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с первого до последнего дня. Сражался в составе 127-го ИАП  ( Июнь - Декабрь 1941 ), 440-го ИАП  ( Декабрь 1941 - Октябрь 1942 ), 13-го ИАП  ( Октябрь 1942 - Март 1944 ), 41-го ГвИАП ( Март - Апрель 1944 ), 40-го ГвИАП   ( Апрель - Июнь 1944 ), 88-го ГвИАП ( Июнь 1944 - Март 1945 ), Управлении 8-й ГвИАД  ( Март - Май 1945 ).

Первый день войны встретил Младшим лейтенантом, командиром звена 127-го истребительного авиаполка под городом Гродно. На вооружении полка были бипланы И-153 "Чайка". За этот день он провёл 9 воздушных боёв, сбил 5 самолётов противника. 29 Июля 1941 года одержал ещё 3 победы.

К концу войны выполнил более 500 успешных боевых вылетов, записал на свой боевой счёт 28 воздушных побед - 13 самолётов сбил лично и 15 в составе группы. Закончил войну Майором, штурманом авиакорпуса в Вене.

После войны была учёба в Военно - Воздушной академии и служба в войсках. В 1966 году получил звание "Заслуженный военный лётчик СССР". Закончил службу в 1970 году в звании Генерал - полковника авиации, командующим 26-й Воздушной армии. Умер 10 Ноября 1980 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( шесть ),   Александра Невского,  Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); 16 медалями. Почётный гражданин города Гродно.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора С. Я. Жуковского:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.06.1941 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 10 )ЧерляныИ-153, ЛаГГ-3,
Ла-5 и Ла-7.
21  Ме-110Черляны
31  Ju-88  ( в группе - 1 / 8 )Каролин
42  Ме-109  ( в группе - 2 / 8 )Каролин
529.07.1941 г.2  Ju-87  ( в группе - 2 / 6 )Батурино
61  авиетка  ( в группе - 1 / 6 )Батурино
702.09.1941 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 12 )аэр. Сеща
831.07.1942 г.1  Ме-109р-н Сталинграда
902.08.1942 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 4 )р-н Сталинграда
1024.11.1942 г.1  Ju-52  ( в паре - 1 / 2 )Большая Россошка
1130.11.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )балка Яблочная
1208.12.1942 г.1  Ju-52Басаргино
1310.12.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Ново - Максимовка
1422.01.1943 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 3 )Керчик
1522.02.1943 г.1  Ju-88Верхне - Широкий
1615.04.1943 г.1  Ju-87зап. Городище
1714.07.1944 г.1  Ju-87юго - вост. Кабаровце
1819.02.1945 г.1  Ме-109Приборн
1922.03.1945 г.1  FW-190юго - вост. аэр. Болотице

       Всего сбитых самолётов - 13 + 15   [ 8 + 13 ];  боевых вылетов - более 500.

*     *     *
Воздушная разведка над Вислой.

Листая лётную книжку военного времени, вспоминаешь задания, которые приходилось выполнять, и боевых товарищей, с которыми так много пройдено фронтовых дорог, столько пережито. Скромными, короткими записями порой отмечены весьма значительные события. Вот запись, датированная Августом 1944 года - "Разведка переправ через Вислу..."   Книжка закрыта, а перед глазами встаёт живая картина, всё задание - от взлёта до посадки.

Лётчики нашей эскадрильи в тот день дежурили в готовности № 1 на аэродроме. Сидели около своих "Лавочкиных", беседовали, посматривая в сторону командного пункта: не взлетит ли оттуда зелёная ракета ?   Вдруг подбегает офицер и сразу ко мне:

Товарищ Майор, вас вызывает командир дивизии.

- Есть. Иду.

Несколько раньше к нам на аэродром прилетел Командующий 2-й Воздушной армией генерал С. А. Красовский. Значит, думаю, и он там, на КП.

Вхожу, докладываю.

- Здравствуйте, товарищ Жуковский, - сказал Генерал, пожимая мне руку.

Командующий лично знал многих наших лётчиков, в том числе и меня, тогда командира эскадрильи.

- Есть важное задание, - продолжал Командующий, склоняясь над картой. - Надо разведать переправы через Вислу, хорошенько их посмотреть с воздуха, изучить обстановку. По нашим данным, противник замыслил большую перегруппировку сил.

Командир дивизии Полковник В. И. Давидков, понимая, что задание не из лёгких, заверил Командующего, чго лётчики нашей эскадрильи с ним справятся.

Наверное, такого же мнения был и Командующий. Он сказал:

- Я отсюда пока не улетаю. Буду ждать вашего возвращения.

Мне было предоставлено самому выбрать профиль полёта, маршрут, направление заходов на переправы. Посоветовавшись с лётчиками, я вскоре уже докладывал наш план. Решили вылететь небольшой группой - четвёркой.

- Одобряю, - сказал Генерал, выслушав меня.

Около 16:00 мы поднялись в воздух. Со мной в паре - Старший лейтенант Григорчук, вторую пару повёл Герой Советского Союза Капитан П. М. Никоноров, ведомым у него - Старший лейтенант Писарев.

Под крыльями наших истребителей простиралась земля Польши, истоптанная фашистскими сапогами, проутюженная гусеницами танков, израненная бомбами и снарядами. Эту землю в 1944 году освобождали войска Красной Армии. Мы, лётчики, должны были помочь быстрейшему продвижению вперёд наземных войск.

Месяц спустя после знаменитой Львовско - Сандомирской операции на нашем участке фронта установилось некоторое затишье. Но не для авиации. Боевая работа лётчиков, как всегда, была интенсивной.

Фашисты навели на Висле 7 переправ, важнейшая из них - вблизи Кракова. Переправы охранялись зенитной артиллерией, на ближних аэродромах противника дежурили значительные силы истребителей, готовые в любую минуту подняться в воздух. Словом, обстановка была довольно сложной, от нас при выполнении задания требовались не только мужество, но и хороший тактический приём, который бы обманул бдительность противника.

На малой высоте мы пересекли линию фронта, потом набрали 1000 метров и пошли южнее железной дороги, над предгорьями Карпат. Углубились в тыл противника на 200 км, развернулись и взяли курс на объекты разведки. Конечно же, немцы с этой стороны нас не ждали. Все средства их противовоздушной обороны были направлены на восток, а четвёрка истребителей появилась с запада.

Склонявшееся к горизонту солнце светило нам в спину. Наши "Лавочкины", напоминавшие по внешнему виду немецких "Фокке - Вульфов", не сразу вызвали тревогу у противника. Мы прошли невдалеке от вражеского аэродрома. Если немцы и поднимут своих истребителей, то им придётся перехватывать нас на догоне, что малоэффективно.

Следуя ломаным маршрутом, прикрываясь слепящими солнечными лучами, используя для маскировки горный рельеф местности, мы пролетели над всеми переправами. Некоторые из них оказались ложными. Например, понтонный мост через реку наведён, а подъездных дорог к нему нет. Значит, не было и никакого движения машин.

Каждую деталь обстановки фиксировал наметанный глаз. Разведку вели все лётчики нашей четвёрки. Никоноров оттянулся со своей парой назад и в сторону, наблюдая за воздушной обстановкой. Каждую минуту могли появиться вражеские истребители. Но их не было. А вот зенитки били, не жалея снарядов. Над переправой у Кракова зенитный огонь был особенно интенсивным. Разрывы вспыхивали впереди, сзади, по сторонам, казалось, всё небо испещрено чёрными дымками. Приходилось энергично маневрировать по высоте и курсу.

Один из снарядов разорвался очень близко от самолёта Никонорова. Осколки перебили управление рулём высоты, а сам он был ранен в ногу. Мы прикрывали товарища. Вся надежда была на его силу и мужество. Даже будучи раненым, лётчик пилотировал мастерски. Руль высоты не действовал. Когда самолёт задирал нос, Никоноров сбавлял газ, а когда опускал - увеличивал обороты. Так он поддерживал машину в горизонтальном полёте.

Задание по разведке уже было выполнено. Мы возвращались назад и все думали об одном: хватило бы у Никонорова сил дотянуть до аэродрома. Он дотянул.

Какой-то час мы были в воздухе, выполняя ответственное задание по разведке, а сколько сил и энергии было потрачено !   В воздушных боях, которых тоже проведено немало, как-то проще: пилотируй, лови самолёт противника в прицел и бей наверняка. А тут - важная разведка в интересах старшего командования. У каждого из нас в памяти зафиксировались ценные сведения, которые непременно надо сообщить. Мы должны были вернуться на аэродром во что бы то ни стало.

Командующий ожидал нас. Я доложил ему довольно подробно обстановку, сложившуюся в районе переправ. Генерал С. А. Красовский поблагодарил лётчиков за службу  ( на фронте это делалось просто, без особой торжественности )  и вскоре улетел.

Наша бомбардировочная и штурмовая авиация нанесла по вражеским переправам через Вислу сокрушающие удары. Во многих полётах мы, истребители, сопровождали бомбардировщиков, по братски радуясь их боевым успехам.

И вот теперь, много лет спустя, читая краткую запись о боевом вылете в Августе 1944 года, я с большой душевной теплотой думаю о фронтовых товарищах, о тех славных делах, которые совершила в годы войны наша родная 2-я Воздушная армия.

( Из материалов сборника - "2-я Воздушная армия в боях за Родину". )


Возврат

Н а з а д