Главная | Источники | 

HSU

Жидов Георгий Никонорович

Г.Н.Жидов

Родился 20 Февраля 1916 года в деревне Толмачёвка, ныне Кораблинского района Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов начальной средней школы в городе Кашире Московской области, фабрично - заводское училище при Каширской электростанции и работал там слесарем. Окончил аэроклуб в Рязани. С 4 Марта 1936 года в Красной Армии. В 1936 году окончил 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков имени Ворошилова. Участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию в 1939 году.

С Июня 1941 года Лейтенант Г. Н. Жидов в действующей армии. По Февраль 1943 года служил в 123-м ИАП  ( 27-м ГвИАП ); по Июлю 1943 года - в Управлении 7-го ИАК ПВО; по Май 1944 года - в 11-м ГвИАП; по Май 1945 года - в 401-м ИАП.

К Июню 1942 года командир эскадрильи 123-го истребительного авиационного полка  ( 7-й истребительный авиационный корпус, Ленинградская зона ПВО )  Капитан Г. Н. Жидов совершил 266 боевых вылетов на штурмовку аэродромов и войск противника, в 40 воздушных боях сбил лично 8 и в группе 13 самолётов противника.

14 Февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 366 успешных боевых вылетов, участвуя в 70 воздушных боях сбил 16 вражеских самолетов лично и 13 - в составе группы. Участник Советско - Японской войны 1945 года.

После войны продолжил службу в частях ПВО. С 1957 года Гвардии полковник Г. Н. Жидов - в запасе. Жил в Москве. Умер 11 Апреля 1972 года.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( пять ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

...В Июне 1941 года Лейтенант Г. Н. Жидов был направлен для продолжения службы в 123-й истребительный авиаполк  ( 10-я смешанная авиационная дивизия ). Эта часть находилась недалеко от Кобрина  ( Пинская область ), где происходило перевооружение на новые истребители Як-1. Однако, к 19 Июня 1941 года в частях дивизии имелось всего 20 самолетов Як-1 и, таким образом, большинство её лётчиков начало войну на устаревших бипланах И-153.

Великую Отечественную войну командир авиационного звена Георгий Жидов встретил 22 Июня 1941 года в 3 часа 30 минут. В официальных советских источниках встречается следующее утверждение:

"22 Июня 1941 года в 3 часа 45 минут лётчик - истребитель Лейтенант Георгий Жидов сбил бомбардировщик из эскадрильи первого эшелона немецко - фашистской авиации, налетевшей на нашу Родину, это был один из первых немецких самолётов, уничтоженный советским лётчиком в дни Великой Отечественной войны".

Лейтенант П.С.Рябцев.
Лейтенант П. С. Рябцев.

По другим источникам, 22 Июня 1941 года на подступах к Бресту 8 немецких истребителей Ме-109E из состава JG 51 были атакованы 4 "Чайками" 123-го авиаполка  ( пилоты: Капитан Н. П. Можаев, Лейтенанты Г. Н. Жидов, П. С. Рябцев и Назаров ). В ходе боя самолёт Г. Н. Жидова был подбит [ По некоторым источникам, известным немецким асом Оберст - лейтенантом Вернером Мёльдерсом  ( Werner Mёlders ) - командиром JG 51, записавшим в том бою на свой счёт 69-ю победу ]. Когда он пошёл на снижение, 3 немецких истребителя атаковали его сверху, стремясь окончательно добить. Но Капитан Н. П. Можаев, прикрывая своего товарища, пулемётной очередью сразил одного из них, а сам Г. Н. Жидов поджёг второй самолёт противника.

К концу боя у Лейтенанта П. С. Рябцева кончился боекомплект. Но он, не считаясь с опасностью, направил свой самолёт на врага и таранил его. Немецкий самолёт рухнул на землю. А Лейтенант П. С. Рябцев благополучно приземлился на парашюте. Так на глазах у защитников Брестской крепости был совершен один из первых воздушных таранов в Великой Отечественной войне.

123-й истребительный авиаполк под командованием Майора Б. Н. Сурина в течение всего первого дня войны вёл ожесточённые бои с противником и сбил 30 фашистских самолётов. Сам Майор Б. Н. Сурин провёл 4 воздушных боя и сбил при этом 3 вражеских самолёта, но погиб и сам.

Удивительно высокая нагрузка выпала лётчикам 123-го авиаполка в первые дни войны. Вот лишь некоторые эпизоды, нашедшие отражение в лётной книжке Георгия Жидова:

"22 Июня: 12 боевых вылетов  ( 13 часов в воздухе )  - 8 воздушных боёв, звеном сбили в районе Бреста - 3 Ме-109, 4 Ю-88 и Хш-126, в районе станции Жабинка ещё 1 Ме-109.

23 Июня - вылеты на прикрытие Пинска и Бобруйска, 9 боевых вылетов, 3 боя с Ю-88.

24 Июня 19 боевых вылетов  ( 18 часов 40 минут в воздухе )  - бои с Ю-88 и Хе-111.

25 Июня 12 боевых вылетов. Бои с Ю-88 и Хе-111".

Свою последнюю победу в этом жарком месяце Георгий Жидов одержал 28 Июня.

Боевой счёт отважного лётчика рос быстро. Однако несли потери и наши лётчики. В начале Июля 1941 года полк был отправлен в Подмосковье где, на аэродроме Монино, прошёл переучивание на новый истребитель Як-1. Спустя уже 2 недели лётчики 123-го авиаполка, получив новенькие "Яки", перебазировались на аэродром Набережная, и с 15 по 28 Июля охраняли Москву, летая на больших высотах и отрабатывая лётную подготовку.

Осенью 1941 года Георгий Жидов с товарищами сражались уже в небе Ленинграда, защищали Ладожскую трассу.

Як-1 Г.Н.Жидова

Як-1 Лейтенанта Г. Н. Жидова.  123-й ИАП, Ладога, Апрель 1942 года.

В эти дни в полку работал замечательный советский художник Яр-Кравченко. С раннего утра и до позднего вечера он был на самолётных стоянках, на взлётно - посадочной полосе, заглядывал на командный пункт, в землянки, общежитие лётчиков и рисовал, неустанно рисовал.

Яр-Кравченко отказывался от всяких привилегий. Жил в землянке на аэродроме, питался тем же, чем и лётчики, - нередко одними сухарями. Он делил с ними горечь неудач и радость побед. Может быть, поэтому его работы были так выразительны и реалистичны.

Г.Н.Жидов. Рисунок Як-Кравченко.

Когда художник закончил в боевых полках серию авиационных рисунков и портретов, журналист М. Жестев в одной из ленинградских газет написал о нём тёплую корреспонденцию:

"Славой овеяны имена наших лётчиков - истребителей, они любимы народом, и эта любовь привела художника Яр-Кравченко к народным героям. Мастерской рукой портретиста он создал фронтовой альбом. Когда рассматриваешь этот альбом, каждый штрих приобретает необыкновенное значение. Тут нет сражений в воздухе. Героизм лётчиков дан через портрет. Вы чувствуете его во взгляде глаз, повороте головы, в каждой черточке лица..."

С наступлением нового, 1942 года воздушные бои над ледовой трассой участились. Уже с утра 1 Января над озером появились крупные группы фашистских бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Наши группы истребителей, патрулировавшие в воздухе, вступили в бой с врагом. Старший лейтенант Георгий Жидов вместе со своими ведомыми Лейтенантами Беляевым и Николаем Баклановым сбил Mе-109 и прорвался сквозь неприятельский заслон к группе Ju-88. Вражеские бомбардировщики вынуждены были беспорядочно сбросить бомбы и уйти.

В целях деблокады Ленинграда советские войска ещё 20 Октября 1941 года начали Синявинскую наступательную операцию. Но завершить её не удалось, так как в районе Тихвина создалась угрожающая обстановка связанная с наступлением немецких войск. Часть авиации Ленинградского фронта была срочно переброшена туда. В этих схватках несколько блестящих побед над вражескими истребителями одержали лётчики 123-го авиаполка Капитан Н. П. Можаев, Лейтенант Г. Н. Жидов и Младший лейтенант А. Т. Карпов.

30 Мая 1942 звено истребителей, ведомое Гергием Жидовым, провело замечательный воздушный бой с большой группой Ме-109 и вышло из него победителем. В ожесточённой схватке нашими пилотами было сбито 5 вражеских машин, 3 из которых   ( 2 лично и 1 в группе )  записал на свой счёт Г. Н. Жидов. Наши потери - 1 самолёт, пилот которого погиб.

К Июню 1942 года командир 1-й эскадрильи 123-го истребительного авиаполка Капитан Г. Н. Жидов совершил 266 боевых вылетов на штурмовку аэродромов и войск противника, в 40 воздушных боях сбил лично 8 и в группе 13 вражеских самолётов.

4 Октября 1942 года, прикрывая наши войска в районе Колпино, в воздушном бою Капитан Г. Н. Жидов был тяжело ранен. После непродолжительного лечения он продолжил боевую деятельность.

Як-1 Г.Н.Жидова

Истребитель Як-1 Лейтенанта Г. Н. Жидова.  123-й ИАП, 1942 год.

Як-1 Г.Н.Жидова

22 Ноября 1942 года 123-й авиаполк был преобразован в 27-й Гвардейский. А бои не прекрашались... В Декабре 1942 года над Ладожским озером, ударом правой плоскости своей машины, Георгий Жидов уничтожил вражеский бомбардировщик. Сам же благополучно произвёл посадку на повреждённом самолёте.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 Февраля 1943 года Гвардии капитан Жидов Георгий Никонорович был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

С Июля 1943 года Г. Н. Жидов сражался в составе 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка под командованием Гвардии подполковника И. П. Неуструева.

Г.Н.Жидов

В течение лета и осени 1943 года полк вёл активные боевые действия на Ленинградском и Волховском фронтах. В Июне 1943 года велись напряжённые воздушные бои над мостами через Волхов. Несмотря на постоянные налёты противнику не удалось нарушить работу этой важнейшей для Ленинграда коммуникации. Однако размах действий вражеской авиации в те дни не мог не беспокоить советское командование.

8 Июня было решено нанести массированный штурмовой удар по аэродрому Сиверская, где по данным авиационной разведки базировалось до 70 самолётов противника различных типов. Для выполнения этой важной задачи было решено задействовать несколько групп самолётов  ( всего около 100 машин ), в том числе 64 истребителя сопровождения.

Первыми на рассвете вылетели две шестёрки истребителей Ла-5 под командованием Капитанов Г. Н. Жидова и И. П. Неуструева. Их главной задачей было блокировать вражеские аэродромы Сиверская и Сиворицы, чтобы не допустить взлёта с них истребителей. Через 5 минут после прихода истребителей в район цели стоянки немецких самолётов и лётное поле бомбили группы наших бомбардировщиков и штурмовиков. На земле один за другим вспыхивали костры горящих самолётов. Было уничтожено на земле и сбито в воздушных боях до 20 немецких самолётов и около 15 повреждено. При отходе от цели на наши самолёты пытались напасть несколько FW-190, вызванных с других аэродромов. Но решительными действиями истребителей прикрытия они были отогнаны.

В Апреле 1944 года Гвардии майор Г. Н. Жидов был назначен командиром 401-го истребительного авиационного полка.

Летом 1944 года разгорелись ожесточённые бои на Выборгском направлении. 22 Июня новый командир сбил сразу 2 вражеских самолёта. Напряжение боёв не стихало до конца месяца. Лётчики 401-го истребительного авиационного полка под командованием Героя Советского Союза Гвардии майора Георгия Никоноровича Жидова только за 29 - 30 Июня 1944 года сбили 7 фашистских истребителей. В этих боях отличились лётчики Лейтенанты Дзгоев, Сучек, Цуркан, Кузнецов, Бобров, Младший лейтенант Тихонов. Пример показал командир полка - 30 Июня он сбил свой последний самолёт.

В тот день 8 истребителей Ла-5, ведомые Г. Н. Жидовым вылетели на прикрытие своих наземных войск. Встретив группу вражеских самолётов из 12 Ме-109, лётчики в коротком, но напряжённом бою сбили 5 самолётов противника, не потеряв ни одного своего.

В Апреле 1945 года 401-й ИАП был направлен на Дальний Восток, где в Августе принял участие в боевых действиях на территории Манчжурии.

За время Великой Отечественной войны Георгий Жидов на истребителях И-153, Як-1, Ла-5 выполнил 364 боевых вылета, и ещё 2 боевых вылета на Ла-7 в Манчжурии. Из них: сопровождение бомбардировщиков - 26, сопровождение штурмовиков - 4, патрулирование - 254, прикрытие своих войск - 32, штурмовка - 15, свободная охота - 9, разведка - 23 боевых вылета. В 70 воздушных боях сбил 29 вражеских самолётов: 16 лично и 13 в группе  ( 7 бомбардировщиков, 21 истребитель и 1 разведчик Hs-126 ).

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора Г. Н. Жидова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.06.1941 г.1  Ме-109ЖабинкаИ-153, Як-1, Ла-5.
23  Ju-88  ( в группе - 3 / 3 )Брест
33  Ме-109  ( в группе - 3 / 3 )Брест
41  Hs-126  ( в группе - 1 / 3 )Брест
530.07.1941 г.2  Ме-109  ( в группе - 2 / ? )Едрово
623.09.1941 г.1  Ме-109Рыбацкое
727.09.1941 г.1  Ме-109Манушкино
825.10.1941 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Арбузово
926.11.1941 г.1  Ме-109м. Осиновец
1001.01.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Бугры
1115.04.1942 г.1  Ме-109аэр. Красногвардейск
1228.05.1942 г.1  Ме-109Манушкино
1330.05.1942 г.1  Ме-109Лепсари
141  Ме-109Рабочий посёлок № 14
151  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )ст. Рахя
1603.08.1942 г.1  Ju-88Сосновка
1704.09.1942 г.1  Ме-109Рождественское
1809.06.1943 г.1  FW-190Антропшино
1918.06.1943 г.1  FW-190Колпино
2022.06.1943 г.1  Ме-110Гойтолово
2122.06.1944 г.2  Ме-109Выборг
2230.06.1944 г.1  Ме-109р-н Выборга

       Всего сбитых самолётов - 16 + 13  [ 16 + 12 ];  боевых вылетов - 366;  воздушных боёв - 70.


Встречи с "Чёрной кошкой"

Возврат

Н а з а д