Главная | Источники | 

HSU

Залевский Владимир Николаевич

В.Н.Залевский

Родился 15 Июля 1918 года на станции Деканская Перевальского района Ворошиловградской области, ныне Артемовский горсовет Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. В 1937 году, по окончании Рабфака и местного аэроклуба, был призван в ряды Красной Армии. Окончил Чугуевскую военное авиационное училище лётчиков в 1940 году.

С началом Великой Отечественной войны Младший лейтенант В. Н. Залевский на фронте. В одном из боёв был сбит и, находясь без сознания, попал в плен. Вскоре, убив конвоира, бежал и с помощью партизан возвратился в свой полк.

К Апрелю 1942 года командир звена 157-го истребительного авиационного полка ПВО  ( 4-я Ударная армия, Калининский фронт )  Лейтенант В. Н. Залевский совершил 149 боевых вылетов, из которых 10 - на разведку, 8 - на штурмовку войск и техники противника. Провёл свыше 30 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов врага  ( 1 из них - тараном ).

30 Января 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, командир эскадрильи 157-го ИАП Капитан В. Н. Залевский удостоен звания Героя Советского Союза.

5 Июля 1943 года погиб в воздушном бою.

Всего выполнил более 300 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 17 самолётов противника лично и 23 - в группе с товарищами.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Изучая историю прославленного 157-го Краснознамённого истребительного авиационного полка всегда обращаешь внимание на одну из рукописных страниц в папке с документами. На ней выведен заголовок "Любимец полка". В этом документе речь идёт о Капитане Владимире Николаевиче Залевском. Он прошёл сквозь огонь первых лет Великой Отечественной войны, не раз смотрел в лицо смерти, одним из первых в небе Ленинграда таранил вражеский бомбардировщик.

Свой боевой путь отважный лётчик - истребитель начал в первые же дни войны. Как - то Владимир Залевский и его ведомый Пётр Аксенов, бросившись навстречу 18 "Юнкерсам", вынудили их открыть бомболюки далеко от цели. Потом стали известны результаты этой поспешной бомбежки: 44 бомбами были убиты корова, поросёнок и петух...

27 Июля 1941 года, недалеко от железнодорожной станции Чаща   ( Октябрьская железная дорога Гатчинского района Ленинградской области ), командир звена Младший лейтенант В. Н. Залевский в воздушном бою на самолёте И-16, израсходовав весь боекомплект, на высоте около 100 метров двойным таранным ударом сбил бомбардировщик противника Ju-88.

В тот день на перехват 9 "Юнкерсов" вылетело звено 157-го истребительного авиаполка. Бомбардировщики вскоре действительно были обнаружены. Но их оказалось только 8. Вряд ли посты воздушного наблюдения ошиблись. Всё сходилось - и район, и курс, и высота. Не хватало только одного бомбардировщика. И вдруг ниже и в стороне от "Юнкерсов", с которыми уже шёл бой, Владимир Залевский увидел 9-го. Он не отстал, нет, его экипаж явно хитрил: пока другие "Юнкерсы" отбивались от наших истребителей, этот решил незаметно выйти к цели.

Залевский спикировал. После первой же пулемётной очереди "Юнкерс" начал уходить. Наш лётчик продолжал атаки. Левый мотор бомбардировщика, выражаясь словами самого Залевского, начал "коптить".

- Ещё несколькими очередями я "успокоил" стрелка, - рассказывал потом сам Владимир, - а затем всадил в "Юнкерс" остаток патронов. Но он всё продолжал лететь. Вижу, уходит. Подскочил - и винтом по хвосту...

Воздушный таран В.Н.Залевского.

Бомбардировщик качнуло влево, однако лётчик оказался не промах - опять справился с повреждённой машиной. Тогда я полоснул его вторично, теперь уже не винтом, а крылом. После этого он наконец ткнулся в землю. Ещё немного, и я тоже последовал бы его примеру. К счастью, успел, не выпуская шасси, посадить свой изрядно подраненный "Ишачок" на болото.

Уже через несколько дней Залевский снова поднялся в небо на своём увезённом с болота и отремонтированном истребителе. К сожалению, летал недолго. Через пару недель ему пришлось пройти ещё через одно суровое испытание.

15 Августа 1941 года Владимир вылетел на очередное боевое задание. Курс эскадрильи лежал к аэродрому, где сосредоточилась новая боевая техника врага. К цели наши самолёты подошли не с востока - со стороны линии фронта, а с севера, сделав крюк. Противник, обнаружив их уже на ближних подступах к аэродрому, открыл сильный заградительный огонь. Залевский пробился сквозь завесу огня и бросил свою машину в пикирование. За ним последовали остальные лётчики его группы. На земле грохнули взрывы. Врагу был нанесён ощутимый урон.

Пора было уходить от цели. Вдруг Владимир почувствовал, как его машина вздрогнула и покачнулась. Разорвавшийся рядом зенитный снаряд повредил управление. Нужно было садиться, а под крылом лес. Лётчик понял: посадку он может сделать только здесь, в глухом сосняке. Машина, словно подбитая птица, пошла на снижение, зацепила за верхушки деревьев, которые самортизировали удар. И всё же Залевский потерял сознание. Когда же пришёл в себя, увидел лицо незнакомой женщины.

Это была финская крестьянка. Она помогла Владимиру выбраться из кабины, уложила его на подводу, сверху прикрыла сеном и привезла на хутор. Спрятав его в тёплом сарае, предупредила, что выходить наружу опасно.

И всё же враги обнаружили советского лётчика. Однажды двери сарая резко распахнулись. Владимир не успел вскочить, как 2 автомата упёрлись ему в грудь.

10 дней подвергался Залевский допросам и пыткам. Ничего не добившись от него, комендант приказал расстрелять пленного лётчика.

...Владимир молча копал себе могилу. Чуткое ухо лётчика уловило знакомый нарастающий гул моторов. И вдруг из - за густой стены леса, прямо из облаков, вынырнули советские истребители. Вражеские солдаты от неожиданности оторопели, бросились врассыпную. Залевский выскочил из ямы и с размаху ударил лопатой по голове замешкавшегося конвоира. А потом, собрав все силы, бросился в лес.

Более 2-х недель Владимир пробирался к своим. Ему повезло: на одном из хуторов он встретил разведчиков из партизанского отряда. Узнав, кто он и откуда, те взяли его с собой. С ними Залевский перешёл передний край и вернулся в родной полк.

Как уже говорилось выше, этот человек был любимцем всего полка. Его возвращение стало чем - то вроде праздника. На радостях даже забыли снять стенгазету, в которой была помещена обведённая траурной рамкой фотография Залевского. Владимир внимательно посмотрел на неё, прочел заметку о своих боевых подвигах и гибели, улыбнулся и сказал:

- По народной примете получается, что мне жить да жить. Так что будет время рассчитаться с фашистами.

На беду, примета не оправдалась. А вот с врагами Владимир действительно рассчитался полной мерой: за рекордно короткий срок он сбил десяток немецких самолётов. В одном из архивов хранится документ, в котором перечислены самолёты, сбитые Залевским только за один месяц, даже меньше - с 7 по 30 Марта 1942 года: 5 "Юнкерсов", 4 "Мессершмитта" и 1 "Хейнкель". Итого, 10 побед за 24 дня. Внушительный итог !

В каждом полёте отважный лётчик проявлял беззаветную смелость и решимость, вместе с товарищами умело разил врага. В те дни авиационная газета писала:

"Высокое мастерство, дерзость, отвага и смелость позволили Овчарову и Залевскому одержать победу над численно превосходившими силами врага. В 4-х воздушных схватках они сбили 12 самолётов противника и благополучно вернулись на свой аэродром..."

А в одной из аттестаций Залевского упоминается уже не 10, а 11 побед. Она так и начинается, эта аттестация, подписанная командиром полка Майором Андреевым и комиссаром полка - батальонным комиссаром Карпенко в Апреле 1942 года: "Безудержной храбрости, смелости и отваги боевой лётчик Лейтенант Залевский лично сбил 11 самолётов противника".

Один, из этих 11, значится особо. Это тот, который Залевский таранил. В представлении к "Золотой Звезде" он тоже выделен. Зимой 1943 года в газетах появился Указ о присвоении Владимиру Николаевичу Заленскому звания Героя Советского Союза.

Летом 1943 года, пересев с устаревшего "Харрикейна" на новый Як-7Б, он принял участие в боях на Курско - Орловской дуге. К тому времени его боевой счёт уже изменился.

Свои последние победы Владимир Залевский одержал 5 Июля 1943 года. Это было в районе Курской дуги. В тяжёлом, неравном бою он сбил 2 самолёта, но и сам погиб. К тому времени на боевом счету Залевского числилось 17 немецких самолётов, сбитых лично, да ещё 23 в групповых боях, то есть при таких обстоятельствах, когда точно не определишь, кто именно поразил врага. Так и возникло в истребительных полках деление побед на личные и групповые.

В тот день эскадрилья получила задание вылететь на перехват вражеских бомбардировщиков. Как всегда Залевский осматривал перед вылетом свой истребитель. В это время к нему обратился один из партийных активистов и попросил написать несколько слов в боевой листок. Положив бумагу на планшет, Владимир стал быстро писать: "До вылета в бой остаётся несколько минут. Все помыслы направлены на то, чтобы встретить врага ураганным огнём пушек и пулемётов. Будем сражаться до последней капли крови..."

Когда взвыла сирена, Залевский передал недописанный листок товарищу и обещал дописать его после возвращения с боевого задания. Через несколько минут эскадрилья взмыла в воздух.

В тот день подчинённым Майора В. Ф. Волкова пришлось провести один из наиболее напряжённых и тяжёлых воздушных боёв с большой группой немецких самолётов. При патрулировании 18 Як-1 и Як-7Б разделились на 2 группы. Ударную восьмёрку, которая должна была атаковать вражеские бомбардировщики, возглавлял Герой Советского Союза Капитан В. Н. Залевский, а десятку прикрытия вёл командир полка. Не доходя линии фронта, наши лётчики заметили ниже себя большую группу Ju-88 и FW-190. Немецкие истребители не сопровождали бомбардировщики непосредственно, а патрулировали на разных высотах парами и четвёрками.

Используя облачность, Капитан В. Н. Залевский стал со своим подразделением заходить на "Юнкерсы" с тыла, в то время как лётчики Волкова вступили в бой с истребителями прикрытия. Однако полностью обеспечить атаку ударной группы им не удалось, поскольку FW-190 постарались связать боем все "Яки". Тем не менее 4 Як-7Б прорвались к бомбардировщикам, открыв огонь с близкой дистанции и подбив 3 Ju-88. Увлекшись атакой, наши лётчики своевременно не заметили неприятеля, открывшего губительный огонь с задней полусферы. Капитан В. Н. Залевский и Старший лейтенант М. А. Ануфриев вскоре были сбиты и оба с тяжёлыми ранениями выбросились с парашютами над расположением советской 2-й танковой армии. В этот же день В. Н. Залевский скончался в госпитале от полученных ранений.

Потеряв ещё 2 своих Як-7Б, потерпевших аварию на вынужденных посадках, лётчики 157-го ИАП доложили об уничтожении 9 самолётов противника. Командование признало эти данные завышенными, засчитав группе победу над 3 Ju-88 и 2 FW-190.

Немецкий бомбардировщик Ju-88A-5.

Немецкие источники утверждают, что единственной их потерей в том бою с "Яками" стал бомбардировщик Ju-88A  ( № 144659 ). Судя по документам Люфтваффе, командир 8/KG1 Капитан Г. Михаэль  [ H. Michael ]  со своим экипажем не вернулся на аэродром. Его поражённая снарядами машина взорвалась в воздухе. Михаэль отличился в боях под Ленинградом и Сталинградом, всего выполнил 282 вылета и его посмертно наградили "Рыцарским Крестом".

...Один за другим приземлялись истребители эскадрильи на свой аэродром. Редактор боевого листка искал среди них машину Залевского и не находил. Обращался к лётчикам, спрашивал, что с комэском. Люди молчали. Тогда он подошёл к стенду, на котором был прикреплён боевой листок, и крупными буквами вывел: "Слово командира". Он не написал "последнее". Ему, как и всем, хотелось верить, что Залевский всё - таки вернётся. Но на сей раз чуда не произошло. И всё равно долго ещё имя его не вычеркивалось из висевшего на видном месте "Боевого счёта" лётчиков полка. Против фамилии Заленского стояли цифры: 17 + 23...

Вот сколько вражеских самолётов сбил человек, которого в Августе 1941 года, неподалёку от Кингисеппа, фашисты заставили рыть себе могилу.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана В. Н. Залевского:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
127.07.1941 г.1  Ju-88  ( сбит тараном )юж. оз. ЧёрноеИ-16, "Харрикейн", Як-7.
215.08.1941 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 4 )Морозово
307.03.1942 г.2  Ju-88  ( в группе - 2 / 6 )зап. Холм
41  Do-215  ( в группе - 1 / 6 )сев - зап. Холм
51  Ju-88Холм
62  Ju-88  ( в группе - 2 / 5 )зап. Холм
71  Hs-126  ( в группе - 1 / 5 )Тёмный Бор
81  Ме-109зап. Холм
908.03.1942 г.1  Ju-88зап. ст. Водокачка
101  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )юго - зап. Холм
111  Ме-109юго - зап. Холм
1209.03.1942 г.2  Ju-88  ( в группе - 2 / 4 )зап. Холм
1312.03.1942 г.1  Do-215Старо-Пригорино - Смыковка
1416.03.1942 г.1  Ju-88Велиж
1518.03.1942 г.1  Ju-88сев. - зап. Торопец
1623.03.1942 г.1  Hs-126Рацковицы
1724.03.1942 г.1  Ме-110сев. Верх. Ольгово
1830.03.1942 г.1  Ju-88зап. Платонежки
1906.04.1942 г.1  Ju-88зап. Беляево
2025.04.1942 г.1  Ju-88ст. Усвяты
2101.05.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )р-н Торопец
2206.07.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 5 )сев. Хрущево
2307.07.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 10 )Замостье
242  Ju-88  ( в группе - 2 / 10 )Брагино - Нестерово
2508.07.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 8 )сев. - вост. Красный Холм
261  Ju-88  ( в группе - 1 / 8 )сев. Нестерово
2712.08.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )Ржев
2813.08.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 7 )Тимофеево
2914.08.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 7 )сев. Грибово
302  Ju-88  ( в группе - 2 / 7 )сев. - вост. Ржев
311  Ju-88сев. - зап. Ржев
3215.08.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )сев. - вост. Ржев
3306.06.1943 г.1  Ме-110Елизаветское
3405.07.1943 г.1  Ju-88Синьковец
351  Ju-88зап. Глазуновец

      Всего сбитых самолётов - 17 + 23;  боевых вылетов - более 300.


Возврат

Н а з а д