Главная | Источники | 

HSU

Забегайло Иван Игнатьевич

И.И.Забегайло.

Родился 13 Мая 1917 года в городе Ростове-на-Дону в семье рабочего. В 1931 году окончил 7 классов. С 1937 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Борисоглебскую военно - авиационную школу лётчиков, служил в строевых часиях ВВС.

С Июня 1941 года Лейтенант И. И. Забегайло в действующей армии. По Ноябрь 1941 года служил в составе 184-го ИАП, летал на И-16; по Июнь 1942 года - в 152-м ИАП, на И-16 и "Харрикейне"; по Июль 1943 года - в 1-м Гвардейском ИАП, на Як-1 и Як-7; с Ноября 1943 года по Октябрь 1944 года - в Управлении ВВС Западного фронта; с 4 Октября 1944 года - в 1-й ВАШП на должности начальника парашютно - десантной службы,летал на различных типах самолётов; по Май 1945 года - в 54-м Гвардейском ИАП, летал на "Аэрокобре".

К Марту 1943 года командир эскадрильи 1-го Гвардейского ордена Ленина Краснознамённого истребительного авиационного полка  ( 209-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт )  Гвардии старший лейтенант И. И. Забегайло совершил 326 боевых вылетов, в 99 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 6 самолётов противника.

24 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С осени 1944 года И. И. Забегайло служил в 54-м Гвардейском истребительном Керченском авиационном полку  ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Белорусский фронт ). Всего выполнил 453 боевых вылета.

После окончания войны отважный лётчик - истребитель продолжал службу в ВВС. С 1947 года Гвардии майор И. И. Забегайло - в запасе. Жил и работал в административном центре Крыма - городе Симферополе. Скончался 23 Декабря 1958 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени; медалями.

*     *     *

Свою боевую деятельность Лейтенант И. И. Забегайло начал в составе 184-го ИАП, где летал на И-16. С Ноября 1941 года по Июнь 1942 года служил уже в 152-м ИАП, где летал на И-16 и "Харрикейне".

При эксплуатации английских истребителей типа "Харрикейн" возникало достаточно много трудностей. Как ни старался технический состав при подготовке самолётов к полётам, английские истребители иногда как бы испытывали крепость нервов лётчиков и техников. Так, на самолёте Ивана Забегайло рассыпался главный шатун. И произошло это ЧП в воздухе. Лётчик вынужден был выпрыгивать из горящего самолёта. Из-за отказа двигателя производили вынужденные посадки и другие лётчики.

Истребитель 'Харрикейн'

С Июня 1942 года Иван Забегайло сражался уже в составе 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка, где летал на "Яках".

Летом 1942 года, когда противник, устремившись на юг нашей страны, рвались к берегам Волги, войска Калининского и Западного фронтов перешли в наступление на Ржевско - Сычовском направлении. Ежедневно в штаб полка стало поступать столько заявок прикрыть наземные войска, сопровождать штурмовики и бомбардировщики, провести воздушную разведку, что иногда просто не хватало самолётов, чтобы выполнить каждую заявку. Приходилось поэтому, как и в самые трудные месяцы 1941 года, посылать порой на задания группы меньшего состава, чем этого требовала обстановка. Лётчики понимали вынужденность таких решений и стремились решить задачу так, будто она выполнялась полными силами. Каждый дрался за двоих и троих, смело вступал в бой, какое бы численное превосходство ни имел враг. Показателен в этом отношении бой 5 Августа, проведённый лётчиками Клименко, Забегайло, Ищенко, Тихоновым и Дмитренко.

И.И.Забегайло.

Прикрывая войска в районе Ржева, наши лётчики обнаружили 13 бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием 6 Ме-109. Бомбардировщики шли на высоте 400 метров, в боевом порядке колонна звеньев. Немцы пытались пройти к цели незаметно, прикрываясь нижней кромкой облаков, но это им не удалось. Командир звена Забегайло, лётчики Ищенко и Клименко стремительно атаковали врага снизу сбоку. Огонь был точен. Ведущий бомбардировщик загорелся и, не успев сбросить бомбы, взорвался. Вспыхнули факелами и 2 ведомых "Юнкерса", которых атаковали Ищенко и Клименко.

Смело и искусно действовал в этом бою лейтенант Тихонов. Уничтожив один бомбардировщик, он на выходе из атаки заметил ещё 3 "Юнкерса", которые выскочили из-за облаков. Снарядов на истребителе уже не было. Отважный лётчик не мог допустить, чтобы враг спокойно сбросил бомбы на цель. Не теряя ни секунды, Тихонов пошёл в атаку. Она была такой яростной, что "Юнкерсы" отвернули от цели.

Победоносно закончили этот день и лётчики Молодчинин, Пересада и Косенко. В актив полка прибавилось ещё 7 сбитых самолётов противника.

После каждого боевого вылета на стоянке самолётов и в столовой появлялись боевые "листки - молнии". В них рассказывалось о героизме и мужестве лётчиков. Наиболее часто упоминалось в "молниях" имя командира звена Старшего лейтенанта Ивана Забегайло. Только за Август 1942 года он 70 раз вылетал на задания, участвовал в 14 воздушных боях, в которых 9 неприятельских самолётов сбил лично и 2 в составе группы. Забегайло первым в полку стал брать на истребитель осколочные бомбы для бомбардировки фашистских переправ, зенитных точек и автоколонн. Он всегда стремился разнообразить тактику действий в зависимости от меняющейся обстановки в воздухе.

- Чтобы победить врага, - любил говорить командир звена, - нужно искать и находить его, применять в бою такие приёмы, которые для противника были бы неожиданными.

Не раз после боевого дня Забегайло вместе с лётчиками вычерчивал десятки схем воздушного боя, спорил, пытливо искал, как полнее использовать богатейшие возможности самолёта для победы над врагами. Каждый вылет Забегайло был для молодых лётчиков примером подлинного героизма и боевого мастерства.

Особенно ярко проявились высокие морально - боевые качества Забегайло 31 Августа 1942 года, когда возглавляемое им звено прикрывало с воздуха наши танки в районе Зубцово. Группа самолётов Як-1, ведомая Забегайло, свела на нет атаки 4-х групп бомбардировщиков противника. Старший лейтенант лично сбил 2 самолёта врага и помог своим товарищам уничтожить ещё 6 фашистских самолётов. За этот бой командующий Калининским фронтом 4 Сентября 1942 года наградил Старшего лейтенанта И. И. Забегайло орденом Красного Знамени.

Группа лётчиков 1-го ГвИАП.
Слева направо: Ф. Кузнецов, В. Клименко, И. Забегайло, И. Тихонов
у самолёта Ивана Забегайло.  1-й ГвИАП, Июль - Август 1942 года.

Вечером 10 Декабря в полк прибыл новый командир - Гвардии майор П. Т. Логвинов, а вместо погибшего в бою заместителя командира полка по политической части А. И. Зотова был назначен майор П. С. Лещенко. На следующий день командир полка лично повёл группу истребителей на помощь войскам, наступавшим севернее Великих Лук. При подходе к линии фронта группа встретила около 20 "Юнкерсов" и 12 "Мессершмиттов".

- "Соколы" !   Бьём по большим ! - скомандовал по радио майор П. Т. Логвинов и первым ринулся на врага. Его примеру последовали остальные лётчики.

Путь к нашим войскам врагу отрезали. "Юнкерсы" вынуждены были сбросить бомбы, не долетев до цели.

В ходе этого боя майор Логвинов, старшие лейтенанты Забегайло, Ищенко и Лаухин и молодые лётчики лейтенанты Сенченко и Свиридов метким огнём из бортового оружия сбили 6 Ju-88. Остальные "Юнкерсы" покинули поле боя.

Ранним утром 12 Января 1943 года лётчики выстроились на заснеженном летном поле. Над головами воинов реяли боевые алые знамена. В морозном воздухе чётко звучали слова приказа командующего Волховским фронтом о начале операции по прорыву блокады города Ленина. Свои мысли, чувства, стремления Гвардейцы высказали на начавшемся тут же, на аэродроме, митинге. Бойцы и командиры клялись в предстоящих боях не уронить чести 1-й советской эскадрильи, которая базировалась на аэродроме под Ленинградом и более 12 лет охраняла небо над городом.

Взвилась в небо ракета. Все самолёты полка поднялись в воздух. Звеньями подошли к линии фронта. Стрелковые части, танки и артиллерия Волховского фронта при поддержке десятков бомбардировщиков и штурмовиков взламывали долговременную оборону врага. Фашистская авиация пыталась остановить наступление советских войск. В воздухе то там, то здесь завязывались напряжённые бои. Командир эскадрильи Гвардии старший лейтенант Забегайло, докладывая о действиях своей группы, рассказал после посадки:

- При подходе штурмовиков к цели нас атаковали "Фокке - Вульфы" снизу, а "Мессеры" - сверху. Подбит один Ил-2, майор Тормозов и лейтенант Пантюхов в бою с 4 Ме-109 сбили по одному самолёту. Лётчики информируют, что некоторые группы штурмовиков не все сразу уходят от цели, а это ведёт к распылению сил истребителей сопровождения. Штурмовики не всегда учитывают запас горючего на "Яках".

Командир полка приказал построить лётный состав. На основании своих наблюдений и доклада начальника штаба он дал лётчикам несколько советов о том, как лучше действовать в различных условиях боевой обстановки. Детальный анализ первых полётов решили провести вечером: подходило время для очередного вылета.

Як-7Б из состава 1-го ГвИАП.

Напряжённые бои длились целую неделю. Лётчики 1-го Гвардейского полка, прикрывая войска и сопровождая бомбардировщики и штурмовики, совершили за это время сотни вылетов. Лишь очень низкая облачность и метель иной раз мешали им подняться в воздух.

Приближалась 25-я годовщина Красной Армии и Военно - Морского Флота. Гвардейцы решили встретить праздник новыми победами. 21 Февраля четвёрка истребителей во главе с Гвардии старшим лейтенантом Ащауловым, действуя в районе Синявино, где противник имел сильную оборону и сдерживал наступление наших войск, встретила и смело вступила в бой с 8 Ме-109. В этот день Гвардии старший лейтенант Иван Забегайло уничтожил Ju-88 и довёл счёт лично сбитых самолетов врага до 16.

Сообщения об успехах наших войск в боях с немецко - фашистскими захватчиками, об освобождении новых советских городов и районов, о героическом труде народа в тылу радовали Гвардейцев.

- Поднимешься в воздух, и сердце поёт, - говорил механикам Иван Забегайло. - Над землей плывут "горбатые", выше гудят пикировщики, а над ними - наши "Яки"... Сила !   Всё это - заслуга нашего героического рабочего класса, родной Коммунистической партии, которая мобилизовала, подняла весь народ на самоотверженный труд.

Поздравляя своих друзей - уральцев с праздником, Гвардейцы в своём письме горячо благодарили их за хорошую работу, сообщали о том, что в соревновании за переходящее Знамя трудящихся области в период боёв под Ленинградом наилучших результатов добился личный состав эскадрильи Гвардии старшего лейтенанта И. И. Забегайло. Этой эскадрилье и было вручено Знамя.

К весне 1943 года Гвардии старший лейтенант И. И. Забегайло выполнил 326 боевых вылетов  ( 150 - на прикрытие войск и железнодорожных объектов, 121 - на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 19 - на штурмовку, 23 - на перехват самолётов противника ), провёл 99 воздушных боёв, в которых лично сбил 16 самолётов  ( 6 Ju-88, 1 Не-111, 1 FW-190, 3 Ме-109 )  и 6 в группе з( 2 Ме-110, 3 Ju-88, 1 Ме-109 ).

И.И.Забегайло.

В Мае 1945 года в полк пришло 2 радостных известия:

Приказом Народного Комиссара обороны от 4 Мая 1943 года за особые отличия в Великой Отечественной войне 1-му Гвардейскому Краснознамённому ордена Ленина истребительному авиационному полку присвоено наименование "Красногвардейский".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии старшему лейтенанту Забегайло Ивану Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 920 ).

С Ноября 1943 года по Октябрь 1944 года Гвардии капитан И. И. Забегайло служил в Управлении ВВС Западного фронта  ( с 4 Октября 1944 года - в 1-й ВАШП на должности начальника парашютно - десантной службы,летал на различных типах самолётов ).

С осени 1944 года И. И. Забегайло служил в 54-м Гвардейском истребительном Керченском авиационном полку  ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Белорусский фронт ). Всего выполнил 453 боевых вылета. В 99 воздушных боях сбил 16 самолётов противника лично и 6 - в группе с товарищами.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана И. И. Забегайло:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
108.07.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )НестеровоИ-16, "Харрикейн",

Як-7, Як-1,

"Аэрокобра".

205.08.1942 г.1  Ju-88р-н Ржева
306.08.1942 г.1  Ме-109р-н Ржева
420.08.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )р-н Ржева
51  Ме-109р-н Ржева
621.08.1942 г.1  Ме-109р-н Ржева
723.08.1942 г.1  Ju-88р-н Ржева
826.08.1942 г.1  Ме-109Хлыстово
931.08.1942 г.1  Ju-88Зубцово
101  Ме-109Зубцово
1111.12.1942 г.1  Ju-88сев. Великие Луки
1211.02.1943 г.1  Ju-88озеро Тонегожское
1319.02.1943 г.1  FW-190вост. Пельгора

      Всего сбитых самолётов - 16 + 6  [ 11 + 2 ];  боевых вылетов - 453;  воздушных боёв - 99.


Возврат

Н а з а д