Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Забалуев Вячеслав Михайлович

Забалуев Вячеслав Михайлович

Родился 4 марта 1907 года в селе Дубровицы Подольского уезда Московской губернии, в семье крестьянина. В 1925 году окончил Рабфак в Москве. Работал в Мосгубстрахе. В сентябре 1927 года призван в ряды Красной Армии и направлен на учёбу в Военно - теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде, которую окончил в 1928 году, затем учился в 3-й военной школе лётчиков и летнабов в Оренбурге. После её окончания в 1929 году направлен младшим лётчиком в 18-ю авиаэскадрилью Белорусского Военного округа в город Смоленск. С февраля 1930 года проходил службу в 9-й авиаэскадрильи этого же округа  ( был младшим лётчиком командиром авиационного звена, командиром авиационного отряда ). С июня 1934 года был командиром 51-й авиаэскадрильи 251-й авиационной бригады в Забайкальском Военном округе. В 1936 году за успехи в боевой и политической подготовке и освоение новой техники награждён орденом Красной Звезды.

С июля 1937 года - командир 29-й авиаэскадрильи 57-го особого стрелкового корпуса особого назначения в Монгольской Народной Республике, с июня 1939 года - командир 70-го истребительного авиационного полка 100-й авиационной бригады этого же корпуса. Участник боёв с японскими милитаристами на реке Халхин - Гол. Награждён орденом Красного Знамени.

С ноября 1939 года помощник командира 17-й истребительной авиационной бригады в Закавказском Военном округе. С августа 1940 года - помощник командира, а с марта 1941 года - командир 44-й истребительной авиационной дивизии в Киевском Особом Военном округе.

В 1940 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно - Воздушной академии.

С июня 1941 года полковник В. М. Забалуев на фронтах Великой Отечественной войны. Командовал 44-й, 266-й истребительной авиационной дивизией, затем - 209-й  ( лётчики этой дивизии в январе - феврале 1943 года действовали на Волховском фронте ). Позднее командовал 7-й Гвардейской ИАД, а с февраля 1945 года - 2-м истребительным авиационным корпусом. Умело руководил соединениями. Только с февраля по май 1945 года части его корпуса совершили 5458 боевых вылетов и сбили 234 самолёта противника.

К концу войны генерал - майор авиации В. М. Забалуев совершил 40 боевых вылетов и лично сбил 2 самолёта противника.

29 мая 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны командовал 5-м истребительным авиационным корпусом Центральной группы войск. В 1948 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1956 года - в запасе. Жил в Москве. Умер 6 мая 1971 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красной Звезды   ( четырежды ), Суворова 2-й и 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями, а также иностранными орденами.

*     *     *

11 сентября 1939 года на первой полосе газеты "Правда" был опубликован снимок, под которым стояла подпись: "Мастера воздушного боя Герой Советского Союза С. И. Грицевец и лётчик - истребитель тов. В. М. Забалуев".

Кто они, эти лётчики ?   Где и как отличились ?   За что получили боевые награды ?   Тогда об этом знали лишь немногие.

Наш рассказ об одном из них - Вячеславе Михайловиче Забалуеве, бывшем рабфаковце, слесаре - водопроводчике, чертёжнике - копировальщике. Эти должности он последовательно занимал до поступления в военную школу пилотов.

Журналисты армейской газеты той поры, выходившей в зоне боёв на реке Халхин - Гол, записали и рассказ Грицевца о том, как он вывез Забалуева из-за линии фронта на одноместном истребителе, спас ему жизнь. Это был пример настоящего войскового товарищества и взаимопомощи.

С.И.Грицевец и В.М.Забалуев

В кратце этот эпизод выглядел так. 26 июня 1939 года в 15 часов 20 минут у озера Буир - Нур появилась группа из 17 японских истребителей Кi-27. Навстречу ей взлетело 27 И-16 и 13 И-15бис из 70-го ИАП во главе с командиром полка майором В. М. Забалуевым. Японцы развернулись и, не принимая боя, ушли в направлении Ганьчжура. Наши истребители бросились в погоню. Но первая группа японцев была лишь приманкой. Над Ганьчжуром к ним присоединилось ещё до 40 истребителей. На помощь истребителям 70-го ИАП, были подняты в воздух 20 И-16 и 21 И-15бис из 22-го ИАП во главе с майором Г. П. Кравченко. Помощь подошла вовремя: у наших лётчиков уже кончались боеприпасы и горючее.

Подбитый в ходе боя, Забалуев совершил вынужденную посадку на маньчжурской территории, у дороги, идущей из Ганьчжура в Обо - Сумэ.

Сергей Грицевец увидел происходящее, приземлился в степи и вывез Забалуева на своём И-16. Взлёт он произвёл на виду у японцев, которые уже устремились к самолёту, чтобы взять обоих советских лётчиков в плен. С воздуха их прикрывал лейтенант Пётр Варнавович Полоз.

И-16 тип 10 из состава 79-го ИАП.

С.И.Грицевец и В.М.Забалуев

После разгрома японских милитаристов на реке Халхин - Гол майору В. М. Забалуеву было присвоено воинское звание "Полковник". Потом он закончил курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба, служил в войсках.

Великая Отечественная война застала его в должности командира 44-й истребительной авиационной дивизии. Мужественно и смело сражались лётчики этого соединения. Они вели воздушные бои, разведку, штурмовали аэродромы и группировки врага.

Дивизия под командованием В. М. Забалуева принимала активное участие в боях на Южном и Юго - Западного фронтах. В трудном, скупом на награды 1941 году 9 лётчиков соединения были удостоены звания Героя Советского Союза.

В те дни поэт Александр Безыменский писал:

Удар   с   небес   умножив   и   усилив,
Сметайте   полчища   проклятого   врага,
Как Забалуев, как Фаткулин, как Васильев,
Чья  слава  Родине  безмерно  дорога.

7 декабря 1941 года Газета Юго - Западного фронта "Красная Армия" опубликовала письмо лётчиков - героев "Добьёмся права быть Гвардейцами". Под ним рядом с командным составом дивизии подписались Герои Советского Союза капитан Ф. Фаткулин, старший политрук Б. Васильев, лейтенанты Б. Бирюков, Г. Коцеба и П. Кударь, младшие лейтенанты А. Перепелица и Е. Чистяков, сержант А. Степанов. В этом документе подведены итоги первых 6 месяцев войны. Они впечатляют:

"Дивизия истребила уже свыше 15 тысяч вражеских солдат и офицеров, уничтожила 126 танков, около 2000 автомашин и другой боевой техники врага. В воздушных боях и на земле уничтожено и повреждено более 100 самолётов противника..."

Сохранилось представление к званию Героя Советского Союза на полковника B. М. Забалуева, где отмечены его высокие организаторские способности, мужество и лётное мастерство. К 15 ноября 1941 года на его личном счету значилось 20 успешных боевых вылетов. Однако награждение не состоялось. В первые месяцы войны, в дни отступления, командиры такого ранга поощрялись ещё редко, только в исключительных случаях.

С февраля 1942 года он командует уже ВВС 22-й армии Калининского фронта.

В мае 1942 года во исполнение приказа Народного комиссара обороны СССР авиация Калининского фронта была объединена в 3-ю Воздушную армию. Командиром 209-й истребительной авиадивизии назначили В. М. Забалуева. Его ближайшими помощниками стали полковой комиссар И. Иевлев и начальник штаба подполковник Г. Юрков.

Обстановка в полосе Калининского фронта по-прежнему оставалась сложной. В районе Великих Лук и Холма немецкие войска перешли в наступление. Полки авиадивизии, вооружённые самолетами ЛаГГ-3, прикрывали наземные войска, наносили удары по аэродромам противника, препятствовали подходу его резервов.

Напряжение было очень высоким. Однако комдив и его штаб, организуя боевую работу полков, не забывали и об учёбе авиаторов, о поисках новых тактических приёмов. При этом особое внимание уделяли организации воздушного боя в составе пар, вертикальному маневру.

Учёба лётного состава заметно оживилась в связи с выходом приказа Наркома обороны СССР "О действиях наших истребителей по уничтожению бомбардировщиков противника". В нём отмечалось, что советские истребители, встречая группы вражеских бомбардировщиков, вступают в бой с прикрывающими их истребителями, оставляя бомбардировщики безнаказанными. Чтобы впредь не допускать этого, приказ требовал: "Считать основной задачей наших истребителей при встрече с воздушным противником уничтожение в первую очередь его бомбардировщиков. На это должны быть направлены главные усилия наших истребителей". В приказе ставилась ещё одна задача: истребители должны были шире привлекаться в качестве дневных бомбардировщиков.

В работу по разъяснению этого важного документа включился и политотдел. Сохранилась справка, составленная полковым комиссаром И. Иевлевым. В ней, в частности, отмечалось: "С работниками политотдела проведено специальное совещание по изучению приказов. После изучения их и получения конкретных указаний работники политотдела выехали в части для оказания практической помощи военкомам полков в разъяснении и выполнении приказов".

В конце июля 1942 года по решению Ставки Верховного Главнокомандования началась Ржевско - Сычёвская наступательная операция. Лётчики 209-й истребительной дивизии оказались в гуще событий. Боевая учёба, как говорится, пошла впрок. Уже 2 августа 1942 года полковник В. М. Забалуев докладывал в штаб 3-й Воздушной армии о том, что его лётчики только за один день сбили 20 вражеских самолётов.

Сообщением комдива заинтересовались в Москве. Ещё бы !   В разгар Сталинградской битвы такой успех на Калининском фронте !   Забалуеву было предложено выступить на страницах одной из центральных газет, поделиться опытом. 28 августа 1942 года появилась статья "Истребители прикрывают наступающие войска". В ней отмечались умелые действия групп самолётов, состоявших из пар, лётчики которых наносили точные удары по наземным целям, мужественно и мастерски вели воздушные бои. Заканчивалась статья кратким, но достаточно красноречивым итогом: "За 4 дня "ЛаГГи" сбили 37 и подбили 7 вражеских самолётов. Гвардии старший лейтенант Бикмухамедов и сержант Лавренко протаранили 2 Ме-109Ф".

В боях за Волгу в районе Ржева авиация противника проявляла исключительно высокую активность. На помощь нашим истребителям в борьбе с вражескими бомбардировщиками привлекли штурмовиков. Однако с них, штурмовиков, как и с бомбардировщиков, не снимались и основные задачи - поддержка наземных войск и уничтожение тактических резервов. Для их выполнения требовались надёжные сопровождение и прикрытие, а истребителей для завоевания господства в воздухе не хватало. Однако выход был найден. Командование 209-й и других истребительных дивизий предложило за счёт уменьшения состава групп прикрытия выделять специальные ударные группы, основной задачей которых стало уничтожение бомбардировщиков. Инициатива в воздухе постепенно перешла к советским лётчикам.

Этот пример свидетельствует о том, что тактика Военно - Воздушных Сил постоянно совершенствовалась. Совершенствовалось и управление авиационными частями. В начальный период войны каждый лётчик, какую бы должность ни занимал, стремился лично участвовать в боевых вылетах, вести бой. Нередко командир дивизии взлетал во главе эскадрильи, а то и звена. Это, естественно, отрицательно сказывалось на организации боевой работы полков и дивизии, нередко приводило к неоправданным потерям руководящего состава. С повсеместным введением после Сталинградской битвы управления истребителями по радио с земли положение резко изменилось. Командир дивизии получил возможность в любой момент знать обстановку в полосе действий подчинённых полков, контролировать решения нижестоящих штабов, вносить изменения в планы, руководить воздушными боями, перенацеливать группы, находящиеся в воздухе, наращивать усилия.

В. М. Забалуеву пришлось учиться в боевой обстановке. И прежде всего организации тесного взаимодействия с наземными войсками, налаживанию постоянного контакта с тем, кто организует бой на земле. А в результате рождались новые формы управления, тактические приёмы использования авиации, маневрирование силами. Дивизия уверенно держала первое место в армии по всем показателям. Она стала 7-й Гвардейской. В апреле дивизия участвовала в освобождении города Ржев и получила почётное наименование "Ржевская". 30 апреля 1943 года В. М. Забалуеву было присвоено воинское звание "Генерал - майор авиации".

Как наиболее боеспособная, дивизия была включена в резерв Ставки Верховного Главнокомандования. В битву на Курской дуге лётчики - Гвардейцы вступили мужественными, закалёнными и умелыми воздушными бойцами. В их арсенале были все тактические новинки боевого использования истребителей, чётко налаженное управление на земле и в воздухе.

Вновь, как и год назад, командиру дивизии было предложено выступить на страницах газеты. Название новой статьи мало чем отличалось от предыдущей: "Прикрытие наземных войск в наступлении". Но содержание её было иным - глубже, шире, с показом накопленного боевого опыта. В ней рассматривались вопросы, о которых год назад не было и намёка. Прежде всего речь шла о способах решения задач истребителями. Организация засад, патрулирование, воздушная разведка, наращивание сил в ходе боя, перебазирование - эти и другие вопросы освещались со знанием дела, с пользой для широкого круга авиационных командиров и штабов. Особый упор генерал В. М. Забалуев сделал на постоянную и надёжную связь комдива истребителей с командованием наземных войск. Заканчивалась статья кратким итогом: "За одну неделю Гвардейцы сбили 115 самолётов врага".

На Орловско - Курской дуге лётчики дивизии выполнили 1666 самолёто - вылетов, провели 111 воздушных боёв, в которых сбила 173 самолёта противника. Затем дивизия принимала участие в Витебско - Оршанской наступательной операции, в боях за город Львов на Сандомирском плацдарме.

В. М. Забалуев командовал дивизией почти все годы войны. В январе 1945 года, действуя в составе войск 1-го Украинского фронта, она обеспечивала прикрытие войск 4-й и 3-й Гвардейских танковой армий. За время командования дивизией В. М. Забалуев проявил себя "...как отличный командир, умело организующий боевую работу, уделяющий много внимания вопросам воинской учёбы и воспитания... Забалуев правильно разрабатывал и ставил перед частями боевые задачи и настойчиво добивался их выполнения".

2 февраля 1945 года, когда шла подготовка к Берлинской операции, Забалуев принял командование прославленным 2-м истребительным авиакорпусом. На этот раз он решил руководить действиями частей корпуса непосредственно из расположения наземных войск. Наступление было стремительным и неудержимым. Танкисты захватили аэродром Алтено восточнее Берлина. Позывной командира 2-го истребительного авиакорпуса генерала В. М. Забалуева звучал в эфире неторопливо, но чётко и точно. Танкисты знали, что над ними создана "надёжная крыша".

В составе 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта корпус участвовал в Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской, Пражской наступательных операциях, в ходе которых, как отмечалось в боевой характеристике, В. М. Забалуев "...всё время находился на НП командующих наземных армий, правильно оценивал воздушную обстановку, в случае необходимости немедленно принимал меры по наращиванию ударов по врагу. За этот период части корпуса совершили 5458 боевых вылетов и сбили 234 самолёта противника. Забалуев лично совершил 40 боевых вылетов, сбил 2 самолёта противника".

Ранним утром 1 мая над зданием Рейхстага развевалось Знамя Победы. В полдень лётчики 2-й Воздушной армии совершили необычный полёт над Берлином. Гвардейцы - истребители сбросили над центром города 2 красных полотнища. На лицевой стороне одного из них было написано слово "Победа", на обратной - "Слава советским воинам, водрузившим Знамя Победы над Берлином !", а на другом полотнище - "Да здравствует 1 Мая !". Все лётчики, выполнявшие эту почётную миссию, были знакомы Забалуеву ещё по Калининскому фронту. Среди них капитан В. Новосёлов и майор Н. Малиновский, дважды Герой Советского Союза А. Ворожейкин, Герои Советского Союза В. Буянов, И. Лавейкин, П. Песков и другие.

В приказе Верховного Главнокомандующего № 359 от 2 мая 1945 года в связи с завершением разгрома Берлинской группировки и овладением столицей Германии войсками 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов были отмечены и лётчики генерала В. М. Забалуева.

Командующий 2-й Воздушной армией генерал С. Л. Красовский охарактеризовал В. М. Забалуева "...как хорошо подготовленного в военном отношении, хорошо знающего и постоянно изучающего тактику вражеской авиации командира... изыскивает всё новые методы борьбы с истребительной авиацией противника... Отличный лётчик - истребитель. Летает на всех типах самолётов истребительной авиации... Имея огромный боевой опыт, тем не менее, постоянно изучает всё новое в ведении войны, учит лётный состав".

Забалуев Вячеслав Михайлович

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года генерал - майор авиации Забалуев Вячеслав Михайлович был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 6507 ).

После войны, с июня 1945 года, В. М. Забалуев командир 2-го истребительного авиационного корпуса, с июля 1946 года - командир 5-го истребительного авиационного корпуса. С марта 1947 года находился на учёбе в Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова, по окончании с августа 1948 года - исполнял обязанности командира 31-го истребительного авиационного корпуса ПВО. Он многое сделал для переучивания авиаторов на самолёты новых типов, был в числе тех, под чьим руководством авиация превратилась в реактивную, сверхзвуковую, ракетоносную, всепогодную...

С июня 1949 года командующий 24-й воздушной армией  ( в составе Группы советских войск в Германии), с сентября 1950 года - 73-й воздушной армии  ( в Среднеазиатском военном округе ). С февраля 1952 года командующий 25-й воздушной истребительной армией ПВО в Ленинградском Военном округе. С марта 1954 года - заместитель по авиации Главного военного советника и старший военный советник командующего ВВС Венгерской Народной Армии. С сентября 1956 года генерал - майор авиации В. М. Забалуев в запасе. Умер 6 мая 1971 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище  ( участок 16 ).


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © fightersky.ru