Главная | Источники | 

HSU

Яцковский Серафим Вадимович

С.В.Яцковский.

Родился 2 Января 1917 года в городе Тбилиси, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в Ленинграде. Окончив аэроклуб в 1934 году, работал лётчиком - инструктором, затем командиром звена в аэроклубе города Душанбе. С 1939 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Полтавскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. В Августе 1941 года направлен в отдельную разведывательную эскадрилью Южного фронта. Затем служил в составе 366-го отдельного разведывательного авиационного полка ( 164-го ГвОРАП ).

К Марту 1945 года заместитель командира эскадрильи 164-го Гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка ( 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт ) Гвардии капитан С. В. Яцковский совершил 230 боевых вылетов на разведку. В воздушных боях лично сбил 2 самолёта противника. Всего выполнил около 250 успешных боевых вылетов.

18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После ранения - в запасе. С 1951 года продолжал службу в ВВС. Окончил Военно - Воздушную академию. С 1963 года Подполковник С. В. Яцковский - в запасе. Жил в Ленинграде. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями.

*     *     *

Людскому потоку, казалось, не будет конца. Танкисты и сапёры, связисты и пехотинцы, артиллеристы и кавалеристы все поднимались к серым стенам и гранитным колоннам поверженного Рейхстага, чтобы оставить здесь свой автограф и сфотографироваться на память.

Он тоже начертал на стене - "С. Яцковский". И тоже сфотографировался на фоне зияющего огромными пробоинами Рейхстага. А потом вместе с боевыми друзьями Александром Рыбачуком, Николаем Червяковым и ещё несколькими лётчиками прошёл по главной улице Берлина - Унтер-ден-Линден, вспоминая пережитое на войне.

Боевое крещение С. В. Яцковский получил 25 Июня 1941 года под белорусским городом Берёза - Картузская. В составе девятки "Петляковых" он тогда нанёс бомбовый удар по скоплениям врага. Потом жестокие схватки с фашистами на подступах к Слониму, Барановичам, Бобруйску. В Августе того же года Яцковского направили в отдельную разведывательную эскадрилью Южного фронта.

Разведка... Без неё не начиналась ни одна боевая операция войск, а тем более крупное сражение. Перед наступлением уходили в тыл врага полковые и дивизионные разведчики, делали проходы в минных полях и колючих заграждениях сапёры. Серафим Яцковский вёл разведку с воздуха: фотографировал оборонительные сооружения, огневые средства врага, разыскивал резервы, аэродромы противника.

В народе говорят: "Сокол не летает в стае". Так и воздушный разведчик. Один, нередко без прикрытия уходит он на задание, чтобы добыть нужные сведения. В этом особенность его работы, его боевой почерк. И ничто - ни атаки вражеских истребителей, ни плотный заградительный огонь зениток- не может помешать выполнить приказ. Сколько их, таких трудных полётов, пришлось выполнить Яцковскому за годы войны, в том числе и в небе Кубани.

11 Января 1943 года экипажу Яцковского была поставлена задача разведать силы противника в районе Невинномысской, Армавира, Майкопа, Кропоткина. "Погода стояла ненастная, - рассказывает Серафим Вадимович. - Высота облачности менее 200 метров, видимость всего 2 - 3 километра. Но мы не обращали внимания на сложные метеоусловия, думали об одном - как выполнить приказ". Идти к цели на бреющем полёте со стороны наших войск было неразумно: имея мощные средства ПВО, немцы, конечно же, постараются помешать нам проникнуть в тыл. Понимая это, мы решили перехитрить врага. Прошли далеко на север. На большой высоте, в облаках, пересекли линию фронта и вышли к Армавиру с тыла".

Замысел удался. Периодически выходя из облаков под их нижнюю кромку, экипаж самолёта - разведчика вскоре обнаружил огромную колонну автомашин и бронетранспортеров. Она двигалась из Невинномысской на Армавир. Четверть часа спустя разведчик пронёсся над полевым аэродромом в окрестностях Армавира. На стоянках, распластав крылья с паучьей свастикой, собралось более 50 бомбардировщиков Ju-88 и до 20 истребителей Ме-109.

Ценные сведения добыл Яцковский и в районе Кропоткина. На железнодорожной станции находилось 8 составов под погрузкой. Ещё 2 эшелона следовали от Кропоткина к Краснодару. На борту Пе-2 имелось 4 х 100-кг бомбы. Они очень пригодились. Прямым попаданием были уничтожены паровоз и 3 вагона.

За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевого задания, ценные сведения о противнике Лейтенант С. В. Яцковский в Феврале 1943 года был награждён орденом Красного Знамени. А первый орден - Красной Звезды он получил 5-ю месяцами раньше, в Сентябре 1942 года. В тот раз Яцковский отличился в трудном поединке с вражескими истребителями. Он возвращался после очередного вылета на разведку с данными, представлявшими очень большой интерес для командования Южного фронта. Полёт близился к своему завершению, когда на самолёт Яцковского неожиданно набросились 2 Ме-109. Оружие на "Петляковых" было мощное, но у этих машин не доставало скорости и маневренности, которыми обладали фашистские истребители.

Однако сложность заключалась не только в превосходстве тактико - технических данных самолётов врага. Экипажам воздушных разведчиков категорически запрещалось ввязываться в бой. Ведь прежде всего им надо доставить кассеты с фотопленками, на которых запечатлена оборона противника, его резервы и так далее. Серафим Вадимович всегда строго следовал предписаниям инструкции. Но сейчас уклониться от боя было нельзя. Фашисты блокировали Пе-2, и только огнём пулемётов он мог расчистить путь вперёд.

Схватка длилась более 15 минут. За это время воздушный стрелок сержант Борис Лисицин сумел поймать в прицел один из "Мессеров", и тот, задымив, ушёл со снижением в сторону излучины Дона. Второй фашист не рискнул сближаться с "Петляковым". Выпустив издали несколько очередей, он ретировался.

Награду Янковскому вручили, когда его полк вёл бои уже в небе Северного Кавказа. А ещё некоторое время спустя экипажи разведчиков обосновались на одном из полевых аэродромов Кубани.

Лётчик Яцковский совершил около 100 боевых вылетов. Каждый из них требовал от лётчика большого мужества, исключительной техники пилотирования, большой выдержки. В настоящее время появилась возможность познакомиться с боевыми документами бывшего 164-го отдельного Гвардейского Керченского разведывательного авиационного полка в Центральном архиве Министерства обороны РФ. Имя С. В. Яцковского встречается на многих страницах журнала боевых действий полка, во многих донесениях. Вот лишь некоторые из записей:

"27.04.1943 года тов. Яцковский, произведя разведку сил противника на Таманском и Крымском полуостровах, обнаружил и сфотографировал: на аэродроме Багерово - до 200 самолётов разных типов, на аэродроме Анапа - до 50 самолётов Ме-109F, на аэродроме Гостагаевская - 30 самолётов Ju-87, в порту Тамань - 15 быстроходных десантных барж и 8 моторных понтонов...

6.05.1943 года тов. Яцковскому была поставлена задача сфотографировать участок обороны противника на рубеже Молдаванская - Неберджаевская. Фотографировать площадь требовалось тремя заходами. С первого захода гитлеровцы открыли по самолёту - разведчику ураганный зенитный огонь. Мужественный лётчик не свернул с боевого курса. На втором заходе от прямого попадания снаряда самолёт получил повреждения, однако тов. Яцковский продолжал выполнять задание...

В период весны и лета 1943 года тов. Яцковский показал образцы воздушной разведки. Но заданию командования 4-й Воздушной армии им была полностью вскрыта и сфотографирована эшелонированная "Голубая линия" и вся оборона врага по восточному побережью Керченского полуострова..."

Самолёт Пе-2.

Пе-2 был не только пикирующим бомбардировщиком, но и основным разведчиком ВВС РККА.

А вот одна из многочисленных публикаций, посвящённых С. В. Яцковскому и его экипажу, в армейской газете "Крылья Советов". В корреспонденции "Боевой приказ выполнен" воздушный стрелок - радист Гвардии старший сержант Иван Кашпуненко рассказывает о полёте на разведку в ненастную погоду. В тот день моросил дождь, но штабу армии потребовалось разведать вражеские аэродромы, установить, какие самолёты базируются на них. Это задачу командир полка Герой Советского Союза Гвардии подполковник А. П. Бардеев возложил на Яцковского.

"Как только прошли линию фронта, погода ещё больше ухудшилась. Командир экипажа пробил облачность и повёл самолёт в сторону крупного населённого пункта. Фашисты открыли сильный зенитный огонь. Разрывы появлялись всюду: справа, слева, спереди и сзади. Я с трудом успевал подавать лётчику команды. Он мастерски маневрировал, лишая врага возможности точно прицеливаться. Тем временем штурман Гвардии старший лейтенант Хусаинов тщательно просматривал аэродром, на который мы вышли, определял численность и тип самолётов. Укрывшись в облачности, мы вскоре вновь вынырнули из неё...

Командир повёл самолёт вдоль железной дороги. Штурман подсчитал количество эшелонов, двигавшихся по ней, определил характер грузов.

Чем дальше в тыл, тем труднее полёт. Низкая облачность, видимость плохая. Однако Яцковский уверенно вёл самолёт и вскоре вышел на второй крупный вражеский аэродром. Гитлеровцы, видимо, были предупреждены и заблаговременно открыли огонь. С каждой минутой кольцо разрывов сжималось. Я доложил об этом командиру. В ответ раздался его спокойный голос: "Вижу, пробьёмся..."

Трижды заходили мы на цель, и каждый раз умелым маневром Яцковский обходил зенитный огонь. Мы выполнили боевую задачу, доставив командованию ценные сведения о противнике..."

Орден Отечественной войны 1-й степени был достойной наградой отважному воину за этот полёт на разведку. О тех испытаниях, что выпали на долю Серафима Вадимовича, говорят не только его многочисленные боевые награды. С возрастом всё чаще дают о себе знать раны. Одна из них напоминает о неравном поединке, который пришлось вести Яцковскому с вражескими истребителями и зенитчиками в небе Ставрополья. Тогда сразу 3 снаряда угодили в самолёт. Один разорвался в кабине штурмана Младшего лейтенанта Никитина, второй ранил в руки воздушного стрелка сержанта Лисицина, а третий воспламенил мотор. Яцковскому впился в ногу осколок. Истекая кровью, лётчик сумел сбить с самолёта пламя, перетянул через линию фронта. Обнаружив, что гидросистема не действует, Яцковский посадил начавшую терять управление машину на фюзеляж. К счастью, всё обошлось благополучно. Помогли лётчицы из 46-го Гвардейского полка ночных бомбардировщиков. Заметив "Петлякова", беспомощно раскинувшего крылья в степи, они приземлили рядом свои лёгкие По-2 и выручили разведчиков, попавших в беду.

Навсегда остался в памяти ветерана один из первых полётов на фотографирование "Голубой линии". До цели было ещё далеко, но вдруг воздух огласился лающими разрывали "эрликонов", будто целая свора псов окружила краснозвёздную машину. За бортом рассыпался огненный фейерверк. Небо полоснули сверкающие многоточия пуль. Задрожал от набежавших взрывных волн корпус разведчика. Самолёт начал плохо слушаться рулей.

В этой обстановке Яцковский сохранил присущие ему хладнокровие и выдержку. Резким набором высоты он ушёл из зоны обстрела. Однако здесь на подбитый Пе-2 навалились 2 вражеских истребителя. Яцковский умелым маневром сорвал их атаку, а когда "Мессеры" попытались вторично выйти на ударную позицию, показали своё мастерство штурман Фарваз Хусаинов и воздушный стрелок - радист Иван Кашпуненко. По истребителям хлестанули свинцовые очереди, и гитлеровцы вынуждены были оставить "Петлякова" в покое. Самолёт всё больше терял управление, но экипаж не мог вернуться без разведданных. И Яцковский вновь стал на боевой курс, а штурман включил фотоаппараты. Задачу экипаж выполнил. "Мы вернулись на аэродром более чем с 30 пробоинами", - вспоминает Серафим Вадимович.

Потом были аэрофотосъёмки вражеских позиций в небе Белоруссии над побережьем Балтийского моря, добыча данных об укреплениях врага на подступах к польским городам Ольштын, Гданьск, Шецинек, полеты через заградительные зоны к Берлину...

Около 250 раз поднимал Яцковский свой Пе-2 в грозовое небо войны. И каждый раз по целям, которые обнаруживал "Ус", так шутливо называли Серафима Вадимовича товарищи за его запорожские усы, наносили удары эскадрильи штурмовиков и бомбардировщиков, открывали сокрушительный огонь знаменитые "катюши" и батареи дальнобойной артиллерии.

Внушителен и его личный счёт мести врагу. Почти 8 страниц машинописного текста потребовалось командиру полка, чтобы хотя бы коротко перечислить боевые дела Яцковского в служебной характеристике, написанной в связи с представлением его к званию Героя Советского Союза. В этом документе, в частности, сказано, что С. В. Яцковский со своим экипажем, кроме того, уничтожил паровоз, 30 железнодорожных вагонов, 6 танков, 2 склада горюче - смазочных материалов, 40 автомашин и большое количество живой силы противника. Ветеран законно гордится, например, что на планшетах сфотографированной им "Голубой линии" после войны учились искусству ведения воздушной разведки многие слушатели Военно - Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. "Ради только этого стоило рисковать жизнью", - говорит фронтовик.

Поседела с годами голова ветерана. Строже стали черты лица, отяжелели плечи. Но неподвластными времени остались закалённые в суровых испытаниях черты характера Яцковского - горячего патриота, неутомимого труженика, безоговорочно подчинявшегося слову "надо", если его произносит Родина.

После войны С. В. Яцковский ещё не один год оставался в строю, обучал и воспитывал молодое поколение лётчиков. Уйдя на заслуженный отдых, Полковник в отставке С. В. Яцковский не мыслит себя без дела. Он был частым и желанным гость в 492-й средней школе Ленинграда, где один из пионерских отрядов носил его имя. При горячем участии С. В. Яцковского созданы музеи боевой славы в ряде кубанских станиц.

Много сил и энергии отдал ветеран розыску мест захоронения однополчан, геройски павших в боях, увековечению их памяти. Им в эту работу были вовлечены поисковые группы из десятков школ Кубани, Чечено - Ингушетии и других республик Северного Кавказа. И появляются улицы в городах и сёлах, которым присваиваются имена лётчиков, до конца выполнивших свой долг перед Родиной.

Не порывал Герой связей и с авиационной частью, которая унаследовала традиции его Гвардейского полка. Вёл переписку, ездил в гости к молодым авиаторам, хотя путь неблизкий. Ветеран часто выступал перед молодёжью, рассказывал о подвигах фронтовых товарищей в печати. Он был неизменным инициатором встреч ветеранов полка. "И когда ты только угомонишься, ведь седьмой десяток идёт !" - нередко говорили Серафиму Вадимовичу жена Клавдия Васильевна, дочери Галина и Татьяна. А он только улыбался в ответ...


Возврат

Н а з а д