Главная | Источники | 

HSU

Якубов Илья Фомич

И.Ф.Якубов.

Родился 6 Июля 1919 года в деревне Новоселье, ныне Монастырщинского района Смоленской области, в семье крестьянина. Окончил 9 классов средней школы, учился в Смоленском техникуме связи. Посещал аэроклуб, после окончания которого работал в нём же лётчиком - инструктором. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов, до 1942 был в ней лётчиком - инструктором.

С Февраля 1942 года Младший лейтенант И. Ф. Якубов в действующей армии. По Май 1943 года служил в составе 653-го ИАП  ( 65-го Гвардейского ИАП ). Воевал на Закавказском, Калининском, Северо - Западном, Брянском, 2-м и 1-м Прибалтийских, 3-м Белорусском фронтах.

К Февралю 1943 года заместитель командира эскадрильи 653-го истребительного авиационного полка  ( 274-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт )  Лейтенант И. Ф. Якубов совершил 68 боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя, в которых лично сбил 10 самолётов противника.

22 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С Мая 1943 года был на лётно - испытательской работе.

В 1945 году окончил Липецкую высшую офицерскую школу ВВС. В 1945 - 1947 годах был лётчиком - испытателем НИИ-1. 18 Сентября 1947 года погиб в авиационной катастрофе при испытании новой авиатехники.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Илья Фомич родился в деревне Новоселье Монастырщинского района Смоленской области в 1919 году. После окончания неполной средней школы учился в Смоленском техникуме связи. Одновременно занимался в местном аэроклубе. Впоследствии работал в аэроклубе лётчиком - инструктором. В 1930-е годы, перед войной, лучших лётчиков Смоленского аэроклуба направляли в Одесскую военную авиационную школу. Так Илья Фомич оказался в городе на берегу Чёрного моря. После окончания школы он остался там инструктором.

В 1941 году небо над Чёрным морем ему пришлось защищать от вражеских самолётов во время обороны Крыма. В воздушных боях над Севастополем на истребителе И-15бис он противостоял более современным фашистским самолётам. В начальный период войны самолёт И-15бис  ( И-152 )  больше использовался для штурмовки наземных войск противника. Вот и Якубов, снижаясь до бреющего полёта, почти в упор расстреливал колонны врагов, рвущихся к городу.

Осенью 1942 года Илья Якубов принял участие в освобождении родной Смоленской земли. Наши лётчики дрались смело и решительно. Им противостоял опытный и коварный противник - немецкие асы из 51-й истребительной эскадры "Мёльдерс". В этот период в приказах командования наряду с другими именами часто упоминалось имя Лейтенанта И. Ф. Якубова.

И.Ф.Якубов.

Зимой 1942 - 1943 годов авиаторы 274-й истребительной авиационной дивизии занимались прикрытием войск 3-й Ударной армии на Великолукском направлении. Немецкое командование принимало срочные меры к деблокированию своего гарнизона, окружённого в Великих Луках. 3 Декабря 1942 года противник перешёл в контрнаступление. Прикрытие войск нашей 3-й Ударной армии было возложено на 1-й истребительный авиакорпус.

Воздушные схватки продолжались до самого вечера. В конце дня, когда были подведены итоги боевой работы, штаб 274-й ИАД доложил в штаб корпуса:

"За день дивизией произведено 110 боевых самолёто - вылетов, проведено 19 групповых воздушных боёв. Сбито 12 вражеских самолётов. Своих потерь нет... В боях отличились Майор Г. П. Прокофьев, Капитаны Г. Д. Кудленко, В. Н. Кубарев, Старшие лейтенанты А. В. Кривушкин, П. И. Муравьёв, В. Я. Хасин, М. Г. Волченков, Лейтенанты И. Ф. Якубов, А. П. Чернобай, Младший лейтенант С. В. Сыромятников".

Понесённые в воздушных боях потери не образумили немецко - фашистское авиационное командование. Враг продолжал наращивать силы в воздухе и усиливать противодействие нашей авиации. Так, за 15 Января 1943 года лётчики 1-го истребительного авиакорпуса провели 16 воздушных боёв, в которых уничтожили 32 самолёта противника. Особенно отличились в этот день лётчики 653-го ИАП Лейтенант И. Ф. Якубов и 169-го ИАП Лейтенант И. Ф. Романов и Младший лейтенант А. В. Буркин.

В одном из воздушных боёв Якубов, увлекшись преследованием противника, оторвался от группы. На пути к аэродрому он обнаружил пару Ме-109. Якубов шёл со стороны солнца, он мог не вступать в бой и незамеченным уйти. Но долг требовал: "Не проходи мимо врага, бей его, пока руки твои держат штурвал !". Подвернув вправо, Лейтенант Якубов зашёл в хвост ведомому "Мессеру". Короткая очередь из пушки и крупнокалиберных пулемётов - и Ме-109 врезался в землю. Сбив ведомого, Якубов устремился за ведущим. Противник не успел даже развернуться. Лейтенант настиг его и с дистанции 100 - 50 метров расстрелял в упор.

Две победы в одном бою !   А всего за день - 4 сбитых вражеских самолёта !   ( Лейтенант Якубов в другой схватке сбил ещё 2 самолёта противника ). Но это не было случайностью. Отличный лётчик Илья Якубов владел самолётом в совершенстве. Смелый и решительный, он бил врагов с коротких дистанций, наверняка. Вот почему счёт сбитых самолётов у Ильи Якубова быстро рос. Только в Январе 1943 года он уничтожил 9 вражеских самолётов !

И.Ф.Якубов

К Февралю 1943 года заместитель командира эскадрильи 653-го истребительного авиационного полка Лейтенант И. Ф. Якубов совершил 68 боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя, в которых лично сбил 10 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 Февраля 1943 года Лейтенант Якубов Илья Фомич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 817 ).

В Мае 1943 года И. Ф. Якубова, как в совершенстве владеющего авиационной техникой, отзывают с фронта на испытательную работу. Здесь он испытывает новые, очень нужные фронту истребители. С Декабря того же года Якубов снова на фронте.

С Апреля 1944 по Январь 1945 годов Илья Фомич Якубов занимал должность помощника командира по воздушно - стрелковой службе 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

Всего за период боевой деятельности выполнил около 200 успешных боевых вылетов. Проведя более 30 воздушных боёв, сбил 15 самолётов противника.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 10 личных и 1 групповую победы. ]

И.Ф.Якубов.

После окончания войны продолжал лётно - испытательскую работу. В 1945 году окончил Липецкую высшую офицерскую школу ВВС. В 1945 - 1947 годах работал в НИИ-1. Участвовал в испытаниях нескольких авиационных двигателей на самолётах.

С Марта 1947 года - работал в ЛИИ  ( город Жуковский Московской области ). Участвовал в испытаниях: самолёта "4302" в планерном варианте   ( 1947 год ); опытного двигателя на Ту-2ЛЛ  ( 1947 год ), провёл ряд испытательных работ на самолётах Пе-2, Ту-2, Як-9 и Ил-10.

Жизнь Героя оказалась до обидного короткой. 18 Сентября 1947 года он трагически погиб при испытаниях опытного реактивного двигателя на летающей лаборатории Ту-2ЛЛ. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора И. Ф. Якубова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
126.11.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Великие ЛукиИ-15бис, Як-1, Як-7.
206.01.1943 г.1  Ме-109р-н Великих Лук
307.01.1943 г.1  Ме-109Грибушино
408.01.1943 г.1  FW-189сев - зап. Великие Луки
51  Ме-109Великие Луки
614.01.1943 г.1  Ме-109Чупрово
715.01.1943 г.1  Ме-109Гущино
82  Ме-109ст. Кунья
926.01.1943 г.1  Ме-109юж. Борщанка

      Всего сбитых самолётов - 10 + 1  [ 9 + 1 ];  боевых вылетов - более 70;  воздушных боёв - около 25.


Возврат

Н а з а д