Нам, работникам фронтовой печати, тяжеленько доставался материал в лётных частях. Люди в громоздкой одежде, обутые в меховые унты, не хотели - или не умели - говорить о своем опасном и увлекательном деле. - Да что ж тут такого ? Взлетел. Лёг на боевой курс. Выполнил задание и вернулся на свою базу ! Иногда после некоторого раздумья добавлялось: - Материальная часть работала безотказно... Как - то один Майор посоветовал: - А вы почитайте боевые донесения. Я согласился. Мне показали боевые донесения лётчика Я. И. Антонова. Предлагаю и вам прочесть этот документ, пленивший меня лаконичностью и предельной ясностью изложения. "2 Февраля 1940 года. Взлетели в 15 часов
45 минут. Над станцией Иматра на высоте 2250 метров наша группа была обстреляна
интенсивным зенитным огнём. В результате обстрела, группа расстроилась. Я потерял
ведущего и остался с другим ведомым старшим политруком тов. Ивашкиным.
С высоты 2000 метров я увидел два вражеских самолёта, которые
шли на низкой высоте над озером Имала - ярви. Предполагаю, что они взлетели с
этого озера. Немного спустя, западнее станции Иматра на высоте 2800 метров я
увидел, что два "Фоккера Д-21" уходят вниз, не замеченные двумя нашими самолётами. Я развернулся и атаковал одного из "Фоккеров" снизу в лоб. Когда
с расстояния 400 метров я дал по нему очередь, он сделал переворот, во время
которого я с расстояния 100 - 50 метров дал ещё одну очередь. "Фоккер" загорелся
и упал. Впереди появился ещё один "Фоккер". Я догнал его и завязал с ним
бой. Он, с переворота, во время которого я дал по нему очередь, вошёл в крутое
пикирование и сильно задымил. Некоторое время я сопровождал его, затем потерял
из виду и вышел из пикирования. Потом я увидел, что этот "Фоккер" преследуется
на пикировании другим нашим истребителем. Ко мне пристроился Младший лейтенант Смирягин и показал на "Фоккера
Д-21", собиравшегося атаковывать меня сверху сзади. Я резко развернулся ему в
лоб и проскочил ниже его, а затем пошёл за ним. "Фоккер" сделал боевой разворот,
затем вошёл в вираж, во время которого я зашёл к нему в хвост и дал очередь.
"Фоккер" сделал переворот и вошёл в пикирование. Я пикировал за ним и стрелял с
высоты 2000 метров до высоты 500 метров. "Фоккер" вышел из пикирования ещё ниже
и стал ходить над заливом. По этому заливу рулил ещё один "Фоккер Д-21", очевидно,
только что севший. Я произвел ещё одну атаку по "Фоккеру", летавшему над этим местом.
Я поднялся на высоту 2000 метров, нашёл Младшего лейтенанта Смирягина, перезарядил
пулемёты, опробовал их - стреляют, и взял курс на свою территорию с набором высоты.
Вскоре меня снова атаковал сзади сверху "Фоккер Д-21". Я развернулся ему навстречу;
он вошёл в пикирование. Гнались за ним до высоты 500 метров, а затем взяли курс
опять на свою территорию, так как время истекло, и наших самолётов в этом районе
больше не было. Время воздушного боя - с 16:10 до 16:35. Всего в разное время я
видел самолётов типа "Фоккер Д-21" до десяти. Вместе они ходят не более двух.
Атакуют только сверху, одиночно и со стороны солнца. Лобовую атаку принимают,
если имеют превышение, после первой же очереди переворотом уходят в пикирование,
а когда мы их преследуем, выходят из пикирования очень низко над самой землёй". Вот и всё... Можно ещё добавить, что материальная часть работала безотказно и что товарищ Антонов за всё время войны в Финляндии тоже работал безотказно. Правительство присвоило лётчику Я. И. Антонову за боевые заслуги звание Героя Советского Союза... |
Н а з а д