Главная | Источники | 

HSU

Вострухин Пётр Михайлович

П.М.Вострухин

Родился 15 Июня 1921 года в деревне Выхино, ныне в черте Москвы, в семье крестьянина. По окончании школы ФЗУ работал токарем на заводе "Серп и молот". С 1940 года а Красной Армии. В том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов и служил в ней лётчиком - инструктором.

С Октября 1942 года в действующей армии. За полгода пребывания на фронте старший пилот 271-го истребительного авиационного полка  ( 274-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия,  Калининский фронт )  Младший   лейтенант П. М. Вострухин совершил 83 боевых вылета, участвовал в 28 воздушных боях, сбил лично 12 и в составе группы 3 самолёта противника.

1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Весной и летом 1943 года сражался в составе 64-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( бывший 271-й ИАП ).

Всего же, менее чем за 2 года боевой деятельности, совершил 114 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично и в группе с товарищами 28 самолётов противника.

19 Июля 1943 года командир звена 64-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии лейтенант П. М. Вострухин погиб при выполнении боевого задания.

Похоронен в селе Моховое Зелегощенского района Орловской области, где воздвигнут обелиск. На территории завода "Серп и молот" установлен памятник. Имя Героя носят улицы в Москве и селе Моховое, а также оздоровительный лагерь от завода "Серп и молот".

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Моховая - небольшая станция на железнодорожной магистрали под Орлом. Если поезд останавливается на ней в светлое время, перед пассажирами открывается вид на окаймляющий платформу вишнёвый сад. Но не он привлекает внимание, а возвышающийся над кронами деревьев бронзовый бюст совсем ещё юного офицера в форме авиатора. Это памятник Герою Советского Союза прославленному лётчику - истребителю Петру Михайловичу Вострухину.

У Лейтенанта Вострухина короткая, характерная для нашей молодёжи 1930-х годов биография. Его детство прошло в подмосковной деревне Выхино. Переехав в Москву, он поступил на учёбу в школу фабрично - заводского ученичества при металлургическом заводе "Серп и молот". Окончив его, с 1937 года работал аппаратчиком - электриком в одном из цехов. Без отрыва от производства учился в аэроклубе. В 1940 году был призван Ухтомским РВК Московской области по спецнабору в ВВС Красной Армии. В том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов и был направлен для дальнейшего прохождения службы в город Новосибирск лётчиком - инструктором.

В Октябре 1942 года Младший лейтенант Пётр Вострухин получил назначение в 271-й истребительный авиаполк, где и начал свою боевую деятельность.

...В середине Марта 1943 года войска Северо - Западного фронта продолжали наступательную операции, отбрасывая немецкие части ещё дальше на запад. Но к исходу 16 Марта, противник, отошёл на рубеж реки Редея, где и закрепился. Немецкая авиация резко активизировала свои действия, пытаясь бомбить наступающие советские войска. В небе разгорелись ожесточённые бои. Особых успехов в этот день добились лётчики 271-го истребительного авиаполка. Защищая переправы через реку Ловать, по которым двигались наши части, в 3-х боевых вылетах они уничтожили 13 вражеских самолётов, из которых 4 - пришлось на долю Петра Вострухина !   Газета "Советский патриот" 19 Марта 1943 года в статье "Победа над врагом" писала:

"За один день в воздушных боях сбито 27 вражеских самолётов. Мужество, отвагу и высокое мастерство проявили Майор А. А. Сурков, сбивший в одном бою два Ju-87. Младший лейтенант П. М. Вострухин уничтожил 4 фашистских самолёта, старшина Н. М. Алексеев сбил два FW-190".

С 18 Марта 1943 года полк стал именоваться 64-м Гвардейским. К тому времени Пётр Вострухин лично и в группе с товарищами сбил уже около 20 неприятельских самолётов. За мужество и отагу был представлен командованием к званию Героя Советского Союза.

Вскоре, после присвоения ему звания Лейтенанта, был назначен командиром звена и летом 1943 года принял участие в Курской битве.

К 11 Июля немецкие войска, понеся огромные потери на земле и в воздухе и не добившись успеха, прекратили наступление и повсеместно перешли к обороне. С утра 12 Июля войска Брянского фронта перешли в наступления, их действия прикрывала наша авиация. В воздухе разгорелись ожесточённые бои.

Идя на высоте 800 метров, четвёрка "Яков" обнаружила ниже себя группу из 12 самолётов Ме-110 в сопровождении 10 FW-190. Ведущий нашей группы Герой Советского Союза Гвардии капитан П. И. Муравьёв скомандовал: "Атака !" - и пошёл на Ме-110 с Гвардии младшим лейтенантом Руденко. Одного бомбардировщика они вышибли из группы пушечным огнём. В бой вступили прикрывающие её FW-190. И снова удача сопутствовала Муравьёву. Он, а вслед за ним и Герой Советского Союза Гвардии лейтенант П. М. Вострухин сбили по одному немецкому истребителю.

Этот бой происходил в районе Евтехов - Чёрная Грязь - Тростниково, куда пробивались войска фронта. Ме-110, подожжённый П. И. Муравьёвым, упал в районе Победное. Там же очутился и сбитый им FW-190. Гвардии старший лейтенант И. Комаров, имея преимущество в высоте, атаковал пару "Фоккеров". Один из них горящим упал вблизи совхоза "Заря". Вскоре у хутора Весёлый догорал самолёт, сбитый Героем Советского Союза Гвардии лейтенантом П. М. Вострухиным.

П.М.Вострухин

В один из последующих дней 24 немецких истребителя FW-190, с подвешенными бомбами, под прикрытием облаков направились к расположению наших наступающих войск. Они расчитывали на свою многочисленность, внезапность и скрытность. Но уловка оказалась тчетной. Навстречу им поднялись 12 истребителей, один из которых вёл Герой Советского Союза Гвардии лейтенант Пётр Михайлович Вострухин. На борту его самолёта красовались 27 звёздочек - число уничтоженных им вражеских самолётов. И около 10 из них сбил уже в боях на Орловско - Курской дуге. Сражался он мужественно и умело, не щадя ни сил, ни жизни. Вот и в тот самый день он с товарищами выполнял уже 5-й боевой вылет.

...Высота 3000 метров. Вострухин увидел, как "Фоккер" стал заходить в хвост самолёту командира группы. Мысль, в таких ситуациях, обгоняет секунды. Боевой разворот, и Пётр устремился на врага. Ближе... ещё ближе. Вот в прицел уже вписался пятнистый фюзеляж вражеской машины. Пальцы нажали на гашетку. Оставляя за собой длинный шлейф дыма, противник отваливает в сторону и, переходя в беспорядочное падение, устремляется к земле. В этот момент самолёт Вострухина резко встряхнуло - вражеский снаряд разорвался в его "Яке". Самолёт был повреждён и почти потерял управление.

Однако мастерство лётчика взяло верх над непослушной машиной - Пётр сумел направить её в сторону расположения наших войск. Но дотянуть не смог, самолёт приземлился на ничейной полосе. Противнику было видно, как из совершившего посадку "на живот" самолёта выбрался пилот, припал к земле и пополз к своим. И тогда немцы открыли ураганный огонь из всех видов оружия...

Когда ничейная полоса отодвинулась за Моховую, тело Петра Вострухина нашла во ржи колхозница Евдокия Мартыновна Серёгина. 22-летнего лётчика похоронили в вишнёвом саду. Над могилой взяли шефство ученики близлежащей школы. Своей хорошей учёбой, ребята добились, чтобы пионерской дружине  ( были в советские времена такие организации )  и самой школе было присвоено имя отважного лётчика.

Не забыли своего воспитанника и на заводе "Серп и молот". В аппаратной мастерской электрического цеха ежемесячно проходили комсомольские собрания, на которых лучшему молодому рабочему вручался вымпел, дающий право занять верстак Петра Вострухина. Именем Героя названа одна из московских улиц в Волгоградском районе и оздоровительный лагерь от завода "Серп и Молот".

Каждому, кто проходит по Рязанскому проспекту столицы недалеко от станции метро того же названия, бросается в глаза большое красочное панно. На нём - эпизод воздушного боя, портрет молодого лётчика и краткий текст:

Могила П.М.Вострухина.

"Пётр Михайлович Вострухин. Родился в 1921 году в Москве ( Выхино ), работал на заводе "Серп и молот". Отлично окончил лётное училище. Войну встретил инструктором Борисоглебского училища. На его счету 28 сбитых самолётов противника. Награждён 5 правительственными наградами. 1 Мая 1943 года сбил 4 самолёта. В этот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Героя Советского Союза. Погиб 19 Июня 1943 года при выполнении боевого задания".

От этого панно начинается улица Вострухина, которая пролегла среди новых кварталов Волгоградского района. Трудно представить, что на этом месте когда - то теснились деревянные домишки старого Выхино. Когда в нём родился, рос и учился Пётр Вострухин, посёлок считался не самым ближним Подмосковьем...

*     *     *

Справедливости ради, следует отметить, что некоторые данные из текста того самого панно отличаются от официальных, приведённых в архивных источниках. Так например, 4 вражеских самолёта  ( по некоторым источникам - 3 FW-190 и 1 Не-111 ), Вострухин сбил не 1 Мая, а 16 Марта 1943 года. Да и погиб он не 19 Июня, а 19 Июля  ( по другим источникам - даже 21 Июля ) 1943 года, в период боёв на Орловско - Курском направлении.

*     *     *

Список известных побед Гвардии лейтенанта П. М. Вострухина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
117.12.1942 г.1  Ме-109юго - зап. Великие ЛукиЯк-7.
229.12.1942 г.1  Ме-109ст. Чернозём
31  Ju-87  ( в группе - 1 / ? )Борщанка
430.12.1942 г.1  FW-189разъезд Власье
51  Ju-87Великие Луки
61  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )зап. Тележниково
705.01.1943 г.1  Ме-109сев. Новосокольники
814.01.1943 г.1  Ме-109Порхово - ст. Чернозём
915.01.1943 г.1  FW-190сев. ст. Чернозём
101  Ме-109зап. ст. Чернозём
1114.03.1943 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )зап. Кобылкино
1216.03.1943 г.1  FW-190зап. Кобылкино
131  FW-190сев. Чернышёво
141  Ju-87зап. Любатово
151  FW-190сев. Чернышёво
1617.03.1943 г.1  FW-190вост. Зимник
1712.07.1943 г.1  FW-190Заря
181  FW-190хут. Весёлый
1913.07.1943 г.1  FW-190хут. Весёлый

      Всего сбитых самолётов - 16 + 3;  боевых вылетов - более 100.


Возврат

Н а з а д