Родился в 1913 году. В Красной Армии с 1931 года. В звании Лейтенанта был командиром звена 12-й истребительной авиационной эскадрильи Ленинградского военного округа. Со 2 Января по 13 Августа 1937 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Пилот И-16. На 12 Февраля 1937 года лично сбил 1 самолёт противника. 12 Февраля 1937 года произошёл крупный воздушный бой. 18 И-16 ( и, вероятно, 4 И-15 ), в 10:30 вылетевшие по вызову к Мадриду, встретили 3 "Юнкерса-52" и 16 "Хейнкелей-51". По отчётам пилотов, силы противника составляли 3 - 6 Ju-52 ( или "Савойя" ) и 16 - 30 Не-51 ( или "Фатов" ). После атаки "Юнкерсов" строй наших истребителей рассыпался, и началась "собачья схватка" с "Хейнкелями". О характере этого боя говорит замечание лётчика "С", который вышел через некоторое время из этой карусели, "чтобы опомниться". Как оказалось, сделал он это весьма вовремя. Со стороны он заметил 2 "Хейнкеля", атакующих одиночный И-16. Лётчик "С" вместе с ещё одним товарищем, появившимся откуда-то сбоку, вышедшим, видимо, из боя по аналогичной причине, парой атаковали ближайший "Хейнкель". Истребитель противника был сбит. Всего в этом бою, согласно дневнику боевых действий, было сбито 5 "Хейнкелей" ( 3 упали на республиканской территории, а 2 - националистов ), 2 лётчика выпрыгнули с парашютами и попали в плен. Согласно журналу группы И-16, было сбито 7 истребителей. Победы одержали: П. Путивко, П. Хара, П. Шевцов, П. Акуленко, А. Тарасов, Д. Лесников в паре с Н. Виноградовым и звено А. Морозова. 13 Февраля 1937 года в 13:30 на бомбардировку правительственных войск шли 6 "Юнкерсов" в сопровождении 16 истребителей, первоначально идентифицированных как "Хейнкели". На перехват взлетели 21 И-16 и 5 И-15. Строй советских самолётов после первой атаки рассыпался, но если за день до этого лётчики стихийно организовывались в пары, то в этот день из пар уже начали складываться полноценные звенья. Так, по отчёту лётчика "В" ( вероятно, Н. Виноградов ), он подошёл к месту боя правым ведомым, а после того как их тройка рассыпалась, пристроился к другому И-16. В составе двух образованных пар лётчик "В" атаковал "Юнкерс", когда бомбардировщик загорелся и его стали покидать на парашютах члены экипажа, автор отчёта оставил "своё" звено и устремился туда, где его присутствие могло бы принести большую пользу. По пути к нему пристроился другой И-16, после чего они вдвоём атаковали и сбили 1 "Хейнкель". 15 Марта пара И-16 ( Н. Виноградова и П. Путивко ) вылетела на разведку и на маршруте встретила 4 "Фиата". После боя стороны разошлись без потерь, но при возвращении советские лётчики потеряли ориентировку. Николай Виноградов сел на вынужденную возле Валенсии и потерпел аварию. Павел Путивко сумел восстановить ориентировку и вернуться на свой аэродром. 12 Июля крупный воздушный бой произошёл в районе Эль Эскориал - Сан-Мартин - Навалькарнеро - Аравака. Эскадрильи И. Лакеева, Н. Виноградова, П. Шевцова ( 29 И-16 ) и эскадрилья И. Еремёнко ( 8 И-15 ) неожиданно атаковали авиагруппу противника, состоявшую приблизительно из 40 истребителей. В результате боя эскадрилья Лакеева записала себе на счёт 2 "Фиата", эскадрилья Виноградова - 1 "Фиат", а эскадрильи Шевцова и Еремёнко - по 2 "Фиата" и 1 "Хейнкелю". Столько же побед было заявлено и итальянцами: 5 И-15 и 4 И-16. Ещё об одном сбитом И-15 заявили лётчики - националисты. С республиканской стороны был потерян 1 И-15, пилот - американец Гарольд Даль выпрыгнул с парашютом и попал в плен. О потерях противника известно, что в этот день погиб испанец Капитан Нарсисо Бермудес де Кастро ( Narciso Bermudez de Castro ) из группы 2-G-3, имевший 4 победы. Всего сбил 1 самолёт лично и 3 - в составе группы: Список всех известных побед Лейтенанта Н. С. Виноградова:
27 Июня 1937 года награждён орденом Красного Знамени. После возвращения из Испании получил звание Капитана и был назначен командиром эскадрильи. В период Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов командовал 1-й эскадрильей 19-го истребительного авиационного полка 54-й авиационной бригады. Награждён вторым орденом Красного Знамени ( 7.04.1940 ). В 1941 году получил звание Майора, служил инспектором по технике пилотирования 3-й запасной авиационной бригады. Принимал участие в Великой Отечественной войне с Октября 1941 года. Командуя 606-м ЛБАП ( позже был переименован в 606-й ШАП ) участвовал в обороне Москвы. Летал сначала на самолётах Р-5, затем на штурмовиках Ил-2. В звании Капитана был командиром эскадрильи 694-го ШАП и в бою в районе Сталинграда 3 Сентября 1942 года сбил сразу 2 Me-109. В 1943 году ему присвоили звание Полковника и назначили командиром 199-й ШАД, которой он командовал до конца войны. По другим данным, он командовал также и 231-й ШАД. Участвовал в освобождении Белоруссии и Польши, в Восточно - Померанской и Берлинской операции. По другим данным, в звании Подполковника командовал 5-м Гвардейским ИАП с Декабря 1944 года по Февраль 1945 года, затем был командиром эскадрильи 1-го Гвардейского ИАП. За боевые отличия был награждён несколькими орденами и медалями. После окончания войны продолжал служить в авиации. Вышел в отставку в звании Полковника. Проживал в Москве. Умер 5 Сентября 1977 года. |
Н а з а д