Главная | Источники | 

Ватолкин Лев Константинович

Родился в 1914 году. С первых дней Великой Отечественной войны старшина Л. К. Ватолкин в действующей армии. По Декабрь 1941 года служил в составе 9-го ИАП ЧФ; по Август 1943 года - в 8-м ИАП ЧФ; по 1944 год - в 11-м Гвардейском ИАП ЧФ; затем - в 6-м Гвардейском ИАП ЧФ; войну закончил в 9-м ИАП ЧФ.

Командир звена 8-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота Лейтенант Л. К. Ватолкин во время боевых действия в Крыму зимой 1941 года и весной 1942 года, летая на Як-1, сбил 5 самолётов противника. Позднее командовал эскадрильей. Фото, приведённое ниже, было сделано 19 Февраля 1942 года.

Л.К.Ватолкин в кабине своего Як-1.

14 Апреля 1942 года Лейтенант Л. К. Ватолкин был сбит в воздушном бою над Севастополем, но уцелел. В то день состоялся крупный воздушный бой, когда 13 немецких пикирующих бомбардировщиков атаковали Севастополь под защитой 7 Ме-109. Оповещение о противнике поступило с опозданием, в связи с чем бой приняли только 6 перехватчиков. Удача им явно не сопутствовала - немцы сбили "Як" Лейтенанта Л. Ватолкина  ( лётчик спустился на парашюте; интересно отметить, что пилоты II/JG 77 считали, что ими сбиты 3 "МиГа" ), а своя зенитная артиллерия повредила машину Лейтенанта М. Гриба. До этого лётчик в паре с Платоновым успел сбить один Ju-88  ( не подтверждается немецкой стороной ), а другой подбить. Капитан Куницын, летавший на МиГ-3, доложил о подбитом Ме-1O9. Пробившись через слабое сопротивление, "Юнкерсы" сбросили 58 бомб на аэродром Херсонесский маяк, где повредили один бомбардировщик СБ.

С Августа 1943 года воевал уже в составе 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка, летая на самолёте Р-39 "Аэрокобра" с нарисованным на борту фюзеляжа чёртом. Вспоминает бывший командир этого полка Герой Советского Союза Константин Дмитриевич Денисов:

"Ватолкин был опытным лётчиком. Он ещё в Севастополе летал в одиночку на "Яке" бреющим в тыл противника на разведку и привозил важные сведения. Но 15 Ноября, при перелёте на аэродром Восточный, с ним произошла неприятная история.

Приземлившись на этом аэродроме первым, я руководил посадкой остальных лётчиков. Всё шло хорошо, пока не приземлился истребитель с нарисованным на фюзеляже чёртом - самолёт Лейтенанта Л. К. Ватолкина слишком поздно начал выпускать шасси. Как только на пробеге "Кобра" коснулась земли передним колесом, стойка шасси сложилась, и машина в конце пробега уткнулась носом в землю. Обидная потеря машины после такого трудного перелёта.

Я подъехал к потерпевшей аварию "Аэрокобре". Из кабины самолёта выбрался невридимый лётчик.

- Докладывайте, что у вас произошло, - потребовал я.

- Товарищ командир ! - смущённо проговорил Лейтенант Ватолкин. - Наверное, я поздновато выпустил шасси, вот передняя стойка и не встала на замок. Чёрт меня попутал.

- Не чёрт, а беспечность и лихачество, - возразил я. - От полётов вас отстраняю, пока не будет восстановлен самолёт. А чтобы чёрт вас больше не путал, передайте технику, чтобы закрасил его.

На этот раз всё обошлось относительно благополучно: благодаря мягкому грунту редуктор, расположенный в носу самолёта, не пострадал. На другой день нам доставили и винт. Вскоре "Кобра" вошла в строй, но первое время на ней летал другой лётчик, а Ватолкин с флажком в руках ещё неделю выполнял роль помощника руководителя полётов. Для лётчика - фронтовика это очень серьёзное наказание, и оно пошло ему впрок: больше никогда я не замечал за ним ни лихачества, ни легкомыслия..."

За период боевой деятельности Гвардии капитан Л. В. Ватолкин уничтожил 9 самолётов противника лично и 4 - в группе с товарищами.

После окончания войны, в 1950 - 1970 годах Лев Константинович жил в городе Сухуми Абхазской АССР и работал в аэропорту Бабушеры. Он был женат и имел двух детей - дочь Татьяну и сына Константина, которые до сих пор живут в Москве. Сам Л. К. Ватолкин скончался в Сухуми в конце 1970-х годов. По случаю его смерти в местной печати был опубликован некролог.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана Л. К. Ватолкина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
104.11.1941 г.1  Do-215Херсонесский маяк - БельбекЯк-1, "Аэрокобра", Як-9.
206.11.1941 г.1  Ме-109Бахчисарай
318.11.1941 г.1  Не-111Бельбек
417.12.1941 г.1  Ju-88Кача
531.12.1941 г.1  Hs-126Бельбекская долина
605.03.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Саки
730.05.1943 г.1  Ме-109Витязевский лиман
825.08.1943 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )траверз Мысхако
922.09.1943 г.1  FW-190Голубицкая
1002.11.1943 г.1  Ме-110  ( в паре - 1 / 2 )Эльтиген
1126.11.1943 г.1  Ju-52  ( в паре - 1 / 2 )Тарханкут
1208.05.1945 г.2  Ju-52р-н Либавы

      Всего сбитых самолётов - 9 + 4.


Возврат

Н а з а д