Главная | Источники | 

Тужилин Емельян Фёдорович


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Тужилин Емельян Фёдорович

Родился в 1909 году. В рядах Красной Армии с 1931 года.

С 22 июня 1944 года старший лейтенант Е. Ф. Тужилин в действующей армии. В составе 15-го ИАП сражался на 3-м Белорусском и 1-м Белорусском фронтах.

За произведённые 100 успешных боевых вылетов и 6 сбитых самолётов противника, Приказами по 16-й Воздушной армии от 13 марта и 30 апреля 1945 года награждён двумя орденами Красного Знамени. После получения последней награды совершил ещё 56 боевых вылетов, провёл 12 воздушных боёв, в которых лично сбил 5 самолётов противника FW-190.

Особенно отличился на 1-м Белорусском фронте в Берлинской операции по выполнению заданий по прикрытию подвижных механизированных войск и поля боя, летая в сложных метеорологических условиях. Как заместитель командира эскадрильи и штурман хорошо обучил лётный состав в навигационном отношениии грамотном ведении воздушного боя. Все боевые задания под руководством Е. Ф. Тужилина выполнялись успешно.

К 9 маю 1945 года заместитель командира 2-й эскадрильи 15-го истребительного авиационного Оршанского Краснознамённого ордена Суворова полка   ( 278-я истребительная авиационная Сибирская Сталинская Краснознамённая ордена Суворова дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия )  капитан Е. Ф. Тужилин выполнил 156 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил 17 самолётов противника.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Сибирская 278-я истребительная авиационная дивизия полковника В. Т. Лисина начала сражаться в небе Кубани в апреле 1943 года. Она получила самолёты новейших конструкций, пополнилась подготовленным летным составом.

Первое боевое крещение лётчики - сибиряки приняли 19 апреля. В небе - наши пилоты во главе с командиром полка майором Исаковым. Вдали показалось 27 бомбардировщиков и 9 истребителей противника. "Приготовиться к бою !" - послышалась в шлемофонах команда майора Исакова. "Первая эскадрилья за мной, вторая и третья - с флангов. Атаковать бомбардировщиков".

Майор Исаков с 1-й эскадрильей пошёл на девятку Ме-109. Одна машина врага, прошитая пулемётной очередью командира полка, загорелась. В это время 2-я эскадрилья лейтенанта Моргунова и 3-я капитана Тюлькина обрушила удар против бомбардировщиков. Лейтенант Боровской и младший лейтенант Банников сбили 2 "Юнкерса". Немцы, почувствовав серьёзную угрозу, стали беспорядочно сбрасывать бомбы и удирать. Преследуя противника, командир 1-й эскадрильи старший лейтенант Е. Тужилин поджёг ещё один "Мессер". Советские лётчики потерь не имели. Первое испытание дивизия выдержала с честью.

Противник начал действовать осторожнее, усилил прикрытие бомбардировщиков истребителями. Но и это им не помогло. С 19 апреля по 16 июня 1943 года 278-я истребительная авиационная дивизия совершила 1993 боевых самолёто - вылета, провела 133 групповых и 519 одиночных воздушных боёв. Сибиряки сбили 233 самолёта, из них 79 бомбардировщиков.

*     *     *

Список всех известных побед капитана Е. Ф. Тужилина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
108.07.1944 г.1  FW-190зап. ВильноЯк-1, Як-9, Як-3.
201.02.1944 г.1  Ме-110вост. Гартов
308.02.1944 г.1  FW-190сев. Летцин
409.02.1944 г.1  Ме-109юго - зап. оз. Мантель-Зее
519.02.1944 г.1  FW-190сев - зап. Ноймарк
603.03.1944 г.1  Ме-109Кубланк
711.03.1944 г.1  FW-190сев. Бинов
827.03.1944 г.1  FW-190Зеелов
91  FW-190ст. Вербиг
1017.04.1944 г.1  FW-190Вульков
1118.04.1944 г.1  FW-190юж. Кюстендорф
121  FW-190сев. Мюнхеберг
131  FW-190Прицхаген
1419.04.1944 г.1  FW-190сев - вост. Штраусберг
152  FW-190сев. окр. Фюрстенфельде
1624.04.1944 г.1  Ме-109сев. Ораниенбург

      Всего сбитых самолётов - 17 + 0;  боевых вылетов - 156.

*     *     *

БЬЁМ ВРАГА НАД ОДЕРОМ

Из-за Одера появилась пара самолётов. Пока присмотрелся к ним, они высыпали по нашим окопам бомбы и начали обстреливать.

"Фоккеры" - охотники !

Посмотрел в направлении ангара, вижу, - закончили заправлять самолёт Тужилина. Если взлечу один, получу нагоняй от командира полка. Моя задача - охранять аэродром.

Но ведь "Фоккеры" штурмуют нашу пехоту. Решил взлететь, надеясь, что после заправки самолётов дежурить на старт вырулят другие. Запустил мотор и, дав полный газ, взлетел. На подлёте к окопам успел набрать высоту 100 метров. На пересекающихся курсах выходил из атаки по окопам "Фоккер".

- Ну, теперь потягаемся, фриц !

Немец полез вверх. Я за ним. Поймал в прицел и нажал на гашетки - тихо. Пушка и пулемёты молчат. Высота растёт. Пристроился к "Фоккеру". Он попытался оторваться, сделал несколько фигур, но я словно прилип к нему. Высота 2000 метров. Он полетел по прямой. Он смотрит на меня, а я на него. Он пытается удрать, а я хочу его сбить. Но ведь пушка и пулемёты не стреляют. Не из пистолета же стрелять. Потом догадался и сделал то, чего не сделал в спешке. Быстрым рывком перезарядил пушку, вторым рывком - пулемёты. Есть !   Чуть отстал, зашёл под брюхо "Фоккеру" и дал очередь. Самолёт задымил, а я отвернул в сторону самолёт, смотрю. Немец отбросил фонарь кабины, вывалился и с затяжкой пошёл к земле. Пролетел 1000 метров и раскрыл парашют. Снизившись, я сделал вираж вокруг парашютиста.

Посмотрел вниз, там наши войска. Значит - не уйдёт, возьмут в плен. Сбросив парашют, он пытался удрать к железнодорожной будке, но навстречу ему уже мчалась наша автомашина.

Огляделся. В воздухе барражировал взлетевший вслед за мной Тужилин. Подлетел к нему. Вдруг заговорила наземная радиостанция, наводя нас на цель:

- Справа от вас "Фоккер"... Справа "Фоккер"...

Увидели его. Он летел по прямой, не маневрируя и не осматриваясь. Потеряв ведущего, он ходил над занятой нами территорией и восстанавливал ориентировку.

- Тужилин, ближе к "Фоккеру" ! - передаю по радио, - Атакуй !   Я прикрываю...

Тужилин отвернул. Ударил. Вражеский истребитель опрокинулся и упал в Одер.

Як-3 из состава 3-го ИАК.

Истребитель Як-3.  На такой машине сражался капитан Е. Ф. Тужилин в конце войны.

Зашли на посадку. Сели, оба довольные слаженными действиями и результатом. Тужилин снял шлемофон. К его широкому лбу прилипли уже поредевшие волосы. Достал расчёску, расчесал их и снял с неё выпавшие волосы.

- Бой, не бой, а после каждого вылета полный подшлемник волос. Хоть бы до дому хватило. - Сказал Тужилин, надевая пилотку.

Я вспомнил довоенную лётную форму, которую мы носили в Каче и на Дальнем Востоке. Мы тогда были убеждены, что без тёмно - синей формы лётчик - не лётчик. А вот Тужилин в кирзовых сапогах и выцветшей гимнастёрке с погонами Капитана, немного грузный, лысеющий, бил врага, как и представить себе не могли в довоенное время.

Через час на аэродром прилетела вторая группа "Яковлевых" во главе с командиром полка. Майор Климов доложил обстановку и о сбитых самолётах:

- Самолёт, сбитый Ситковским, упал в двух километрах от аэродрома. Лётчик, выпрыгнувший с парашютом, взят в плен. Самолёт, сбитый Тужилиным, упал в Одер, лётчик погиб.

Исаков, отпустив Климова, пошёл на старт принимать третью группу самолётов...

Группа лётчиков 2-й АЭ 15-го ИАП.

Лётный состав 2-й авиаэскадрильи 15-го ИАП:  Е. Ф. Тужилин, Н. И. Шурохов, И. Г. Банников,
И. Рогожкин, М. Алаев, В. Малин, Н. Вороженко, И. Кривобок, Н. Левченко.  1945 год.

*     *     *

НАД ФАШИСТСКИМ ЛОГОВОМ

Весна 1945 года. Весна накануне победы. За Одером в руинах лежали города и изрытая войной немецкая земля. Просыпалась природа, зеленью покрылись сады. Ожидали приближения долгожданной победы - конца кровопролитной войны...

Я взлетел в паре с капитаном Е. Ф. Тужилиным. Показался дымный Берлин. Внизу пылали танки и автомашины. Наши войска успешно продвигались вперёд.

- Саша, слева, ниже два "Фоккера", - передал по радио Тужилин.

- Атакуем ! - отдаю команду.

Мчимся на цель. "Фоккеры" резко развернулись и полезли вверх, стремясь оторваться от нас. Блеснули на солнце кабины, форсируя моторы, мы погнались за ними. Приблизились к задней полусфере и открыли огонь. Один самолёт сразу загорелся и, круто пикируя, пошёл к земле. Второй продолжал лететь. Тужилин догнал его и атаковал вторично. Враг свалился в штопор и пошёл к земле...

День 18 апреля принёс нашим лётчикам много побед. По 4 самолёта сбили Тужилин и Калашников, по 2 - Банников, Кривобок, Боровский и я. А пара Моргунов - Молибожко сбила 5 вражеских самолётов.

В течение дня лётчики нашего полка совершили 159 боевых вылетов, провели 23 воздушных боя, сбили 31 самолёт.

Последующие дни были не менее напряжёнными и результативными.

19 апреля я повёл 4 Як-3 на прикрытие наших войск. Увидели 20 "Юнкерсов", летевших бомбить наши войска.

- В атаку ! - даю команду товарищам.

Стреляю из пушки по ведущему. Они сбрасывают бомбы и удирают на запад. Мы бросаемся вдогонку. Пристраиваюсь в хвост одному "Юнкерсу", а он резко полез вверх. Я за ним. Он достиг высшей точки набора высоты, закачался и, теряя скорость, свалился на крыло и понёсся к земле. Перед землёй он резко вышел из пике и начал набирать высоту, при этом - потерял скорость. Я подошёл на близкое расстояние и прошил его очередью. "Юнкерс" пошёл к земле и взорвался.

Ещё 2 самолёта сбила пара Тужилина.

( Из книги воспоминаний Героя Советского Союза А. Н. Ситковского - "В небе "Соколы". )
    -->      © fightersky.ru