Главная | Источники | 

HSU

Титовка Сергей Алексеевич

С.А.Титовка

Родился в 1919 году в городе Амвросиевка ( ныне Донецкая область ), в семье рабочего. С 1937 года в Красной Армии. Окончил военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Командир звена 154-го истребительного авиационного полка ( 39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт ) Лейтенант С. А. Титовка совершил 48 боевых вылетов, в 19 воздушных боях сбил 4 вражеских самолёта. 10 Июля 1941 года в районе аэродрома города Городец ( Ленинградская область ) в воздушном бою, израсходовав боекомплект, таранил вражеский истребитель и погиб. 22 Июля 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.

Похоронен в братской могиле в деревне Новоселье ( Лужский район Ленинградской области ). В городе Амвросиевка его именем названа улица, установлена мемориальная доска. В совхозе имени Володарского Лужского района Ленинградской области Герою воздвигнут памятник.

*     *     *

Друзья знали, что у Сергея есть два увлечения: полёты и книги. Началась война - и стало не до книг. Да и откуда было их взять на полевых аэродромах, представлявших собой просто ровный пустырь ?  Базы с удобными домами, столовыми, клубами, библиотеками пришлось оставить в первый же день войны. Жильём на полевых аэродромах чаще всего служила замаскированная ветвями палатка. Бывало даже, что крышей над головой лётчика становилось крыло самолёта.

Зато в чём не было теперь недостатка, так это в полётах. Не приходилось, как до войны, упрашивать командира эскадрильи разрешить лишний раз подняться в небо. Летали столько, что к концу дня пилоты чуть не валились с ног от усталости. А с рассветом всё начиналось снова. Короткие часы досуга лётчики всё равно проводили возле машин.

До книг ли было Сергею Титовке !  Единственное, что удавалось прочесть, - это газеты. Привозили их мало, и читать приходилось коллективно. Чаще всего свежей газетой завладевал Сергей. Лётчики, расположившись на траве, внимательно слушали его. После одной такой коллективной читки, когда газета принесла весть о том, что ещё несколько наших истребителей совершили воздушный таран, кто - то высказал сомнение в целесообразности такого приёма. Дескать, героизм героизмом, но победа в таких случаях обходится слишком дорого - теряем самолёт, а можем потерять и лётчика.

С.А.Титовка

- Так - то оно так, - ответил Сергей Титовка. - На первый взгляд, выгода действительно может показаться не слишком большой. Получается, как в шахматах, - размен фигур. Но, зная, что советские лётчики идут на таран, немцы чувствуют себя в нашем небе не очень - то уютно. Даром, что ли, группы их самолётов уходят от пары, а то и от одного нашего истребителя ?  Боятся, как бы им не пообломали крылья. Таран пострашнее, чем пулемётная очередь. И то, что они начинают побаиваться нас, уже начало победы. Побеждать же их надо любой ценой.

После этого прошло совсем немного времени - всего несколько дней, и товарищи Сергея поняли, что разговор о таране был для него не праздным рассуждением. Впрочем, и раньше никто не сомневался в мужестве лётчика. За 20 дней войны он сбил уже несколько немецких самолётов. То, что произошло 10 Июля, до конца раскрыло характер Сергея. В неравном бою с немецкими самолётами он не просто держался - он нападал. Когда кончились боеприпасы, Сергей таранил врага. Машина со свастикой на хвосте пошла к земле. Только и самолёт Титовки начал падать. Это произошло недалеко от аэродрома, и товарищи видели, что Сергей пытается спасти свой истребитель. Но это было уже сверх его сил. Титовка погиб. Золотой Звездой его наградили посмертно...


Возврат

Н а з а д