Главная | Источники | 


Тарасов Дмитрий Афанасьевич

Тарасов Д.А.

Лётчик - истребитель.

С лета 1943 года Лейтенант Д. А. Тарасов на фронтах Великой Отечественной войны. По Май 1945 года служил в составе 18-го Гвардейского истребительного авиационного Витебского дважды Краснознамённого ордена Суворова 2-й степени полка  ( 303-я истребительная авиационная дивизия, 3-й Белорусский фронт ). В воздушных боях сбил 5 самолётов противника.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 4 личные и 1 групповую победы. ]

Участник вооружённого конфликта на территории Кореи 1950 - 1953 годов. Старший лётчик 18-го Гвардейского ИАП  ( 303-й ИАД )  Гвардии старший лейтенант Д. А. Тарасов сбил лично 1 самолёт США.

После возвращения в Советский Союз продолжал служить в ВВС.

После выхода в запас жил в городе Брянск  ( Белоруссия ).

Награждён орденами и медалями.

*     *     *

...Наступление наших войск на Смоленск развивалось успешно. Это был заключительный этап Смоленской операции. В ходе её на ближних подступах к Смоленску и над самим городом наши Гвардейцы 18-го полка сбили 15 фашистских самолётов. В этих боях вместе с опытными лётчиками участвовали и молодые. В их числе были А. А. Калюжный, Н. Л. Корниенко, Н. П. Калинцев, Н. И. Герасименко, Д. А. Тарасов, Ф. М. Малашин, П. Н. Калинеев, Г. А. Косиков... Все они в тех боях держали равнение на ветеранов полка.

25 Сентября 1943 года наши войска освободили Смоленск. 303-й истребительной авиационной дивизии присвоили наименование "Смоленская". Для всех это были радостные события.

День 10 Октября 1944 года оказался для наших воздушных бойцов очень удачным. Они сбили 10 вражеских самолётов. У нас потерь не было. События в тот день разворачивались так. Утром на прикрытие наземных войск вылетели 6 "Яков" 1-й эскадрильи. Их вёл Александр Захаров. Патрулируя в заданном районе, Захаров получил с передового КП нашей дивизии команду:

- С запада подходит группа самолётов. Атакуйте !

Гвардейцы тотчас же пошли навстречу противнику и вскоре увидели на высоте 2500 метров на встречном курсе 16 FW-190. Они летели с бомбами. Захаров повёл шестёрку в лобовую атаку. Она заставила врагов освободиться от бомбового груза. Боевой порядок "Фоккеров" расстроился. Наши истребители вышли из атаки боевым разворотом вверх и оказались выше и сзади фашистов. Снова устремились в атаку. "Фокке - Вульфы" разделились на четвёрки, начали вираж, оттягиваясь постепенно на запад. Умело используя маневренные возможности своего Як-3, Александр Захаров уже на втором вираже зашёл в хвост одному "Фоккеру", сблизился с ним и двумя очередями поджёг. Остальные FW-190 торопливо, спикированием до малой высоты начали удирать. Настойчиво преследуя их, Алексей Калюжный и Мириан Абрамишвили сбили на выходе из пике ещё 2-х "Фоккеров".

В середине дня 6 "Яков" во главе с Василием Серёгиным во время патрулирования обнаружили подходившую к линии фронта 8 FW-190. Они шли ниже наших истребителей примерно на 1500 метров. Серегин завёл группу со стороны солнца и атаковал врага с полупереворота сверху сзади. "Фоккеры" встали в "круг". Наши лётчики вышли из первой атаки боевым разворотом, снова бросились на врага. Это дало возможность Матвею Барахтаеву и самому Василию Серёгину выйти в хвост 2-м "Фоккерам". Бой с ними оказался коротким: Гвардейцы сразили обоих.

Оставшаяся вражеская шестёрка сомкнулась в более плотный вираж, стала поспешнее оттягиваться на запад. Наши истребители, действуя на вертикалях, продолжали атаки. Во время одной из них Дмитрий Тарасов нанёс неотразимый удар по "Фокке-Вульфу". Оставшиеся самолёты врага вышли из боя.

16 Октября 1944 года после мощной двухчасовой артиллерийской и авиационной подготовки 3-й Белорусский фронт перешёл в наступление на Гумбинненском направлении. Земля Третьего рейха содрогнулась от многочисленных разрывов снарядов и бомб. Всё здесь, казалось, полыхало в огне...

Полк построили на рассвете. Перед строем колыхалось на ветру Боевое Гвардейское Знамя. На его полотнище сверкали ордена Красного Знамени и Суворова 2-й степени - свидетельство отваги, мужества и доблести воинов - авиаторов. Состоялся короткий митинг. Затем командир полка Полковник А. Е. Голубов, уточняя боевую задачу эскадрильям, разъяснял:

- В первом вылете эскадрилья Запаскина блокирует аэродром Йукштейн, эскадрилья Серегина - аэродром Будупенен. Ни один самолёт врага с этих "точек" взлететь не должен. Эскадрилья Барсукова вместе с истребителями полка "Нормандия" сопровождает бомбардировщиков. Порядок действия в воздухе - в соответствии с ранее данными указаниями и конкретной обстановкой. Я пойду в составе прикрывающей группы 1-й эскадрильи.

Группы истребителей стремительно уносились в небо. Аэродром быстро опустел. Из динамика на КП сквозь помехи донесся голос командира полка: - "Соколы", всем разойтись по целям !..

На аэродроме Йукштейн было около 60 самолётов. Звено дежурных истребителей - на старте !

- Атакуйте это звено с ходу ! - распорядился Голубов.

Запаскин отдал указания ведомым и тут же нацелился на пару FW-190, уже начавших разбег по полосе. Ведущего этой пары он настиг в момент отрыва от земли и сразил его одной - единственной очередью. Одновременно с ним Мириан Абрамишвили ударил по ведомому. Оба вражеских самолёта загорелись в конце полосы.

В эти минуты боя второе звено во главе с Николаем Пинчуком атаковало на старте другую дежурную пару ФВ-190. Неотразимый пулемётно - пушечный удар по ней нанесли Алексей Калюжный и Борис Арсеньев.

Никто из фашистских лётчиков теперь взлетать не пытался. Они притаились, вероятно, где-то в укрытиях. Лишь "эрликоновские" пушки да крупнокалиберные пулемёты, извергая огненные очереди, били по нашим "Якам". Гвардейцы умело маневрировали. Продолжая блокировать аэродром, они и не думали выходить из боя... Около 20 минут наши истребители блокировали аэродромы. В это время большие группы бомбардировщиков и штурмовиков наносили мощные прицельные удары по узлам сопротивления вражеской обороны в районе Шталлупенена.

В последующих 2-х вылетах, сопровождая бомбардировщиков и отражая атаки истребителей противника, лётчики Дмитрий Тарасов и Пётр Иванов сбили по одному "Фоккеру" и довели счёт уничтоженных полком самолётов до 12.

20 Октября, после однодневного перерыва из-за нелётной погоды, полк возобновил боевые действия. Наши бомбардировщики и штурмовики, содействуя наземным войскам, систематически наносили удары по противнику. Они словно бы расчищали дорогу перед нашими танкистами и пехотинцами. Обеспечивая с воздуха их наступление, лётчики полка ежедневно выполняли по 3 - 4 боевых вылета. Не в каждом из них приходилось вести воздушные схватки, так как истребители врага по-прежнему начинали атаки лишь при своем численном превосходстве. Впрочем, и при этом условии их попытки прорваться к нашим бомбардировщикам и штурмовикам завершались обычно поражением. 20 Октября, к примеру, 2 шестёрки "Мессеров" попытались напасть на "Петляковых", сопровождаемых восьмёркой наших "Яков". Это обошлось врагу потерей 3 Ме-109. В коротком бою на виражах их сбили Фёдор Малашин, Матвей Барахтаев и Дмитрий Тарасов.

Вечером 18 Января 1945 года Гвардейцы получили телеграмму Военного совета 3-го Белорусского фронта. Генералы И. Д. Черняховский, В. Е. Макаров и Т. Т. Хрюкин поздравили авиаторов с прорывом всей тактической глубины второго рубежа обороны в Восточной Пруссии, призвали с новой энергией бить противника на последующих рубежах...

19 Января противник повсеместно начал отступление. Кое-где оно превратилось в бегство. Наши войска неотступно преследовали врага. Несмотря на плохую погоду, штурмовики и бомбардировщики под прикрытием истребителей постоянно наносили удары по колоннам отступавших гитлеровцев и узлам сопротивления. В воздухе то и дело разгорались схватки.

В 11:00 по вызову с передового КП дивизии ушли на задание 6 Як-3 во главе с Матвеем Барахтаевым. Вскоре лётчики обнаружили 12 "Фоккеров", штурмовавших наши танки и пехоту. Увлечённые боем, фашистские лётчики не заметили наших истребителей, и шестёрка "Яков", пикируя из-под облаков, нанесла по ним неожиданный удар. "Фоккеры", словно ошпаренные, взметнулись ввысь. Это было на руку нашим лётчикам. По мере набора высоты скорость "Фокке - Вульфов" падала, в то время как у наших истребителей она была в запасе. Используя это, Матвей Барахтаев, Фёдор Малашин и Дмитрий Тарасов огнем из пушек и пулемётов с короткой дистанции сбили 3 FW-190. Остальные спасались бегством.

9 Февраля 1945 года 6 Як-3 под командованием Матвея Барахтаева, прикрывая войска в районе Браунсберга, обнаружили 3 группы по 8 - 10 FW-190 в каждой. Они шли к фронту. Барахтаев решил атаковать врага. Первый удар Гвардейцы нанесли с полупереворота сверху сзади по головной восьмёрке врага. В этой атаке Барахтаев с близкого расстояния сбил ведущего группы. Дмитрий Тарасов и Иван Грачёв, следуя примеру командира, подожгли ещё 2 "Фоккера". Оставшиеся лётчики первой группы, сбросив бомбы, поспешно убрались восвояси.

*     *     *

В конце Июня 1974 года, в канун 30-летия освобождения Белоруссии от немецко - фашистских захватчиков, состоялась очередная встреча бывших лётчиков 18-го Гвардейского истребительного авиационного Витебского дважды Краснознамённого ордена Суворова II степени полка. Из разных концов страны прибыли в Витебск ветераны - авиаторы. Они добирались в тысячелетний город на Двине самолётами и пароходами, поездами и автомашинами. Из Москвы прибыли бывший командир полка, ныне Генерал - майор авиации в отставке, Герой Советского Союза А. Е. Голубов, бывший командир эскадрильи, теперь художник, Герой Советского Союза В. Н. Барсуков. Из Одессы приехал А. А. Калюжный, из-под Ленинграда - А. З. Нестеров и С. В. Костров, из Подольска - Ф. Ф. Агуреев, из Брянска - Д. А. Тарасов, из Смоленска - Н. И. Герасименко...

( Из книги воспоминаний Ф. С. Гнездилова - "На высотах мужества".  Минск, 1987 год. )


Возврат

Н а з а д