Родился 27 Сентября 1919 года в деревне Белясево, ныне
Касимовского района Рязанской области, в семье крестьянина. 1935 году вместе
с родителями переехал в село Тушино ( ныне в черте Москвы ). Окончил 6 классов.
Учился, работал слесарем в авиационных мастерских. В 1939 году окончил аэроклуб,
затем поступил в Краснодарское объединённое училище, которое окончил в 1942 году.
На фронтах Великой Отечественной войны - с Ноября 1943 года.
Сражался в штурмовой авиации. Был лётчиком, командиром звена.
К Марту 1945 года командир звена 6-го отдельного Гвардейского
штурмового авиационного полка ( 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт )
Гвардии Старший лейтенант Д. В. Тарасов совершил 132 боевых вылета, нанеся
противнику большой урон в живой силе и технике. Всего совершил 163 успешных боевых
вылета. 29 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с
врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны продолжал службу в ВВС. С 1957 года Майор Д. В. Тарасов -
в запасе. Живёт в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ),
Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, Славы 3-й степени,
медалями.
* * *
Есть в Касимовском районе Рязанской области деревушка Белясево,
раскинувшаяся в излучине речки Гусь. Места красивейшие: леса перемежаются полями
и лугами, заливаемыми в половодье. Там и родился будущий Герой.
Дима рос крепким, смышленым, бойким. Бегал в школу в посёлок
Гусь - Железный, потом, окончив шестилетку, работал в хозяйстве, ездил в ночное,
пас скот.
В 1935 году семья Тарасовых переехала в Москву, поселилась в
Тушине. Здесь Дмитрий окончил школу фабрично - заводского ученичества, стал
работать в авиационных мастерских Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова.
Был бригадиром на сборке самолётов. Одновременно учился в вечерней школе. В 1939
году поступил в военное авиационное училище.
Лишь в Ноябре 1943 года Младший лейтенант Дмитрий Тарасов прибыл
на фронт в 6-й Гвардейский штурмовой авиаполк, который в те дни в составе войск
1-го Прибалтийского фронта вёл боевые действия на Витебском и Полоцком направлениях.
Штурмовики большими и малыми группами наносили удары по живой силе
и технике врага, вылетали на разведку и фотографирование переднего края его обороны,
доставляли командованию важные сведения. Одновременно весь личный состав полка
настойчиво учился. Опытные лётчики И. Мусиенко, И. Павлов и другие подробно
рассказывали о преимуществах маневрирования над целью, мерах борьбы с вражескими
истребителями. Жесткие требования предъявлялись лётчикам по штурманской подготовке,
технике планирования, воздушной стрельбе и бомбометанию.
Молодой пилот Тарасов быстро вошёл в строй и вскоре стал летать на
боевые задания. Однажды он отправился в паре с командиром эскадрильи Старшим
лейтенантом Виктором Феофановым, опытным и смелым лётчиком - наставником. Погода
стояла пасмурная. Серые, плотные облака мешали наблюдать за воздушной обстановкой.
"Ильюшины" точно вышли на цель и, пикируя, пошли в атаку. Младший
лейтенант Тарасов чётко держался в строю, он выполнял все команды ведущего, метко
сбросил реактивные снаряды и бомбы. Видел, как вспыхнули две автомашины. Вражеская
зенитка открыла огонь, в небе появились облачка, разрывов, но уже позади "Илов",
и не причинили им вреда.
Когда группа пошла на второй заход, Тарасов увидел на земле
несколько костров: горели автомашины. При повторной атаке молодой лётчик поджёг
ещё 2 автомашины с боеприпасами.
За первые 15 успешных вылетов Дмитрий был награждён орденом
Красного Знамени. Быстро росло боевое мастерство молодого лётчика. А вскоре он
сам стал водить в бой группы самолётов, часто летал на разведку и свободную
охоту.
В Феврале 1944 года 6-й Гвардейский ШАП, базируясь на Смоленщине,
выполнял задачи по уничтожению врага в районе Витебска. 3 Февраля в воздух
поднялась восьмёрка Ил-2. Тарасов был ведущим пары. Следовало поставить дымовую
завесу южнее озера Лосвида. В этом районе находилась небольшая высота, сильно
укреплённая врагом. Все подходы к ней были открыты, и наши войска несли потери.
Группа штурмовиков шла плотным строем. Тарасов уверенно держался
в нём, внимательно вглядывался в ориентиры. Вскоре показалась высота, занятая
врагом, а чуть левее - озеро. Немцы открыли пулемётный огонь, огненные жгуты
трассирующих снарядов прошли рядом с самолётом.
Цель приближалась. Послышалась команда ведущего Виктора Феофанова: "Внимание ! Дым !"
Дмитрий нажал кнопку специального прибора. В это же мгновение и от
других самолётов потекли струи белого дыма и, расширяясь, стали оседать на землю,
скрывая траншеи врага, пулемётные гнезда, артиллерийские позиции. Огонь противника
прекратился. "Ильюшины" развернулись и вскоре оказались над своей территорией. И
на этот раз полёт завершился благополучно.
- Когда мы прилетели на свой аэродром, - вспоминал позднее Дмитрий
Васильевич, - оказалось, что почти все наши самолёты, участвовавшие в этом полёте,
были с пулевыми пробоинами. Однако задание мы выполнили. Фашисты отступили,
оставили высоту, а мы, авиаторы, получили от командования благодарность.
Через день Дмитрий вылетел на штурмовку артиллерии и танков
врага, скопившихся в лесу севернее Витебска. Шестёрка "Илов" точно вышла на
характерный изгиб леса, похожий на подкову. Вот они, чёрные коробки танков,
замаскированные в мелколесье ! Чуть опустив нос самолёта, Тарасов начал
пикировать на цель.
Немцы открыли огонь, но "Илы" упорно шли в атаку. От фюзеляжа
отделились чёрные сигары бомб, сверкнув огнями, понеслись к опушке реактивные
снаряды. Было видно, как цель обволакивалась дымом, сверкали разрывы бомб,
вверх летели чёрные комья.
- Порядок ! Горят два танка и две цистерны ! - доложил стрелок - радист.
26 Июня 1944 года наши войска освободили Витебск. Лётчики ликовали,
зная, что есть и их доля в этом успехе.
Однажды командир полка Кирилл Петрович Заклепа пригласил к себе
в землянку лётчиков эскадрильи, которой командовал Виктор Феофанов.
- Враг бежит, - сообщил Заклепа. - Нам приказано разбить переправу
врага через Западную Двину, у местечка Улла. Шестёрка вашей эскадрильи должна
уничтожить эту переправу. Знайте, что немцы зорко охраняют мост, район насыщен
средствами зенитной обороны, в воздухе патрулируют истребители. Надо действовать
решительно и наверняка ! Орешек крепкий, но следует его разгрызть.
- Мы, экипажи штурмовиков, - вспоминал Дмитрий Васильевич, -
понимали, что полетим на опасное задание. Знали, что поведёт нас в бой Старший
лейтенант Иван Шабельников - мужественный и умный командир звена, надеялись,
что всё будет в порядке. Скрупулезно изучили маршрут, подходы к переправе,
расположение зенитных средств, пригласили истребителей сопровождения, согласовали
взаимодействие с ними...
На рассвете шестёрка Ил-2 взлетела, приняла боевой порядок и
взяла курс к Улле. Над линией фронта вспыхнули и закурчавились разрывы зенитных
снарядов. Дмитрий Тарасов летел в третьей паре. Он видел, как ведущий группы
Шабельников пошёл на снижение, направив свой самолёт на переправу. В небе
вспыхнули разрывы, где - то западнее Уллы шёл воздушный бой наших "Яков" с
"Мессерами".
- Я хорошо разглядел цель, - вспоминал Дмитрий Васильевич. -
Деревянный мост, перекинутый через реку, был забит танками и автомашинами, по
нему бежали солдаты. Над мостом стоял дым. Потом увидел взрывы бомб, сброшенных
с первых самолётов. Фонтаны воды поднялись чуть левее моста. Теперь и я начал
пикировать. Все внимание - цели. В последний момент, когда были сброшены реактивные
снаряды, перед выводом самолёта из пике, я нажал на бомбосбрасыватель. Затем
рванул самолёт вверх, понёсся вдоль дороги, на которой находились автомашины,
расстреливал их из пушек и пулемётов. В это время услышал громкий голос воздушного
стрелка Ивана Самусёва: "Командир ! Прямое попадание !" Я оглянулся.
Переправа была разрушена. Что - то горело. А ведущий Шабельников уже передавал
по радио: "Задание выполнено. Возвращаемся на базу".
...На аэродроме, у самолётных стоянок, в тот же день появились
плакаты - "молнии". На них крупным шрифтом было написано: "Слава лётчику Павлову,
отлично выполнившему задание"; "Так бомбить, как Тарасов"; "Учитесь бить врага
у Смирнова". А ещё через несколько дней на груди Дмитрия Тарасова засиял орден
Славы 3-й степени.
Разведка донесла, что на Полоцком аэродроме сосредоточено большое
количество вражеских самолётов. Следовало разбить взлётно - посадочную полосу,
уничтожить самолёты, средства обеспечения, склады и живую силу врага.
Под вечер, когда солнце скрылось за зубчатым лесом, в воздух
поднялись 12 штурмовиков под командованием Гвардии Старшего лейтенанта С. И.
Афанасьева и 10 истребителей. Группа подошла к вражескому аэродрому незамеченной,
на малой высоте. Тарасов видел, как первая шестёрка "Илов", проштурмовав стоянку
самолётов, уходила от цели. Опушка леса горела.
- Чёрный дым поднимался в небо, - вспоминал Тарасов, - рвались
боеприпасы, пылал бензозаправщик. Я сбросил бомбы на взлётно - посадочную полосу.
Долго наблюдал пожар на аэродроме, когда летел на свою базу. Это был успешный полёт...
В лётной книжке Дмитрия была сделана такая запись: "30.6.1944.
Продолжительность полёта - 1 час 20 минут. Задание - штурмовка Полоцкого аэродрома
истребителей противника. При штурмовке связь в группе держал отлично. Уничтожено
2 "Фокке - Вульфа".
23 Августа 1944 года 6-й Гвардейский штурмовой авиаполк был награждён
орденом Красного Знамени. В те же дни Дмитрия Тарасова назначили командиром звена,
присвоили звание Лейтенанта.
Однажды, штурмуя позиции врага на Литовской земле, в районе Биржая,
Тарасов уничтожил вражескую артиллерийскую батарею. Возвращаясь на базу, заметил
восьмёрку пикирующих бомбардировщиков Ju-87.
- Справа "Лапотники" ! Атакуем ! - передал он и пошёл в
атаку. Вскоре два "Юнкерса" рухнули на землю.
20 Сентября 1944 года в районе Добеле, уже на Латвийской земле,
противник сосредоточил для контратаки крупные силы танков и артиллерии. Шестёрка
"Илов" вылетела для удара по врагу. Гвардии лейтенант Тарасов, снизившись до 100
метров, почти в упор стал расстреливать вражескую колонну. Загорелись танк и несколько
автомашин. Поливая врага огнём из пушек и пулемётов, Тарасов вдруг ощутил резкий
удар: в правом крыле появилась рваная дыра, было перебито управление. Самолёт
стал терять скорость, разворачиваться вправо. Еле удерживая штурмовик в горизонтальном
полёте, Тарасов стал уходить на свою территорию. При посадке на аэродроме самолёт
развалился.
В последующие месяцы войны Дмитрий Тарасов не раз летал на бомбёжку
врага в районы Паневежиса, Елгавы, Шяуляя, Риги, Клайпеды. Всего за годы войны он
совершил 163 боевых вылета. Уничтожил многие десятки танков и автомашин, взорвал
несколько военных складов, сбил в воздушных боях 2 самолёта врага.
В конце Июня 1945 года Дмитрию Васильевичу было присвоено звание
Героя Советского Союза.
В 1957 году Гвардии Майор Д. В. Тарасов уволился в запас. Более
20 лет работал старшим инженером конструкторского бюро московского завода "Буревестник".
Затем, по состоянию здоровья, ушёл на пенсию.
В столичной школе № 692, что на Ленинградском шоссе, есть музей
боевой славы 6-го Гвардейского Московского ордена Ленина, Краснознамённого,
ордена Суворова 2-й степени штурмового авиационного полка. Наряду с фотографиями
военных лет там экспонируются другие документы, в частности приветствие МГК и МК
КПСС Гвардейцам. В нём есть такие слова: "Москвичи знают и помнят, что в суровые
и тяжкие для нашей Родины дни, когда гитлеровские захватчики приближались к нашей
любимой столице, личный состав полка принимал самое активное участие в их разгроме
под Москвой. Советское правительство достойно оценило ваши заслуги перед Родиной,
преобразовав полк в Гвардейский и присвоив ему наименование "Московский". Трудящиеся
Москвы гордятся тем, что вы вместе с другими частями и соединениями нашей доблестной
Красной Армии одержали историческую победу и в боях с врагом свято выполнили свой
долг перед Родиной".
Дмитрий Васильевич Тарасов частый гость в этой школе. Ветерану
полка есть о чём рассказать. Ведь он служил в полку отважных.