Главная | Источники | 

Суков Аркадий Иванович

Советский лётчик - истребитель, участник Великой Отечественной войны. К сожалению, информации об этом человеке почти нет. Единственное, что могу предложить Вашему вниманию, это выдержки из статьи "Весёлая охота на Востоке Европы", опубликованной в одном из номеров журнала "Авиация и Космонавтика". В данной статье рассказывается о наиболее известных немецких пилотах элитной истребительной эскадры JG 54 "Grunherz" - "Зелёное сердце", погибших на Восточном фронте в 1941 - 1945 годах.

*     *     *

22 Мая 1942 года лётчик II-й Группы JG 54 лейтенант Отто - Бруно Лозер  ( Otto Bruno Loerzer ), имевший уже 47 побед, австриец по происхождению, сын одного из лучших истребителей - асов периода 1-й Мировой войны, пропал без вести северо - восточнее Киришей. Никто из 8 лётчиков эскадры, участвовавших в бою с "Илами" и прикрывавшими их "ЛаГГами", не знал о судьбе товарища. Однако ведущий четвёрки ЛаГГ-3 из 41-го истребительного авиаполка Старший лейтенант А. И. Суков зафиксировал падение сбитого им "Мессершмитта". Вращаясь по глубокой спирали, немецкий истребитель упал в лес и взорвался.

Макс-Хельмут Остерманн
Макс - Хельмут Остерманн.

9 Августа 1942 года лётчики JG 54 испытали настоящий шок: в бою с советским истребителем был сбит и погиб самый удачливый и результативный на тот период "воздушный охотник", обладатель всех мыслимых наград III-го Рейха, командир 7-го штаффеля Обер - лейтенант Макс - Хельмут Остерманн  ( Max - Hellmut Ostermann ), имевший 102 победы. Его "Мессершмитт" упал в Ильмень - озеро и затонул.

Когда четвёрка ЛаГГ-3 из 41-го авиаполка направлялась к линии фронта, на истребителе Старшего лейтенанта Сукова обнаружилась неисправность системы питания. Двигатель стал работать с перебоями. По приказанию ведущего, Аркадий Суков покинул строй, развернулся и, разогнавшись на пикировании, направился к своему аэродрому. Hа выводе из пикирования он, почти одновременно, услышал рёв заработавшего мотора и увидел дымные трассы.

"Что скрывать, - вспоминал Аркадий Иванович - в первой фазе боя мне повезло: очереди "охотника" прошли мимо моего "ЛаГГа"...

После атаки немец проскочил вперёд и тут уже я оказался в выгодном положении. Крутился он мастерски, однако оторваться не смог и, минуты через три, плотно вписался в прицел моего истребителя. А дальше - дело техники: вооружение на "ЛаГГе" было мощным".

Ме-109F-2 М.Х.Остермана

Ме-109F-2 M. Х. Остермана.  7./JG 54, Красногвардейск, Октябрь 1941 года.

18 Сентября 1942 года в лётной книжке Старшего лейтенанта А. И. Сукова появилась следующая запись:

"Боевой вылет: 1 час 09 мин. ЛаГГ-3. Ведущий группы. Обеспечение действий Ил-2 из 448-го штурмового авиаполка. Воздушный бой с 8-ю Ме-109 севернее станции Тосно. Сбил ведущего фашистской группы, награждённого Рыцарским крестом".

В этот день шестёрка лётчиков 41-го истребительного авиаполка, сошлась в бою с пилотами из II.JG 54. Сначала к Ил-2, штурмовавшим станцию Тосно, пытались прорваться 4 "Мессершмитта", затем число атакующих - удвоилось. Тем не менее, советские лётчики, действуя парами на вертикалях и горизонталях и применяя взаимную поддержку и выручку, обеспечили работу штурмовиков. Hи в группе Ил-2, ни в группе сопровождения потерь не было. Безуспешные атаки стоили "Grunherz" одного истребителя и одного лётчика: выпрыгнувший с парашютом, чемпион Германии по боксу в лёгком весе, Хауптман Херберт Финдейзен  ( Herbert Findeisen ), имевший 67 побед, попал в плен.

Як-7Б Аркадия Сукова

11 Ноября 1942 года замкомэск 41-го авиаполка Капитан А. И. Суков, облетывая после ремонта истребитель Як-7Б, рискнул и направился на одиночную "охоту" в район Большой Вишеры. Hа небольшом удалении от линии фронта он обнаружил пару Ме-109F, которая на малой высоте шла в тыл советских войск. Атака сзади на повышенной скорости оказалась для противника полной неожиданностью: один "Мессершмитт" был сбит и упал, а другой мгновенно развернувшись, вышел из боя. Уже 3-й по счёту обладатель Рыцарского креста - лейтенант Ханс - Йоахим Хейер  ( Hans - Joachim Heyer ), имевший 53 победы, из III.JG 54 стал жертвой Аркадия Сукова, которому "наркомовские" 100 грамм вполне заменили шампанское.

Последним асом "Grunherz", из сбитых в 1944 году, стал оберфельдфебель Хайнрих Веферс  ( Heinrich Wefers ), имевший 52 победы. 17 Декабря его FW-190 перехватил над Рижским заливом лётчик 254-го истребительного авиаполка Капитан А. И. Суков и после короткого боя уничтожил. Веферс выпрыгнул с парашютом, однако в Эскадру не вернулся...

Fw.190А-4 Х.Й.Крошински
Fw.190A-4 Ханса - Йоахима Крошински,
2/JG 54, Красногвардейск, 1943 год.

3 Января 1945 года лётчики 254-го авиаполка прикрывали группу бомбардировщиков Пе-2, совершавшую налёт на Либаву. В завязавщемся воздушном бою, отсекая атаки истребителей FW-190, командир звена Капитан А. И. Суков сбил последний из 12 "Фокке - Вульфов", уничтоженных им за годы Великой Отечественной войны.

"Hемецкий пилот оказался отличным лётчиком, - вспоминал впоследствии Аркадий Иванович. - Однако он слишком горячился, пытаясь прорваться к бомбардировщикам, и невнимательно смотрел по сторонам.

Вскоре я сумел с большой дистанции короткой очередью поразить мотор его истребителя. Из - под капота повалил сизый дым, потом появилось пламя. Добивать "Фокке - Вульф" я не стал, потому что видел как он, разваливаясь, шёл к земле". В этом бою получил тяжёлое ранение командир 3-го штаффеля JG 54 лейтенант Ханс - Йоахим Крошински  ( Hans - Joachim Kroschinski ), имевший 76 побед. Тем не менее, он сумел выпрыгнуть с парашютом и остался жив".

Таким образом, из вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что с весны 1942 года Старший лейтенант А. И. Суков воевал в составе 41-го ИАП, летая сначала на истребителе ЛаГГ-3, а затем - на Як-7Б. Войну Аркадий Иванович закончил уже Капитаном, в составе 254-го ИАП, летая на истребителе Ла-5ФН. За период войны он уничтожил, по меньшей мере, 16 вражеских самолетов: как минимум 4 Ме-109 и 12 FW-190. Более подробных данных об этом лётчике пока нет. Буду очень признателен всем, кто поможет собрать о нём дополнительную информацию.


Возврат

Н а з а д