Главная | Источники | 

Сучков Иван Афанасьевич

Сучков Иван Афанасьевич

Утром 7 апреля 1951 года американцами был предпринят большой налёт на железнодорожный мост в районе Синыйджу силами 16 бомбардировщиков В-29 из 98-й и 307-й БАГ под прикрытием 48 истребителей F-84Е из 27-й ИАГ. На отражение этого налёта был поднят весь 176-й Гвардейский ИАП - 22 самолёта полка ушли по тревоге в воздух.

Первыми в воздух в 8:50 ушли 6 экипажей 2-й эскадрильи под командованием капитана А. Ф. Васько, а затем с интервалом в 2 - 3 минуты в воздух ушли ещё 2 группы самолётов полка: 8 экипажей из состава 3-й эскадрильи под командованием капитана В. Г. Мурашова и последней ушла в воздух восьмёрка "МиГов" из состава 1-й эскадрильи под командованием капитана К. Я. Шеберстова.

Первой обнаружила противника группа Васько и попыталась атаковать бомбардировщики, но это им не удалось сделать - помешали истребители прикрытия.

"Тандерджетам" на этот раз удалось сковать боем группу Васько и не допустить их к бомбардировщикам. Через несколько минут к Аньдунскому мосту подошла восьмёрка Мурашова и также попыталась прорваться к В-29, которые звеньями в строю "ромб" двигались к своей основной цели - стратегическому мосту. Однако и этой группе прорваться к бомбардировщикам не удалось. Их вовремя обнаружили "Тандерджеты" прикрытия, и несколько звеньев F-84 атаковали группу Мурашова.

И этой группе не удалось прорваться к строю бомбардировщиков и атаковать их. Единственное, что удалось сделать лётчикам этой группы, это сковать боем большую часть истребителей прикрытия и даже сбить один "Тандерджет" - это удалось сделать старшему лейтенанту Б. А. Образцову.

Только третьей группе, которую возглавлял капитан К. Я. Шеберстов, удалось прорваться к двум звеньям В-29 и произвести несколько атак по строю бомбардировщиков. И хотя два звена F-84 пытались сорвать атаку "МиГов", но это им не удалось сделать. Удачно атаковал один из "ромбов" капитан И. А. Сучков: он атаковал ведущий В-29 этого "ромба" и добился попаданий, после чего тот загорелся и, выйдя из строя, стал снижаться. Ведомый Сучкова - старший лейтенант Д. М. Фёдоров - подтвердил победу своего ведущего, доложив на земле, что видел, как атакованный Сучковым В-29 после атаки развернулся и пошёл в Корейский залив, где вскоре упал в воду. Это был В-29 № 44-86268 из состава 307-й БАГ, который упал в залив: часть экипажа покинула самолёт ещё над сушей и попала в плен, а часть спаслась над водой и была подобрана гидросамолётами ВМС США.

Ещё один В-29 сбил в этом бою капитан С. П. Субботин.

Хотя попадания были и в другие бомбардировщики, но, видимо, они не были столь смертельны для этих В-29, и полку засчитали только 2 победы. По данным фотоконтроля и подтверждения от корейских властей, их одержали капитан Субботин и капитан Сучков. Причём у Сучкова были лучшие плёнки ФКП, на которых было видно, что он бил по "крепости" с дистанции 300 - 400 метров. Правда, и сам он привёз в своём "МиГе" 4 пробоины. Американцы же признали, что помимо потери одного В-29 из 371-й БАЭ, который сбил Сучков, ещё один В-29 с № 45-21725 из 370-й БАЭ той же 307-й БАГ всё же подбитым долетел до авиабазы в Наха на острове Окинава, но при посадке потерпел аварию и был полностью выведен из строя и затем списан. Это и был подбитый Субботиным В-29. Однако и командование САК заявило, что стрелки В-29 сбили в этом бою один МиГ-15, но у лётчиков 176-го Гвардейского ИАП в этом бою вообще потерь не было.

Крупное сражение разыгралось 12 апреля 1951 года в районе моста через реку Ялуцзян между Аньдунем и Синыйджу, в котором участвовало более 100 самолётов с обеих сторон. Ранним утром с баз Окинавы были подняты в воздух 39 бомбардировщиков В-29  ( по нашим данным - 48 ): 8 В-29 были из 19-й БАГ, 12 В-29 из 307-й БАГ и ещё 19 В-29 из 98-й БАГ. Их непосредственное прикрытие осуществляли 36 F-84Е из 27-й эскортной ИАГ, кроме того, 3 группы "Сейбров" 4-го ИАКР - 18 истребителей осуществляли передовой заслон колонны "Крепостей" и имели задачу сковать боем группы МиГ-15 с Аньдунского аэроузла  ( по нашим данным, было около 40 "Сейбров" ), а также до 20 истребителей F-80 из 49-го ИБАК.

Противник был своевременно обнаружен радиолокационными средствами корпуса, и на отражение его налёта были подняты все боеспособные истребители 324-й дивизии - в воздух последовательно, несколькими группами, ушли 44 МиГ-15.

Атаки "МиГов" оказались довольно эффективны, их жалящие укусы то здесь, то там выбивали из строя очередные бомбардировщики. Истребители прикрытия не были готовы к такой тактике боя и не успевали перехватить многочисленные пары "МиГов", и те успешно прорывались сквозь истребительный заслон и выходили на свою основную цель - В-29.

Атаки второго звена группы капитана Шеберстова оказались убийственны для бомбардировщиков первого "ромба". Паре капитана Г. И. Геся удалось выбить из "ромба" сразу 2-х бомбардировщиков, причём один упал на землю, а второй - подбитый - с дымящимися моторами повернул назад, оба бомбардировщика поразили пушки капитана Г. И. Геся. Вторая пара этого звена также сбила один В-29 - отличился ведущий пары капитан И. А. Сучков.

12 сентября 1951 года противник предпринял крупный налёт силами двух ИБАГ. В воздух были подняты 2 авиадивизии корпуса, которыми лично руководил в воздухе командир корпуса генерал Лобов. Против 150 самолётов противника было поднято 80 МиГ-15 из состава 5-ти полков корпуса. Встреча с противником и последующий бой состоялся между 16 и 17 часами дня в районе Сюкусен - Дзюнсен.

Атаку по группам штурмовиков F-80 предприняли лётчики 324-й ИАД. Лётчики 196-го и 176-го полков дивизии снизились на малые высоты и, разбившись на пары и звенья, атаковали четвёрки и восьмёрки штурмовиков. Шестёрка "МиГов" капитана И. А. Сучкова из 176-го полка в районе Дзюнсен в 16 часов 20 минут встретила группу из 32 F-80 под прикрытием 8 "Метеоров". Пара старшего лейтенанта Н. П. Кравцова скрытно подошла к четвёрке "Шутинг старов", и с короткой дистанции Кравцов сбил один из них, а остальные бросились врассыпную.

В это время пара капитана И. А. Сучкова атаковала другую пару "Шутинг старов", и Сучкову удалось в одной атаке сбить оба "Шута" - ведомого, а затем и ведущего.

8 ноября 1951 года, во второй половине дня, американцы предприняли крупный налёт в районе Ансю, где разыгралось крупное воздушное сражение. Погода была облачная, пасмурная. Самолёты противника  ( группы штурмовиков F-84 )  были под рваной облачностью и над облаками, где висели истребители прикрытия, видимость была ограничена. В отражении налёта участвовала в полном составе 324-я ИАД, самолёты которой были направлены на работающие внизу "Тандерджеты". Поднятые раньше группы "МиГов" из 17-го и 18-го авиаполков 303-й ИАД взяли на себя истребителей прикрытия.

Группа капитана И. А. Сучкова после окончания боя с "Сейбрами" вернулась в район Кайсен, где встретила 12 F-84, которые подходили к переправам в районе Кайсен. Самолёты шли двумя группами: восьмёрка и звено "Тандерджетов". Звено Сучкова атаковало противника. Сучков атаковал 2 F-84 справа сбоку. Результат не наблюдал. Через 2 дня пришло подтверждение от представителей командования КНА на падение 3-х самолётов противника в районе Ансю, 2 из которых записали на счёт майора Шеберстова и один - на счёт капитана И. А. Сучкова.   [ Американцы признают потерю в этом бою одного F-80 с № 49-845 из состава 35-й АЭ 8-й ИБАГ - его пилот 1-й лейтенант Джером Фолк погиб. Предположительно его и сбил капитан И. А. Сучков. ]

8 декабря 1951 года отличились лётчики 176-го Гвардейского ИАП, которые в воздушном бою 20 экипажей полка против 44 истребителей F-86 в районе Дзюнсен - Пхеньян сбили сразу 4 "Сейбра" без своих потерь. Отличились: командир полка полковник С. Ф. Вишняков, капитан П. С. Милаушкин и И. А. Сучков, а также старший лейтенант И. В. Лазутин.

28 и 29 декабря 1951 года в "Аллее "МиГов" с F-86 из 4-го и 51-го ИАКР в основном сражались только лётчики уже изрядно уставшей 324-й ИАД. Но, несмотря на это, они в воздушных боях с "Сейбрами" за эти дни сбили 8 самолётов   ( по 4 в каждый день )  без своих потерь.

В этом бою по одному "Сейбру" сбили лётчики 196-го ИАП старший лейтенант П. Г. Иовлев и капитан В. И. Алфеев.

Лётчикам 196-го полка помогали в этом бою 18 экипажей из 176-го Гвардейского ИАП, которые в 8:31 - 9:29 провели воздушный бой с группой до 36 F-86 в районе Сяренкам - Сенсен - Тайсю на высоте 8000 - 12000 метров. В этом бою по самолётам противника стреляли 4 лётчика полка. Капитан И. А. Сучков сбил F-86, который упал в районе Тэйсю.

( Из материалов книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи.  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год. )


Дополнительная информация о И. А. Сучкове.

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © fightersky.ru