Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Стройков Николай Васильевич

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Стройков Николай Васильевич

Родился 21 декабря 1921 года в селе Тырново, ныне Шиловского района Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества в Рязани. Работал слесарем на заводе "Рязсельмаш". С 1941 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С 16 мая 1943 года младший лейтенант Н. В. Стройков в действующей армии. Служил в составе 508-го ИАП  ( позднее преобразован в 213-й Гвардейский ИАП ). Активный участник боёв на Курской дуге.

К маю 1945 года командир эскадрильи 213-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 22-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант Н. В. Стройков совершил 245 боевых вылетов, провёл 66 воздушных боев, сбил 14 самолётов противника лично, 4 в паре и 17 в группе с товарищами.

27 июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1946 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава в Липецке. Участник вооружённого конфликта на территории Кореи 1950 - 1953 года. В составе 72-го Гвардейского ИАП лично сбил 1 самолёт американских ВВС. Работал советником командира истребительного авиаполка ВВС Китайской Народной Республики. С 1958 года Гвардии полковник Н. В. Стройков - в запасе. Жил в Минске. Умер 13 января 1964 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( трижды ), Красной Звезды; медалями. В селе Тырново, на здании школы № 2 и профессионального лицея № 1 в Рязани установлены мемориальные доски. Имя Героя носит улица в Рязани и средняя школа в Тырново.

*     *     *

Кто из Рязанцев не бывал на Ореховом озере ?   Наверно, нет таких. А ребята с весны до осени сидят с удочками на его берегах. И это с давних пор. Только до войны не ходил к озеру троллейбус и не было рядом с ним лесопарка. На велосипедах, а чаще всего пешком, вперегонки бегали к озеру подростки. Вместе со своими сверстниками из 2-й семилетней школы любил ходить на рыбалку и Николай Стройков.

Он часто ложился в цветущие травы и подолгу смотрел на серебристую ленту Оки, на далёкий голубой горизонт, плывущий где - то за Полянами, над синей каймой Солотчинского бора. Николай часто прикладывал к уху ладони и чутко прислушивался к тихому шёпоту трав, как будто хотел, чтобы они рассказали ему про ту жизнь, которая скрыта за голубым горизонтом. Эта таинственная даль так и манила к себе, звала к неизведанному...

Была у Николая и вторая страсть - любовь к машине, к технике. В детстве ещё так и тянуло его что - то смастерить. А когда окончил семилетку, не задумываясь пошёл слесарем сначала в совхоз "Искра", а затем на "Рязсельмаш". Видимо, по наследству перешла к Николаю любовь к труду. Перешла от отца, Василия Стройкова, одного из первых рязанских трактористов, который более полувека не расставался с машиной.

Но как бы ни был влюблён парнишка в технику, а голубой горизонт всё более властно звал к себе. И случилось так, что через некоторое время Стройкова призвали в армию, в авиационный полк...

- Ох и настырный же ты, парень ! - часто говорили Стройкову в полку. - Ведь пилотом надо родиться, а ты немного мешковат. Уж лучше води машину на земле...

А ему очень хотелось летать. Он приходил к механикам и по "косточкам" изучал детали самолёта. Сначала одну, затем вторую. И так весь предвоенный год. А в 1941-м, когда Подмосковье стало опоясываться колючей проволокой, противотанковыми рвами и надолбами, Стройков был зачислен курсантом военно - авиационной школы пилотов...

Южный степной аэродром шумел, как улей. Первые дни Николай занимался в небольшой группе таких же, как и он, пока ещё "безлошадных" лётчиков, хотя материальную часть самолёта и знал хорошо. Он часто с завистью провожал краснозвёздных "Яков" с аэродрома и, возвратясь в своеобразный полевой класс, садился за учебники. Находил Николай время, чтобы побыть на стоянке самолётов, поработать с механиком, потренироваться в кабине истребителя. Иногда с большим трудом он упрашивал механика снять с элеронов струбцины и, действуя ручкой, педалями и сектором газа, представлял себя в воздухе, "вживался" в машину.

С большим вниманием слушал Стройков скупые рассказы инструкторов о тактике воздушного боя. А уже в те дни среди лётчиков - истребителей жила рождённая в боях формула воздушного боя: "Высота - скорость - маневр - огонь..."

После окончания военной авиационной школы лётчиков, Николай начал службу в 508-м истребительном авиационном полку  ( 205-я истребительная авиационная дивизия ), находившемся с марта до мая 1943 года на переформировании в распоряжении Резерва Главного Командования.

...Первомай 1943 года Николай Стройков встретил в форме младшего лейтенанта, со значком лётчика на груди. В аттестате выпускника было скупо написано: "Отлично летает, материальную часть знает на "отлично". А сколько за этими короткими фразами скрывалось бессонных ночей и жаркой работы до седьмого пота !

Мечта сбылась. Простой слесарь с "Рязсельмаша" стал военным лётчиком. Голубой горизонт приблизился. С 16 мая 1943 года он принял участие в боевых действиях. До 17 июля 1943 года, летая на Як-7Б, сражался на Воронежском фронте. Молодой лётчик проявил себя отважным и талантливым истребителем уже в первых воздушных боях. 8 июня 1943 года одержал первую воздушную победу, лично сбив истребитель врага.

Вскоре информация о молодом лётчике стала появляться в центральных газетах. Так, в газете "Красная Звезда" № 122 от 26 мая 1943 года была опубликована такая заметка:

"На днях на одном участке фронта произошёл крупный бой с фашистскими самолётами. 27 "Юнкерсов-88" в сопровождении 5 "Мессершмиттов-109", прячась в густых облаках, шли на бомбёжку нашего аэродрома. Враг пытался застать врасплох советских лётчиков и нанести им внезапный удар, но безуспешно. Наши лётчики своевременно поднялись с аэродрома, навстречу немцам.

Восьмёрка истребителей ушла в облака. Вскоре она столкнулась с вражескими самолётами. Вслед за этой восьмёркой в воздух поднялось ещё несколько пар наших истребителей. В облаках и под облаками сразу завязался ряд воздушных боёв. "Юнкерсы", потеряв цель, начали сбрасывать бомбы, куда попало, пытаясь уйти от преследования. Наши лётчики настигали их и прошивали пулемётными очередями.

Н.В.Стройков

Большую настойчивость и волю к победе проявил в этой схватке младший лейтенант Михалёв, который вместе с другими лётчиками сделал свой первый боевой вылет и принял боевое крещение. Преследуя "Юнкерс", Михалёв всё время вёл огонь короткими прицельными очередями из пушки и пулемётов. Ему удалось убить вражеского стрелка и запалить левый мотор "Юнкерса". Скорость вражеского самолёта уменьшилась, но тут у нашего лётчика кончились боеприпасы. Тогда Михалёв, чтобы не упустить немца, решил пойти на таран. Он зашёл с хвоста, рубанул винтом своего "Яка" по стабилизатору "Юнкерса" и отвалил в сторону. Немец резко пошёл к земле. Михалёв благополучно посадил свою машину.

Вражеские экипажи, стараясь уйти, спасались в облаках, но наши молодые лётчики ловили в просветах облаков немецкие самолёты и навязывали им бой. Стремительно ринулись в лобовую атаку на "Юнкерс" старший сержант Свистунов и младший лейтенант Стройков. Немец свернул влево и нырнул в облака, но Свистунов сумел пристроиться ему в хвост и длинной пулемётной очередью сбил его. Самолёт врага запылал и вскоре врезался в землю. Мужественно дрались также лётчики, принимавшие боевое крещение, старший сержант Скоблов, сержант Харченко и другие. Шесть "Юнкерсов-88" и один "Мессершмитт-109" сбили наши молодые лётчики в этом бою, показав на деле свою хорошую выучку, упорство и отвагу".

Жестокая битва на Курской дуге была в самом разгаре. В районе Томаровка - Белгород молодой лётчик Николай Стройков получил первое боевое крещение в составе 508-го истребительного авиационного полка. О своём первом бое он рассказывал отцу частенько и всегда в конце рассказа добавлял: "Ну и зелёные же мы были в первых боях !   В классе было совсем легко разбирать воздушный бой, а как столкнулись с противником в первый раз, так и все формулы забыли".

...А было это так. Рассветная голубовато - серая дымка ещё плыла над аэродромом, спрятавшимся меж зеленокудрыми перелесками, опалёнными войной, а краснозвёздные "Яки" один за другим взмывали к облакам и ложились курсом на запад. Шли парами туда, где уже закипал бой. Николай Стройков шёл в третьей паре. Он был ведомым, а быть им не так - то просто. Николай ещё в училище знал, что ведомый - это надёжный щит ведущего и что лётчик, исполняющий обязанности ведомого, должен быть смелым, зорким и находчивым, готовым в любой момент на самопожертвование. Но это по теории, а как вести себя на практике, да ещё в бою ?

Под плоскостями "Яков" земля казалась морем с бушующими волнами взрывов. Рассматривать её было некогда. Николай внимательно следил за машиной командира, тщательно наблюдал за передней полусферой и беспрерывно бросал взгляд вверх, вправо, назад. Одна и та же мысль неотступно стучала в мозгу: осмотрительность, осмотрительность...

Одним из первых он заметил па горизонте маленькие точки, так похожие на клин журавлей, еле заметный в небе. Слева по курсу, ниже редких кучевых облаков, шли к полю боя вражеские "Лаптёжники"  ( так были окрещены немецкие пикирующие бомбардировщики Ju-87 за шасси, похожие на лапти ). Наши "Яки" устремились на перехват вражеских машин, чтобы не дать им возможности сбросить смертоносный груз на наши войска. Когда расстояние между самолётами сократилось до 2 - 3 км, Стройков услышал в наушники шлемофона:

- Атакую головного, Коля, прикрой меня !.. Прикрой меня !..

- Есть !   Я понял вас, я понял вас ! - скороговоркой выпалил Стройков и в тот же миг увидел, как из - за облаков вывалились два "Мессера", пикируя на ведущего.

Николай резко взял ручку на себя. Машина рванулась вверх, а затем перешла в левый вираж и устремилась на "Мессера", идущего первым.

Словно молния, сверкнула мысль: "Встречно - пересекающийся курс. Стрелять нельзя. Только таран..."

"Мессер", увлекшись атакой, оголтело нёсся на ведущего и, казалось, вот - вот возьмёт его в перекрестие, и тогда...

Но враг опоздал на мгновение. Машина Стройкова оказалась рядом с "Мессером", и Николай нажал гашетки. Как подбитый коршун, "Мессер" клюнул вниз и, потянув за собой огненный шлейф, врезался в землю.

- Молодец, Стройков !   Так и рубай их, гадов ! - послышался голос командира.

А может быть, это только показалось Стройкову ?   Может быть, никто и не говорил так ?.. Но в этом беды не было. Главное - это "срубил" врага с первого удара...

Р-39N-1 Н.В.Стройкова.

Истребитель Bell P-39N Airacobra из состава 213-го Гвардейского ИАП, на котором
летом и осенью 1943 года сражался Гвардии младший лейтенант Н. В. Стройков.

Р-39N-1 Н.В.Стройкова.

Наши войска, отбив атаки противника и уничтожив сотни танков и самолётов, перешли в контрнаступление, отбрасывая врага на запад. Слава героев битвы на Курской дуге озарилась первым победным салютом.

Николай Стройков отважно сражался в боях Курской битвы, на Белгородском направлении. В групповом воздушном бою 7 июля в составе группы из 12 лётчиков сбил 8 вражеских самолётов. На следующий день при отражении нового массированного налёта противника в группе из 8 лётчиков сбил ещё 7 самолётов. Всего за первые 2 месяца пребывания на фронте в 53 боевых вылетах и 17 воздушных боях сбил 4 самолёта лично, 1 в паре и 15 - в группе. 25 августа 1943 года награждён орденом Красного Знамени.

Н.Стройков и Н.Свистунов.

Так начался боевой путь молодого лётчика Николая Стройкова. Ему в то время не было и 22 лет. В наградном листе, написанном на Стройкова, значилось: "Врага бьёт наверняка !". Так с той поры и закрепилась за Стройковым эта крылатая фраза.

С июля по октябрь 1943 года 508-й истребительный авиационный полк, в котором служил Николай Стройков, как и вся 205-я истребительная авиационная дивизия, в связи с переучиванием личного состава на американские самолёты P-39 "Аэрокобра", вновь был в Резерве Главного Командования, а с 4 октября 1943 года находился в действующей армии в составе 2-го Украинского фронта. В этом полку Стройков сражался в Нижнеднепровской, Кировоградской, Уманско - Ботошанской операциях.

С июня 1944 года по май 1945 года полк сражался в рядах 1-го Украинского фронта. 27 октября 1944 года за отличные боевые результаты и массовый героизм личного состава приказом Народного комиссара обороны СССР № 0341 508-й авиационный полк и 205-я истребительная авиационная дивизия преобразованы в 213-й Гвардейский авиационный полк и 22-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию. В этой прославленной части Н. Стройков сражался в Львовско - Сандомирской, Висло - Одерской и Берлинской операциях.

С начала боёв на Курской дуге и до конца Великой Отечественной войны Николай Стройков был на фронте. Он мужественно сражался против немецко - фашистских захватчиков. Войну закончил командиром 2-й эскадрильи 213-го Гвардейского ИАП, летая на американской "Аэрокобре".

Р-39Q-1 Н.В.Стройкова.

Р-39Q-1 Н.В.Стройкова.

К 1 мая 1945 года командир эскадрильи 213-го Гвардейского Одерского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского истребительного авиационного полка 22-й Гвардейской Кировоградской Краснознамённой ордена Кутузова истребительной авиационной дивизии 6-го Гвардейского Львовского Краснознамённого истребительного авиационного корпуса 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта Гвардии старший лейтенант Стройков Николай Васильевич совершил почти 245 успешных боевых вылетов, в том числе 166 - на прикрытие наземных войск, 31 - на отражение налётов авиации противника на свои аэродромы, 21 - на разведку, 13 - на свободную охоту, 1 - на блокирование аэродрома противника, 1 - на штурмовку немецких войск.

Согласно данным наградного листа, он провёл 66 воздушных боёв и сбил 14 самолётов противника лично, 4 - в паре и 17 - в группе.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных побед лётчика, 4 в паре и 17 в группе. То есть боевой счёт подтверждённых побед даже больше официально засчитанных. Как правило, происходит всё наоборот... ]

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1945 года Гвардии капитан Стройков Николай Васильевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 6587 ).

Закончилась война. Стройков продолжал служить в ВВС.

В звании Гвардии майора, в должности командира эскадрильи 72-го Гвардейского ИАП из состава 151-й Гвардейской ИАД участвовал в войне в Корее в "первой" волне советских лётчиков - истребителей. Этот полк с конца октября 1950 года базировался на аэродроме "Северный" в Мукдене.

Н. В. Стройков - участник первого боя "МиГов" в Корее  ( 1 ноября 1950 года ), когда 5 МиГ-15 72-го ГвИАП под его командованием в 12:50 атаковала тройку F-51 "Мустанг" и лейтенант Ф. Чиж сбил 1 F-51 из 39-й аэ 35-й ИБАГ  ( пилот погиб ).

За время боевых действий в небе Кореи Н. В. Стройков одержал 1 личную победу. 9 ноября 1950 года на боевое задание по отражению налёта противника в районе Аньдун - Сингисю поочередно вылетали группы "МиГов" из 28, 72 и 139-го Гвардейских полков, так как налёт противника длился до 14 часов 53 минут, и в этом интервале времени состоялось ещё несколько воздушных боёв с авиацией США. Так, уже после обеда на задание в район Сингисю ушла четвёрка МиГ-15 из 72-го ГвИАП под командованием Героя Советского Союза майора Н. В. Стройкова. В районе цели они встретились с четвёркой F-80 и завязали с ней бой. В ходе боя пара - майор Н. В. Стройков и капитан В. Н. Казначеев - так удачно атаковала пару F-80, что те, сделав маневр и уходя из-под атаки, столкнулись в воздухе и обломками упали на землю. Они были записаны на боевой счёт Стройкова и Казначеева. Остальные F-80 сразу вышли из боя, не выполнив своей боевой задачи. Всего же за день США потеряли не менее 5 машин:
- 2 F-80  ( Стройков Н.В., Казначеев В.Н. );
- F9F2 "Пантера" из VF-51  ( старший лейтенант Стулов А.И., 139-й ГвИАП ).;
- F4U "Корсар"  ( сайор Бочков Б.В., 139-й ГвИАП).;
- RB-29  ( сайор Бордун А.З. и старший лейтенант Дымченко А.М., 72-й ГвИАП ).

Улица Стройкова в Рязани
Улица Стройкова в Рязани.

64-й ИАК потерял 1 МиГ-15  ( капитан Грачёв М.Ф., 139-й ГвИАП, погиб ), сбитый подполковником Эйменом из VF-111  ( F9F2 "Пантера" ).

В 1958 году Гвардии полковник Н. В. Стройков серьёзно заболел. Продолжать службу по состоянию здоровья не мог. Будучи в запасе, он не порывал связей с авиацией, передавал свои знания и богатый опыт молодежи.

В январе 1964 года Николай Васильевич скончался. Он похоронен со всеми воинскими почестями в столице Белоруссии - городе Минске, где в последние годы служил, на Восточном кладбище   ( участок № 26 ).

Всю свою жизнь Николай Стройков отдал служению Родине. Память о нём будет всегда жить в сердцах людей. Каждый день в Рязани против улицы, где он вырос, в автобусах и троллейбусах звучит его имя: "Улица Стройкова"...

*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта Н. В. Стройкова в ВОВ:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.05.1943 г.1  Ju-88аэр. ГрязноеЯк-7, "Аэрокобра".
208.06.1943 г.1  Ме-109Долгое
304.07.1943 г.1  Ме-109Щелково - Клеменково
405.07.1943 г.1  FW-190Бутово
506.07.1943 г.1  Ме-109Яковлево - Лучки
607.07.1943 г.6  Ju-87  ( в группе - 6 / 12 )Беленихино - Верхопенье
72  Ме-109  ( в группе - 2 / 12 )Беленихино - Верхопенье
808.07.1943 г.1  Ме-109Покровка
95  Ju-87  ( в группе - 5 / 8 )Сухо-Солотино - Грязное
102  Не-111  ( в группе - 2 / 6 )Покровка
1122.10.1943 г.2  Не-111  ( в группе - 2 / 9 )Лиховка
1229.10.1943 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )Ново - Стародуб
1317.12.1943 г.1  Ju-87р-н Кировограда
1406.01.1944 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 11 )юго - восточнее Кировограда
1525.04.1944 г.1  Ме-109Чемишени
1602.05.1944 г.1  Ju-87Редиу
1703.05.1944 г.1  Ме-109Думбрэвица
1807.05.1944 г.1  Ме-109восточнее Тыргу - Фрумос
1908.05.1944 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )сев. Быковец
2030.05.1944 г.1  Ме-109р-н Ясс
2131.05.1944 г.1  FW-190Скулени
2208.06.1944 г.1  Ju-87Ларга
2326.08.1944 г.1  FW-190юго - восточнее Опатув
2418.10.1944 г.1  "Шторх"  ( в паре - 1 / 2 )Лыскау
251  FW-190Манихув

      Всего сбитых самолётов - 16 + 21;  боевых вылетов - 245;   воздушных боёв - 66.

    -->      © fightersky.ru