Главная | Источники | 

HSU

Стратиевский Натан Борисович

Стратиевский Н.Б.

Родился 22 Декабря 1920 года в городе Одесса, в семье рабочего. Перед войной жил в Москве, где окончил 1 курс электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил школу младших авиационных специалистов.

С первых дней Великой Отечественной - на фронте. Служил стрелком - радистом в частях бомбардировочной авиации.

К Августу 1944 года начальник связи эскадрильи 96-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка  ( 301-я бомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт )  Гвардии лейтенант Н. Б. Стратиевский совершил 232 боевых вылета на разведку и бомбардировку железнодорожных станций, аэродромов, скоплений живой силы и техники противника. Участвовал в 67 воздушных боях, сбил лично 5 и в группе 5 самолётов противника, ещё 7 уничтожил на аэродромах.

23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 238 успешных боевых вылетов и сбил 10 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военный институт иностранных языков. Преподавал английский язык в Харьковском военном авиационном училище штурманов. С 1956 года Гвардии Капитан Н. Б. Стратиевский - в запасе. Последние годы жил в Москве. Работал директором курсов иностранных языков № 2 при Мосгорисполкоме.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями. Его имя долгое время носил пионерский отряд школы № 39 в городе Курске.

*     *     *

Свой первый боевой вылет 20-летний стрелок - радист Натан Стратиевский совершил 23 Июня 1941 года, на 2-й день войны. Авиаторы пошли бомбить скопление вражеских танков на переправе. Летели днём на небольшой высоте - всего 500 метров. Их не ждали; немцы самонадеянно считали советскую авиацию полностью уничтоженной. Расчёты зенитных установок лениво бродили у переправы. Сирена воздушной тревоги раздалась уже после того, как на переправу упали первые бомбы.

Нередко в те дни нашим авиаторам приходилось вылетать по нескольку раз. И всё чаще над целью они встречали плотный огонь зениток противника. Небо покрывалось шапками разрывов. Самолёт резко встряхивало, осколки пробивали плоскости, дырявили фюзеляжи. Во время одного из вылетов, после того как был нанесён бомбовый удар по вражескому аэродрому западнее Бобруйска, машину, на которой находился Стратиевский, подбили. С большим трудом пилот Алексей Смирнов довёл искорёженный бомбардировщик до своей части. Потом стало известно: на вражеском аэродроме было уничтожено несколько самолётов.

Когда почти весь 99-й бомбардировочный полк стал "безлошадным", авиаторов направили в тыл за новыми самолётами. То были "Петляковы", надёжные боевые машины.

День 19 Сентября 1941 года навсегда остался в памяти младшего сержанта Стратиевского. Ранним утром офицер связи штаба Юго - Западного направления вручил комполка Майору Егорову приказ: в районе аэродрома Борисполь, что под Киевом, сбросить вымпел с распоряжением для войск, сражающихся в окружении; выделить для этого лучший экипаж.

Командир полка решил, что направит в столь важный и ответственный полёт экипаж Пе-2, в состав которого входили лётчик Алексей Смирнов, штурман Олег Меркурьев, стрелок - радист Натан Стратиевский. Все они смелые, отважные парни, на которых можно положиться. Смирнов - опытный пилот, успел побывать во многих переделках, уводил от вражеских зениток исковерканный самолёт, без капли горючего сажал его на три точки, не раз ускользал невредимым от "Мессеров". Отлично, чётко работал в воздухе Меркурьев. Умело прокладывая маршруты боевых полётов, он всегда точно выводил самолёт на цель. С самой лучшей стороны успел показать себя и воздушный стрелок - радист Стратиевский. Этого юношу, недавнего московского студента - первокурсника, уважали в полку за душевную твердость, за то, что никогда не жаловался на трудности.

Егоров выбрал именно этот экипаж. Приказал вылетать немедленно по готовности. Олег и Натан торопливо сдергивали с самолёта маскировочную сетку. Алексей стал прогревать моторы.

- В добрый час, хлопцы ! - сказал комполка и пожал всем руки.

"Голубая тройка" уверенно пошла в небо. У лётчиков есть неписаный закон: "Кто первым увидел, тот и победил". В полёте, о котором идёт речь, этот закон звучал иначе: "Победишь, если тебя не увидят". Поэтому, набрав высоту, экипаж вёл машину то в облаках, то за облаками, почти до самого Борисполя. Натан полусидел - полулежал, скорчившись на парашюте. Занемели ноги. Руками он всё время двигал турель, чтобы в любую секунду упредить опасность. В просветах облачности была видна земля. Там ползли колонны вражеских войск. "Сейчас бы туда полдюжины бомб", - думалось Натану.

Мысли эти прервала команда Смирнова: "Внимание, вышли к цели". Натан прильнул к пулемёту: если Бориспольский аэродром уже захвачен врагом ( подобное не исключалось ), встречи с "Мессерами" не миновать.

Внизу замелькали подлесок, сожжённые приаэродромные строения, перепаханная бомбами взлётно - посадочная полоса, а по краю несколько покалеченных самолётов И-16. Возле них сновали люди в знакомых, защитного цвета гимнастёрках. Свои !  И тут же вниз красным язычком стремительно пошёл зымпел. Задание выполнено !

Смирнов сделал круг над аэродромом, но, вместо того чтобы взять курс на восток, повёл машину на посадку. Натан понял: среди изрытого снарядами и бомбами лётного поля совсем не просто отыскать небольшую капсулу вымпела. Виртуозно лавируя, лётчик сумел мастерски приземлить бомбардировщик. Натай выбрался из кабины. К ним подбежали несколько человек.

- Улетайте, хлопцы !  Фашисты обстреливают аэродром !

- Найдите вымпел, тогда улетим ! - сквозь шум моторов прокричал Стратиевский.

Всем экипажем они пошли к командиру тех, кто оставался на аэродроме. Полковник с рукой на перевязи обнял их:

- Спасибо, друзья, мы уж вас и не ждали...

Прибежал боец:

- Не могут найти вымпел, товарищ Полковник.

- Доложите на словах, Лейтенант, - приказал командир Смирнову...

Всю ночь вокруг полыхали пожары, слышалась близкая стрельба. Это прорывались из окружения части войск Юго - Западного фронта. Экипаж Смирнова вылетел наутро. На борт "Петлякова" сверх его лётных возможностей взяли несколько коллег - пилотов. Над аэродромом набрали высоту и раньше, чем их обнаружил противник, легли на курс. Шли примерно тем же маршрутом, но только в обратную сторону, да и машина стала намного тяжелее...

Сталинградская битва стала для Натана Стратиевского проверкой всех физических и душевных сил. Он делал по 5 - 6 вылетов за день. Лётчики любили брать его в свои экипажи: за всю войну Натана ни разу не сбили. Друзья посмеивались: "Счастливчик". А он шутливо отвечал суворовскими словами: "Всё счастье да счастье. Помилуйте, когда же мастерство ?"  Кроме удачливости и боевого умения немалую роль играли, конечно, и мужество, хладнокровие, душевная стойкость юноши, воевавшего самоотверженно, с полной отдачей.

Впрочем, так дрались все - без этого не было бы блистательной победы на волжских берегах.

Какая радость охватывала юношу, когда он видел: внизу, на земле, от их бомб дыбом вставали пятнистые танки, самоходки или громадные штабные "Бюсинги" !  Он испытывал настоящее солдатское счастье и тогда, когда срезанные огненной струей его пулемёта отваливали в сторону "Мессеры" и, дымя, тянули к земле. У Натана был острый взгляд и крепкая рука - не один истребитель врага погиб от его меткого огня.

Однажды, уже после войны, беседуя с Героем о минувшем, журналист спросил: когда ему было на войне тяжелее всего ?

- Сталинград ! - коротко ответил Стратиевский.

Он рассказывал, вспоминая подробности того времени. Приказ командующего 8-й Воздушной армией Генерала Т. Г. Хрюкина требовал обрушиваться на врага всей техникой, не дробить силы. И они летали полком, зачастую даже всей 301-й бомбардировочной авиадивизией. Полк впоследствии стал дважды орденоносным, Гвардейским, "Сталинградским", а дивизия - "Гомельской" и тоже орденоносной.

Самолёт Пе-2

Многими жертвами оплачена победа на Волге. До сих пор Стратиевский помнит тяжкие воздушные бои, горящие "Мессеры" и горящие "Петляковы", зарево Сталинграда и полыхающие "Юнкерсы" на вражеских аэродромах, подвергшихся ударам его полка. "Петляковы" поднимались с заволжского кочковатого поля, оборудованного под аэродром, и пеленгом - косой линией шли на цель. Непросто было преодолевать систему вражеской противовоздушной обороны. Советских лётчиков встречали большие группы "Мессеров". Когда экипажам удавалось отогнать их, начиналась бешеная стрельба зениток. Смолкали они лишь тогда, когда вновь появлялись истребители противника. И, несмотря на это, бомбы точно падали на вражеские танки и пехоту, на железнодорожные станции и мосты, на тылы противника. Возвращались наши обычно на небольшой высоте. И когда в строю шли все самолёты, лётчики видели, как радостно приветствовали их советские войска.

Командиры звеньев и эскадрилий сами водили в бой подразделения. Комэску Капитану Богданову при пикировании пуля угодила в сердце, штурман с трудом вывел машину в горизонтальный полёт. В следующий вылет ведущим пошёл в эскадрилье Смирнов, Стратиевский стал флагманским стрелком - радистом. Вскоре ему было присвоено офицерское звание, тогда он получил и первый орден. С новой должностью прибавилось и обязанностей. Кроме того, был он парторгом подразделения.

Стратиевский Н.Б.

Для многих молодых авиаторов, приходивших в эскадрильи на пополнение, Стратиевский становился первым учителем, боевым наставником. Наверное, с той поры и затрепетала в нём педагогическая жилка. И дает себя знать до сих пор. Курсы, которыми руководит Стратиевский, считаются образцовыми.

Война безостановочно шла на запад, чтобы закончиться в логове врага нашей полной победой. Были Курская дуга, Белорусская наступательная операция, освобождение Польши, Берлинская операция. Был и незабываемый день - тройной праздник Лейтенанта Натана Стратиевского: 23 Февраля 1945 года, в годовщину Советской Армии, приказ Верховного Главнокомандующего отметил боевые успехи полка, а Стратиевский стал Героем Советского Союза.

К тому времени его боевой счет был таким: 10 сбитых вражеских самолётов, 238 успешных боевых вылетов. Немалый вклад в великое дело нашей победы. Свой последний вылет совершил 16 Апреля 1945 года.

Следует отметить, что с 1943 года официальная норма членам экипажа пикировщика Пе-2 для получения звания Героя была установлена в 150 боевых вылетов, даже если стрелок и не сбил ни одного вражеского самолёта - тогда главным было, чтоб свой бомбардировщик не сбили...


Возврат

Н а з а д