Стоман Евгений Карлович |
|
В 1930-е годы Е. К. Стоман работал в НИИ ВВС инженером научно - технического отдела, по требованию которого в практику опытного самолётостроения были введены макетные комиссии, участие в которых испытателей способствовало улучшению компоновки оборудования на самолётах и позволяло ещё до их постройки учесть требования ВВС. Был одним из организаторов лётно - испытательных работ. Вошёл в историю отечественной авиации как ведущий инженер ряда рекордных перелётов.
Конечно, сейчас всем любителям авиации известен самолёт АНТ-25. Но далеко не все знают, что предшествовало его нашумевшим полётам. В 1930-е годы тягачей для буксировки самолётов ещё не было. АНТ-25 перетаскивали красноармейцы. Прежде чем этот самолёт уходил в свой полёт, ему предстояло ещё поползать по земле: сначала из одного ангара в другой, где находились самолётные весы, а оттуда после взвешивания на "горку" - возвышение в 6 метров в начале взлётной дорожки. Машину толкали хвостом вперёд, за крылья и стабилизатор, за стойки шасси. При остановках самолёта два механика с помощью тормозных колодок стопорили колёса. Руководством всей этой ответственно работы занимался Ведущий инженер КБ А. Н. Туполева, выходец из НИИ ВВС, Евгений Карлович Стоман.
В конце концов машина устанавливалась так точно, что всегда скатывался с "горки" без малейших отклонений в сторону. Стоман, как рассказывают его современники, и здесь нашёптывал свое традиционное: "Завалится, чувствую - завалится..."
В Георгиевском зале ( названном так в честь ордена Георгия Победоносца, покровителя Москвы ) Большого Кремлевского дворца на мраморных лентах, вмонтированных в стены этого зала, начертаны имена Георгиевских кавалеров, отличившихся в боевых действиях. Среди них имена великих русских полководцев и флотоводцев А. В. Суворова, М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, Ф. Ф. Ушакова и других. На одной из таких лент золотыми буквами начертано и имя Стомана Евгения Карловича...
Н а з а д
© fightersky.ru |