Степанян Нельсон Георгиевич |
Родился 28 Марта 1913 года в городе Шуша, ныне Нагорно - Карабахская Республика, в семье служащего. Окончил 7 классов, авиационную школу ГВФ в 1935 году. Работал лётчиком - инструктором в ГВФ. С Июня 1941 года на службе в Военно - Морском Флоте и с этого же времени участвует в боях Великой Отечественной войны. К Сентябрю 1942 года командир звена 57-го штурмоаого авиационного полка ( 8-я бомбардировочная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота ) Младший лейтенант Н. Г. Степанян совершил 58 боевых вылетов, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике. 23 Октября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. К Августу 1944 года командир 47-го штурмового авиационного полка ( 11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота ) Подполковник Н. Г. Степанян совершил 239 боевых вылетов. Его полк потопил свыше 50 кораблей и судов противника, сбил в воздушных боях 13 вражескиз самолётов. 14 Декабря 1944 года погиб в воздушном бою. 6 Марта 1945 года посмертно награждён второй медалью "Золотая Звезда". Награждён орденами: Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ); медалями. * * *Нельсон Степанян родился 28 Марта 1903 года в семье служащего, в далёкой и высокогорной Шуше, вознесённой столь высоко к небу, что орлы парят у её жителей под ногами. Нагорный Карабах издавна славился своими воинскими традициями. Доблесть и отвага всегда были неотъемлемой чертой его сыновей. Скорее всего близость к небу и побудила армянского мальчика мечтать о полётах. Кем только не пришлось работать Степаняну, но своей цели он остался верен. В 1935 году Нельсон Георгиевич успешно заканчивает школу Гражданского флота в Батайске и много летает, перевозя людей и грузы. Незадолго до Великой Отечественной, когда в воздухе уже пахло войной, Степаняна со многими другими наиболее опытными пилотами отправляют на курсы высшей лётной подготовки Гражданского Воздушного Флота. Но закончить курсы Нельсону Степаняну так и не удалось... Уже на второй день войны он был призван из запаса и направлен в авиацию Черноморского флота. Буквально в течение нескольких суток он осваивает штурмовик Ил-2 и включается в боевую работу, нанося удары по врагу в составе 46-й штурмовой авиаэскадрильи в районе Николаева и Одессы. На 20-м вылете во время очередной штурмовки Нельсон был ранен осколком зенитного снаряда, но сумел дотянуть свою повреждённую машину до аэродрома. В Августе 1941 года, ещё толком не долечившись, он уже снова идёт на штурм неприятельских позиций уже в составе 57-го штурмового авиаполка ВВС Балтийского флота. Теперь Н. Г. Степанян уже сражается на подступах к Ленинграду, успешно уничтожая технику и живую силу противника. Не раз отличался в боях за Ленинград Нельсон Георгиевич. Об одном из многих боевых эпизодов он писал в газете "Летчик": "Это было в те дни, когда под Ленинградом
готовились операции, впоследствии обеспечившие прорыв блокады города... Штурмуя
немецкий аэродром в одном из пунктов, мы уничтожили и подожгли 28 немецких самолётов.
Аэродром пылал в огне. Товарищи уже повернули домой. Делая третий заход, я вдруг
увидел у самой опушки леса ещё 3 немецких самолёта. Что делать ? Товарищи
мои уже ушли. Но надо мною кружатся два "ястребка". Знаю, что один из них - Багиров,
а это значит, что я могу действовать смело. Багиров сумеет меня защитить.
Уцелевшие немецкие зенитки ожесточённо бьют по мне. Маневрируя
в огне, разворачиваюсь так, что оставшиеся немецкие самолёты приходятся как раз
по линии прицельного огня моих пулемётов и пушек, а сам снижаюсь в направлении
посадочных знаков... Немцы, решив, что я хочу сесть на их аэродром, перестали
стрелять. Они даже ждут меня. А я, пронесшись над посадочной, всадил заряд пулемётов
в один из самолётов, стоявших у опушки леса, и под прикрытием Багирова вернулся
на свой аэродром". Большой опыт бывшего гражданского лётчика, его безупречная техника пилотирования, личная отвага и житейская мудрость ( ведь Степаняну было уже 38 лет, и для большинства мальчишек - лётчиков он годился уже почти в отцы ! ) не остались без внимания командования, и уже месяц спустя Н. Г. Степанян назначается командиром звена в этом же полку. Почти каждый день он поднимал в небо свой Ил-2, каждый день испытывал радость побед и горечь потерь. Сегодня ни для кого не секрет, что больше других на войне гибли именно штурмовики. Это и понятно ! Ведь именно они не обходили, как иные, мощные узлы противовоздушной обороны, а, наоборот, сами атаковали их ! Скупая хроника боевой деятельности Нельсона Степаняна в первые полгода войны весьма красноречиво говорит сама за себя. В небе Ленинграда он совершил более 60 боевых вылетов и вместе со своим звеном уничтожил и вывел из строя 8 танков, почти 90 автомашин, более 60 зенитных орудий и пулемётов, множество другой техники. В боевой характеристике на Нельсона Степаняна, данной ему командиром полка в этот период, говорится: "Командир звена 57-го ШАП ( 8-я БАБ, ВВС Балтийского флота ) Младший лейтенант Степанян к Сентябрю 1942 года совершил 58 боевых вылетов, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике. С первых же боевых вылетов показал себя смелым лётчиком с отличной техникой пилотирования. Через месяц боевой работы был назначен командиром звена. Получив звено, Степанян уверенно водит в бой своих лётчиков, увлекая их смелостью и отвагой". Тогда же Военный совет Краснознамённого Балтийского флота представил лихого штурмовика к званию Героя Советского Союза. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 Октября 1942 года Капитан Н. Г. Степанян удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". А война продолжалась. Теперь, возвращаясь с очередного задания, Степанян уже не считает количество дыр в фюзеляже своего самолёта. К этому он уже привык. Главное, чтобы к утру машина была снова готова к бою. В Ноябре того же года Степанян становится командиром эскадрильи всё того же 57-го ШАП, который в Марте следующего года, одним из первых на флоте, был переименован в 7-й Гвардейский ШАП. Спустя некоторое время Степаняна отзывают с фронта. Опытнейший ас, он назначается готовить лётные кадры на курсы командиров звеньев Военно - Воздушных Сил Краснознамённого Балтийского флота, а затем и на Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. Там в полной мере проявился талант Нельсона Степаняна уже как наставника - педагога, умевшего, как никто другой, в кратчайшие сроки передавать ученикам свои знания и умение ведения воздушной войны. Одновременно Степанян непрерывно "бомбардирует" начальство рапортами с просьбой отправить его на фронт. Он боевой лётчик и ему ли в разгар сражения сидеть в тылу ! Настойчивость воздушного аса в конце концов возымела действие, и в Апреле 1944 года Нельсон Степанян назначается командиром 47-го ШАП ВВС Черноморского флота. Полк в это время отчаянно сражался с врагом в небе Крыма и Кубани. С ходу включился в боевую работу и только что прибывший его новый командир. Вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Генерал - полковник авиации в отставке В. Н. Воронов: "Я познакомился со Степаняном во время битвы за Кубань и Крым. Наши полки сидели на одном аэродроме. Небольшого роста, полный, с лысоватой головой и очень весёлый - таким он мне запомнился. Бои тогда были очень тяжёлые. Помню, в один из дней мы, истребители, прикрывали полк Степаняна на штурмовку Феодосии. Внезапно из облаков на нас вывалилась целая эскадрилья немецких асов. В знак элитной принадлежности "коки" их "Мессершмиттов" были выкрашены в белый цвет. Завязался ожесточённый бой. Немцам сильно помогала и их зенитная артиллерия. В тот день на аэродром не вернулось более половины штурмовиков. Были немалые потери и у нас. После возвращения Степанян выглядел сразу очень постаревшим". За время Крымской операции полк Степаняна уничтожил 8 транспортов, 12 быстроходных десантных барж, 9 сторожевых катеров, свыше 3000 солдат и офицеров противника. Оставаясь верным своему принципу - учить подчинённых личным примером - Нельсон Степанян сам водил свой полк в бой. Так, 16 Апреля 1944 года, будучи ведущим группы из 12 "Илов", он потопил в районе Судака сразу 3 быстроходные десантные баржи. 22 Мая участвовал в разгроме прорывающегося из блокированного Севастополя в Румынию конвоя, лично утопив при этом немецкий транспорт. При этом самолёт командира полка был сильно повреждён: оторваны левый элерон и часть стабилизатора. Однако, несмотря на это, Степанян сумел выполнить до конца поставленную боевую задачу и привести свой разбитый "Ил" на аэродром. За успешные действия при освобождении Феодосии 47-й ШАП был удостоен почётного наименования "Феодосийский", и в этом тоже была немалая заслуга его командира. После освобождения Крыма полк Степаняна был переведён на Балтику. Если борьба за Чёрное море уже подходила к победному концу, то здесь она была ещё в самом разгаре. Освобождение Прибалтики шло полным ходом, и усиление авиации было крайне необходимо. Едва перелетев на новое место, штурмовики Степаняна сразу же вступили в бой. Они непрерывно наносили сокрушительные удары по плавсредствам противника в Наварском, Выборгском и Финском заливах, совершали налёты на его базы. За короткое время 47-й полк уничтожил 30 вражеских кораблей и судов. По заслугам и честь, а потому 22 Июля 1944 года командующий флотом адмирал Трибуц торжественно прикрепил к боевому знамени полка орден Красного Знамени. Отныне полк становился Краснознамённым. А ещё месяц спустя Нельсон Георгиевич был представлен к награждению второй медалью "Золотая Звезда". К этому времени командир 47-го ШАП ( 11-я ШАД, ВВС Балтийского флота ) Подполковник Н. Г. Степанян совершил 239 боевых вылетов. Он лично потопил целую эскадру: миноносец, два сторожевых корабля, тральщик, 2 торпедных катера и 5 транспортов, общим водоизмещением более 80 000 тонн ! Кроме этого во время штурмовок уничтожил до 5000 солдат и офицеров врага, разбил 4 переправы, вызвал более 80 взрывов и 70 пожаров. Досталось от Степаняна и вражеской авиации. Проведя более 30 воздушных боёв, он лично сбил 2 бомбардировщика Ju-88, а кроме этого расстрелял и разбомбил на аэродромах ещё 25 самолётов различных типов. За это же время лётчики его полка совершили около 1500 боевых вылетов, потопили свыше 50 кораблей и судов противника, сбили в воздушных боях 13 вражеских самолётов. Увы... надеть на грудь вторую звезду Подполковнику Степаняну не довелось. 14 Декабря 1944 года он повёл группу своих "Илов" для нанесения бомбово - штурмового удара по Либавскому ( Лиепайскому ) порту. Либава в ту пору была единственной артерией, связующей окружённую Курляндскую группировку врага с Германией, а потому уничтожение идущих в обе стороны транспортных конвоев было делом первостепенной важности. В тот день была получена информация о скоплении в Лиепайском аванпорту большого количества груженных войсками и техникой транспортов. На их уничтожение и устремились "Илы" Степаняна. Сам командир полка во главе первой группы должен был подавить береговую и корабельную зенитную артиллерию. Вторая же группа тем временем должна была пробиться к транспортам и разделаться с ними. Уже на самом подходе к целям самолёты Нельсона Степаняна были внезапно атакованы сразу 30-ю вражескими истребителями. Завязался ожесточённый и скоротечный воздушный бой. Спустя несколько минут самолёт ведущего, который первым храбро бросился в контратаку, прикрывая остальных, был подожжён. На уже объятом пламенем штурмовике Степанян атаковал и сбил один из "Фокке - Вульфов". Спустя несколько минут его Ил-2 упал в море. Так погиб Н. Г. Степанян и бывший с ним штурман 2-й эскадрильи 47-го авиаполка, Капитан А. Г. Румянцев. 259-й боевой вылет оказался для Нельсона Степаняна последним. Могилой его стало всё Балтийское море. На его боевом счету 17 лично уничтоженных кораблей противника, в том числе 1 миноносец и 6 транспортов, свыше 80 танков и 600 автомашин, 64 орудия полевой и зенитной артиллерии, до 30 пулемётных точек, 1 паровоз и 40 вагонов, 4 переправы, свыше 5000 солдат и офицеров противника. 6 Марта 1945 года за умелое руководство полком и личное мужество, проявленное в боях с врагами, Нельсону Георгиевичу было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, увы, уже посмертно... Прошли годы, и в честь Степаняна были воздвигнуты памятники на его родине - в Шуше - и на месте его последнего подвига - в Лиепаи. Имя славного сына армянского народа носил и большой морозильный траулер Рижского тралового флота. Бюст Героя установлен в городе Ереване. Ежегодно в годовщину гибели Степаняна в Лиепаю приезжала армянская делегация, с выходящего в море корабля возлагался на волну траурный венок, троекратно звучал поминальный оружейный салют и скорбно приспускался Военно - Морской флаг. Всё это было ! Трудно поверить, но с уходом Российского флота из Латвии местные власти потребовали забрать с собой и памятник прославленного лётчика, грозя в противном случае его разрушением. Герой битвы с фашизмом по - прежнему был страшен силам зла. В трюме Большого десантного корабля памятник Нельсону Степаняну был перевезён на землю Калининграда, где ныне и установлен как символ бессмертия храброму и дерзкому ! * * *26 Ноября 1944 года в газете "Коммунист" опубликовано сообщение о вкладе трудящимися Армянской ССР личных сбережений в фонд обороны СССР: "Члены коллегии адвокатов Армянской ССР
собрали из своих личных сбережений 115 000 рублей и внесли в Госбанк в фонд
обороны Союза ССР. Адвокаты выразили желание приобрести на эти деньги боевой
самолёт и вручить его Герою Советского Союза Нельсону Степаняну.
Парторг колхоза имени Сталина села Нор кянк, Артикского района,
Армянской ССР Ерем Погосович Аракелян свои личные сбережения в сумме 100 000
рублей внёс на постройку боевого самолёта. В письме к товарищу Сталину Аракелян
просит на эту сумму приобрести истребитель самой последней конструкции и вручить
его лётчику, Герою Советского Союза Нельсону Степаняну. Председатель колхоза им. Сталина села Авдалар, Котайкского района,
Григор Айрапетович Тевосян, по примеру знатного патриота - колхозника Ферапонта
Головатого внёс 100 000 рублей на приобретение боевого самолёта новейшего типа.
Тов. Тевосян в своём письме к товарищу Сталину просит самолёт назвать "Мститель"
и передать Герою Советского Союза Н. Степаняну". Узнав о моём намерении побывать на передовой и сделать репортаж о своих земляках, Генерал армии О. Баграмян сказал мне, что в частях фронта имеются армяне - офицеры и солдаты. Генерал армии посоветовал мне первым долгом отправиться в 35-й Гвардейский Краснознамённый Балтийский полк штурмовой авиации, гда служил подполковник Нельсон Степанян. И мы поехали в Палангу... По инициативе командира полка в наше распоряжение был выделен самолёт По-2, на котором мы вылетели для очередных съёмок. То были дни отступления немецких войск, но иногда фашистским самолётам удавалось прорваться к Паланге. Каждый из лётчиков поднимался в воздух по 5 - 6 раз подряд, один против нескольких вражеских самолётов. В тот день в полк поступил посвящённый Нельсону боевой самолёт "Мститель" с препроводительным письмом. Нельсон с любовью принял самолёт и из письма узнал, что это подарок земляков. И вот, "Мститель" в воздухе. Его штурвал в надёжных руках Нельсона. Он вылетел на "охоту", он обязательно отомстит за кровь двух братьев Григора Тевосяна. Как говорят в народе: "Кровь - за кровь, смерть - за смерть !" Нельсон вступил в бой с тремя "Мессершмиттами". У него было одно единственное преимущество - беспримерная отвага. Завязался бой. Храбро штурмуя, Нельсон сбил один из атакующих самолётов противника. Отважный советский сокол верил в свою победу и ринулся против остальных. "Мститель" кружился, словно жук, вокруг немецких самолётов, обдавая их свинцовым дождём. Самолёты стремительно приближались друг к другу и отходили. Второй самолёт, окутанный пламенем и дымом, пошёл к земле, совершая крутые виражи. Третьему "Мессершмитту" удалось уйти. "Мститель" выполнил свой первый долг - отомстил за кровь погибших Тевосянов. На аэродроме нетерпеливо ожидали возвращения Нельсона. Командир полка Василий Петрович Кузьмин, расположившись в радиоузле, с напряжённым вниманием и волнением следил за небом. - Ах, этот Нельсон, - говорил он, - до каких же пор будет мучить своих товарищей. "Mcтитель", наконец, приземлился. На аэродром лёг саван ночи. На другом конце леса отчаянно прорезали небо лучи прожекторов. |
Н а з а д