Николай Соболев родился в 1912 году в станице Николаевской в Северной Осетии. Рано остался сиротой, воспитывался в детском доме города Орджоникидзе. Там же окончил школу фабрично - заводского ученичества. Работал столяром и слесарем на паровозоремонтном заводе им. Ленина в Ростове-на-Дону. В 1933 году окончил Ростовский аэроклуб, учился в школе лётчиков Осоавиахима, а в 1932 - 1935 годах уже в Качинской школе военных пилотов, стал лётчиком - истребителем. В звании Лейтенанта служил лётчиком в составе 35-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа. Участник национально - революционной войны испанского народа с 31 Мая 1937 года по 28 Января 1938 года. Служил в 1-й истребительной эскадрилье, был пилотом, а затем командиром звена И-15. За 150 боевых вылетов и 6 сбитых самолётов врага удостоен двух орденов Красного Знамени ( 3.11.1937 года и 2.03.1938 года ), медалью "XX лет РККА" ( 23.02.1938 года ), получил звание Капитана. "Мне удалось одному "Фиату" зайти в хвост,
когда он пытался уйти со снижением, но высота была маловата - он не смог набрать
скорость, получил очередь, свалился на крыло и ударился оземь...
Набираю высоту, вижу: двое наших "Фиата" гоняют. Думаю: эти
справятся. Дальше лезу вверх - в общую свалку, но не дотягиваю - тройка "Фиатов"
наваливается. Я верчусь, как уж на сковородке, а уже подпирает - горючее кончается.
Скорее вниз, перетянуть через реку Эбру. Тут мне "Фиат" в хвост заходит, догоняет,
и как дал из своих крупнокалиберных "Бреда". Приборную доску - в клочья, осколки
- мне в лицо, шею. Ну, думаю, ранен. Но крови немного. Живу пока и к реке тяну, а
надо мной эти "Фиаты" идут - потеряли, что ли ? Проводили почти до аэродрома, и ушли восвояси. Сел. Техники
докладывают: очередь не только разрушила приборную доску, но и погнула пулемёты.
Отремонтировали и заменили всё за 2 часа..." ( Из книги В. В. Гагина - "Воздушная война в Испании ( 1936 - 1939 )". ) Всего в небе Испании совершил более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта противника и 4 в группе с товарищами ( по другим данным - 6 лично и 10 в группе ). ( С. В. Абросов в своих исследованиях указывает на 2 лично сбитых самолёта Fiat CR-32 и 210 часов боевого налёта. ) С 1939 года был командира эскадрильи 2-го ИАП Киевского особого военного округа. В Январе 1940 года его эскадрилья вошла в состав 38-го ИАП ОАГ в Эстонии и приняла участие в Советско - Финляндской войне. Произвёл 35 ( по другим данным 32 ) боевых вылетов с общим налётом 38 часов. В одном из боёв в составе группы сбил 3 финских истребителя. 22 Февраля 1941 года награждён орденом Ленина. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Летая на истребителе И-16, воевал на Северо - Западном фронте в составе 38-го ИАП ( в Мае 1942 года был преобразован в 21-й Гвардейский ИАП ). Обычно водил на задания группы самолётов, сопровождая штурмовики и бомбардировщики. Ещё в 1941 году был подбит зенитным огнём и ранен над Валдаем. Чудом уцелел. Из госпиталя убежал на второй день. Командуя 38-м ИАП, Майор Н. Г. Соболев отличился в боях под Демянском и Холмом. Тогда противник пытался на транспортных самолётах подбрасывать окружённой группировке боеприпасы и продовольствие. Наши лётчики обнаружили воздушные пути вражеских самолётов. Только за 5 дней шестёрка истребителей, ведомых Н. Г. Соболевым, сбила 18 вражеских машин. В период с 5 по 15 Марта 1942 года лично сбил 2 Ju-52 и в групповых боях ещё 5 Ju-52. Вскоре Гвардии подполковник Н. Г. Соболев был назначен заместителем командира 304-й истребительной авиационной дивизии ( позже преобразована в 23-ю Гвардейскую ИАД.) С Апреля 1943 года, имея на своём счету 17 воздушных побед ( 9 личных и 8 групповых ), летал на именном истребителе Р-39N "Аэрокобра" с надписью "Красноярский комсомолец". История появления этого самолёта во фронтовом небе такова. В сибирской деревушке Лопатино под Красноярском ( ныне это Емельяновский район ) трудилась в колхозе "Гудок" комсомолка Кристина Спиридоновна Шумкова. В 1942 году, из газет узнала девушка о благородном поступке колхозника Ф. П. Головатого и решила внести из личных сбережений 100 тысяч рублей для покупки боевого самолёта. - Правильно поступаешь, дочка, - одобрил решение её отец Спиридон Николаевич. - Мне бы самому надо фашистов бить, да какой из меня солдат без руки... Так что пусть твои трудовые рубли воюют. Поддержала дочку и мать Просковья Александровна. В райкоме партии Кристина Шумкова пообещала внести 120 тысяч, хотя в тот момент такой суммы у неё не было. Продали Шумковы картошку, ещё кое - какие продукты, но 120 тысяч не набрали. Тогда Кристина продала корову, некоторые вещи, осталась в рабочей фуфайке. Только пуховую шаль пожалела. В ней - то и приехала в район. Там пересчитали деньги - ровно 120 тысяч. - Вчера, - заметил кто - то из присутствовавших, - один колхозник тоже внёс в Фонд помощи Красной Армии 120 тысяч. - Нет, комсомольский взнос должен быть выше, - заявила Шумкова. Отлучилась Кристна ненадолго, продала шаль, вернулась в беретке. Но теперь уже 121 тысяча получилась. Весной 1943 года прибыли в Красноярск лётчики с фронта. Перед встречей с ними оказалась Шумкова в крайкоме партии. Там только головами покачали: "Как же мы тебя, такую красивую, в такой старой фуфайке представим нашим орлам ?". Раздобыли где - то туфли, плюшевую жакетку. В новом наряде и сфотографировалась тогда Кристина у "своего" самолёта с Подполковником Н. Г. Соболевым. Вспоминает участник тех событий, Герой Советского Союза Генерал - полковник авиации Ф. П. Полынин: "Тысячами незримых нитей были связаны наши
авиаторы со своим народом, с теми, кто, оставшись в тылу, делал всё необходимое,
чтобы приблизить победу. Об их славных делах воины узнавали не только из газет и
радиопередач. К нам нескончаемым потоком шли письма и посылки, а иногда авиаторы
лично встречались с героическими труженниками тыла.
Хорошо помню волнующую картину вручения нашим лётчикам боевого
самолёта, построенного на личные сбережения семьи Шумковых, проживающих в далекой
Сибири. Это было в Апреле 1943 года. К нам в армию приехала молоденькая девушка -
комсомолка Кристина. А чуть раньше на один из аэродромов перегнали новенький
истребитель с бортовой надписью "Красноярский комсомолец". Кристина Шумкова была
одета в добротный полушубок. - Вам не жарко ? - с улыбкой спросил замполит Выволокин. - Жар костей не ломит, - бойко ответила девушка. И, помолчав,
добавила: - Это у вас здесь весна. А у нас в Сибири, ещё трескучие морозы. На митинге Кристина Шумкова произнесла взволнованную речь. - У нас в деревне, - говорила она, - остались лишь старики,
женщины да малые ребята. Все, кто может держать оружие, ушли на фронт. Но и
без них мы трудимся не покладая рук, чтобы вы были одеты, обуты и сытно накормлены.
Один у нас наказ - крепче бейте фашистов ! До войны семья у нас была большая, а колхоз богатый. Много денег
получали мы на трудодни. Вот и решили теперь на семейные сбережения купить
самолёт. - Этот истребитель я вручаю вам, Николай Григорьевич, - обратилась
она к стоявшему рядом Гвардии подполковнику Соболеву. - Уверена, что он будет в
надёжных руках, что вы вгоните в землю ещё не одного фашиста. Бейте их, окаянных,
изо всех сил бейте ! По рядам пронеслось громкое "Ура". Кристина Шумкова не ошиблась, вручая свой подарок Н. Г. Соболеву. На его счету в то время было уже 17 сбитых самолётов противника. На груди лётчика красовались орден Ленина и четыре ордена Красного Знамени. В ответной речи Николай Григорьевич поблагодарил гостью и заверил, что не пожалеет сил, чтобы добыть победу над врагом. Затем он обнял её и крепко поцеловал..." - Красноярцы подарили нам тогда 10 самолётов, - вспоминал позднее сам Соболев. - На трёх были надписи - "Красноярский колхозник", на четырёх - "Красноярский рабочий" и ещё на трёх - "Красноярский комсомолец". Когда мы вернулись на фронт, меня назначили заместителем командира дивизии, и я с тех пор больше находился на командных пунктах наземных войск, с радиостанцией, командовал с земли воздушными схватками. На самолёте Шумковой летал лишь время от времени. Однако сбил 2 вражеских самолёта - один над Днепром, второй под Львовом. Но самолёт - подарок был постоянно в боях. На нём летали другие лётчики. К сожалению, никто не вёл тогда "персональный" учёт сбитых на этой машине вражеских самолётов. Лётчики 21-го ГвИАП В. Н. Якимов ( справа ) и Н. И. Прошенков, 1944 год. К рассказу Николая Григорьевича остается добавить, что с Ноября 1944 года и до конца войны этим самолётом управлял лётчик Носов ( сам Соболев уехал в конце 1944 года на учёбу в Военно - Воздушную академию ). За время войны Гвардии подполковник Н. Г. Соболев совершил 196 успешных боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, лично сбил 12 вражеских самолётов и 8 в группе с товарищами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных и 8 групповых побед. ] За участие в Великой Отечественной войне был награжден ещё двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями, в том числе "За боевые заслуги" ( 3.11.1944 ), "За победу над Германией" ( 9.05.1945 ). После окончания войны был уволен из авиации после конфликта с НКВД. По состоянию на 1986 год проживал в Воронеже. * * *Список известных побед Гвардии
подполковника Н. Г. Соболева:
|
Н а з а д