Главная | Источники | 

Соболев Николай Григорьевич

Н.Г.Соболев

Николай Соболев родился в 1912 году в станице Николаевской в Северной Осетии. Рано остался сиротой, воспитывался в детском доме города Орджоникидзе. Там же окончил школу фабрично - заводского ученичества. Работал столяром и слесарем на паровозоремонтном заводе им. Ленина в Ростове-на-Дону. В 1933 году окончил Ростовский аэроклуб, учился в школе лётчиков Осоавиахима, а в 1932 - 1935 годах уже в Качинской школе военных пилотов, стал лётчиком - истребителем.

В звании Лейтенанта служил лётчиком в составе 35-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

Участник национально - революционной войны испанского народа с 31 Мая 1937 года по 28 Января 1938 года. Служил в 1-й истребительной эскадрилье, был пилотом, а затем командиром звена И-15. За 150 боевых вылетов и 6 сбитых самолётов врага удостоен двух орденов Красного Знамени  ( 3.11.1937 года и 2.03.1938 года ), медалью "XX лет РККА"  ( 23.02.1938 года ), получил звание Капитана.

"Мне удалось одному "Фиату" зайти в хвост, когда он пытался уйти со снижением, но высота была маловата - он не смог набрать скорость, получил очередь, свалился на крыло и ударился оземь...

Набираю высоту, вижу: двое наших "Фиата" гоняют. Думаю: эти справятся. Дальше лезу вверх - в общую свалку, но не дотягиваю - тройка "Фиатов" наваливается. Я верчусь, как уж на сковородке, а уже подпирает - горючее кончается. Скорее вниз, перетянуть через реку Эбру. Тут мне "Фиат" в хвост заходит, догоняет, и как дал из своих крупнокалиберных "Бреда". Приборную доску - в клочья, осколки - мне в лицо, шею.

Ну, думаю, ранен. Но крови немного. Живу пока и к реке тяну, а надо мной эти "Фиаты" идут - потеряли, что ли ?

Проводили почти до аэродрома, и ушли восвояси. Сел. Техники докладывают: очередь не только разрушила приборную доску, но и погнула пулемёты. Отремонтировали и заменили всё за 2 часа..."

( Из книги В. В. Гагина - "Воздушная война в Испании  ( 1936 - 1939 )". )

Всего в небе Испании совершил более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта противника и 4 в группе с товарищами  ( по другим данным - 6 лично и 10 в группе ).  ( С. В. Абросов в своих исследованиях указывает на 2 лично сбитых самолёта Fiat CR-32 и 210 часов боевого налёта. )

С 1939 года был командира эскадрильи 2-го ИАП Киевского особого военного округа.

В Январе 1940 года его эскадрилья вошла в состав 38-го ИАП ОАГ в Эстонии и приняла участие в Советско - Финляндской войне. Произвёл 35   ( по другим данным 32 )  боевых вылетов с общим налётом 38 часов. В одном из боёв в составе группы сбил 3 финских истребителя. 22 Февраля 1941 года награждён орденом Ленина.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Летая на истребителе И-16, воевал на Северо - Западном фронте в составе 38-го ИАП   ( в Мае 1942 года был преобразован в 21-й Гвардейский ИАП ). Обычно водил на задания группы самолётов, сопровождая штурмовики и бомбардировщики. Ещё в 1941 году был подбит зенитным огнём и ранен над Валдаем. Чудом уцелел. Из госпиталя убежал на второй день.

Командуя 38-м ИАП, Майор Н. Г. Соболев отличился в боях под Демянском и Холмом. Тогда противник пытался на транспортных самолётах подбрасывать окружённой группировке боеприпасы и продовольствие. Наши лётчики обнаружили воздушные пути вражеских самолётов. Только за 5 дней шестёрка истребителей, ведомых Н. Г. Соболевым, сбила 18 вражеских машин. В период с 5 по 15 Марта 1942 года лично сбил 2 Ju-52 и в групповых боях ещё 5 Ju-52.

Вскоре Гвардии подполковник Н. Г. Соболев был назначен заместителем командира 304-й истребительной авиационной дивизии  ( позже преобразована в 23-ю Гвардейскую ИАД.)

С Апреля 1943 года, имея на своём счету 17 воздушных побед   ( 9 личных и 8 групповых ), летал на именном истребителе Р-39N "Аэрокобра" с надписью "Красноярский комсомолец". История появления этого самолёта во фронтовом небе такова.

В сибирской деревушке Лопатино под Красноярском  ( ныне это Емельяновский район )  трудилась в колхозе "Гудок" комсомолка Кристина Спиридоновна Шумкова. В 1942 году, из газет узнала девушка о благородном поступке колхозника Ф. П. Головатого и решила внести из личных сбережений 100 тысяч рублей для покупки боевого самолёта.

- Правильно поступаешь, дочка, - одобрил решение её отец Спиридон Николаевич. - Мне бы самому надо фашистов бить, да какой из меня солдат без руки... Так что пусть твои трудовые рубли воюют.

Поддержала дочку и мать Просковья Александровна.

В райкоме партии Кристина Шумкова пообещала внести 120 тысяч, хотя в тот момент такой суммы у неё не было. Продали Шумковы картошку, ещё кое - какие продукты, но 120 тысяч не набрали. Тогда Кристина продала корову, некоторые вещи, осталась в рабочей фуфайке. Только пуховую шаль пожалела. В ней - то и приехала в район. Там пересчитали деньги - ровно 120 тысяч.

- Вчера, - заметил кто - то из присутствовавших, - один колхозник тоже внёс в Фонд помощи Красной Армии 120 тысяч.

- Нет, комсомольский взнос должен быть выше, - заявила Шумкова.

Отлучилась Кристна ненадолго, продала шаль, вернулась в беретке. Но теперь уже 121 тысяча получилась.

Весной 1943 года прибыли в Красноярск лётчики с фронта. Перед встречей с ними оказалась Шумкова в крайкоме партии. Там только головами покачали: "Как же мы тебя, такую красивую, в такой старой фуфайке представим нашим орлам ?".

Раздобыли где - то туфли, плюшевую жакетку. В новом наряде и сфотографировалась тогда Кристина у "своего" самолёта с Подполковником Н. Г. Соболевым. Вспоминает участник тех событий, Герой Советского Союза Генерал - полковник авиации Ф. П. Полынин:

Н.Г.Соболев у именного самолёта

"Тысячами незримых нитей были связаны наши авиаторы со своим народом, с теми, кто, оставшись в тылу, делал всё необходимое, чтобы приблизить победу. Об их славных делах воины узнавали не только из газет и радиопередач. К нам нескончаемым потоком шли письма и посылки, а иногда авиаторы лично встречались с героическими труженниками тыла.

Хорошо помню волнующую картину вручения нашим лётчикам боевого самолёта, построенного на личные сбережения семьи Шумковых, проживающих в далекой Сибири. Это было в Апреле 1943 года. К нам в армию приехала молоденькая девушка - комсомолка Кристина. А чуть раньше на один из аэродромов перегнали новенький истребитель с бортовой надписью "Красноярский комсомолец". Кристина Шумкова была одета в добротный полушубок.

Вручение самолёта Н.Г.Соболеву
Комсомолка колхоза "Гудок" Советского района
Красноярского края К. Шумкова передаёт купленный
на её средства самолёт Подполковнику Н. Соболеву.

- Вам не жарко ? - с улыбкой спросил замполит Выволокин.

- Жар костей не ломит, - бойко ответила девушка. И, помолчав, добавила: - Это у вас здесь весна. А у нас в Сибири, ещё трескучие морозы.

На митинге Кристина Шумкова произнесла взволнованную речь.

- У нас в деревне, - говорила она, - остались лишь старики, женщины да малые ребята. Все, кто может держать оружие, ушли на фронт. Но и без них мы трудимся не покладая рук, чтобы вы были одеты, обуты и сытно накормлены. Один у нас наказ - крепче бейте фашистов !

До войны семья у нас была большая, а колхоз богатый. Много денег получали мы на трудодни. Вот и решили теперь на семейные сбережения купить самолёт.

- Этот истребитель я вручаю вам, Николай Григорьевич, - обратилась она к стоявшему рядом Гвардии подполковнику Соболеву. - Уверена, что он будет в надёжных руках, что вы вгоните в землю ещё не одного фашиста. Бейте их, окаянных, изо всех сил бейте !

P-39 Н.Г.Соболева
P-39 Н.Г.Соболева

По рядам пронеслось громкое "Ура". Кристина Шумкова не ошиблась, вручая свой подарок Н. Г. Соболеву. На его счету в то время было уже 17 сбитых самолётов противника. На груди лётчика красовались орден Ленина и четыре ордена Красного Знамени. В ответной речи Николай Григорьевич поблагодарил гостью и заверил, что не пожалеет сил, чтобы добыть победу над врагом. Затем он обнял её и крепко поцеловал..."

P-39 Н.Г.Соболева

Именные 'Аэрокобры'

- Красноярцы подарили нам тогда 10 самолётов, - вспоминал позднее сам Соболев. - На трёх были надписи - "Красноярский колхозник", на четырёх - "Красноярский рабочий" и ещё на трёх - "Красноярский комсомолец". Когда мы вернулись на фронт, меня назначили заместителем командира дивизии, и я с тех пор больше находился на командных пунктах наземных войск, с радиостанцией, командовал с земли воздушными схватками. На самолёте Шумковой летал лишь время от времени. Однако сбил 2 вражеских самолёта - один над Днепром, второй под Львовом. Но самолёт - подарок был постоянно в боях. На нём летали другие лётчики. К сожалению, никто не вёл тогда "персональный" учёт сбитых на этой машине вражеских самолётов.

Именные 'Аэрокобры'

Лётчики 21-го ГвИАП В. Н. Якимов  ( справа )  и Н. И. Прошенков, 1944 год.

К рассказу Николая Григорьевича остается добавить, что с Ноября 1944 года и до конца войны этим самолётом управлял лётчик Носов  ( сам Соболев уехал в конце 1944 года на учёбу в Военно - Воздушную академию ).

За время войны Гвардии подполковник Н. Г. Соболев совершил 196 успешных боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, лично сбил 12 вражеских самолётов и 8 в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных и 8 групповых побед. ]

За участие в Великой Отечественной войне был награжден ещё двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями, в том числе "За боевые заслуги"  ( 3.11.1944 ), "За победу над Германией"   ( 9.05.1945 ).

После окончания войны был уволен из авиации после конфликта с НКВД. По состоянию на 1986 год проживал в Воронеже.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника Н. Г. Соболева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
121.07.1941 г.1  "ПЗЛ"  ( в паре - 1 / 2)юго - вост. ДноИ-153, ЛаГГ-3,

Як-1, "Аэрокобра".

205.03.1942 г.2  Ju-52  ( в группе - 2 / 4 )Демянск - Весючий Бор
308.03.1942 г.1  Ju-52зап. оз. Дехино
413.03.1942 г.1  Ju-52Кошели
514.03.1942 г.2  Ju-52  ( в группе - 2 / 5 )Глухое - Демидово
615.03.1942 г.1  Ju-52  ( в группе - 1 / 3 )сев - вост. Анино
724.03.1942 г.1  Ju-88зап. Рамушево
827.03.1942 г.1  Ju-88Рамушево
91  "Ме-115"Рамушево - Соколово
101  Ju-88Рамушево - Соколово
1118.04.1942 г.1  Ju-87Мирогощь
121  Ju-87  ( в группе - 1 / 3 )юго - зап. Бологиже
1320.04.1942 г.1  "Ме-115"  ( в группе - 1 / 5 )ст. Пола
1425.04.1942 г.1  Ju-87Рамушево

      Всего сбитых самолётов - 9 + 8  [ 8 + 8 ];  боевых вылетов - 193;  воздушных боёв - 65.


Возврат

Н а з а д