Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Российской Федерации

Смирнов Александр Иванович

Смирнов Александр Иванович

Родился 23 февраля 1920 года в селе Малеево Высокинического района Московской области  ( ныне Жуковский район Калужской области ), в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в Забайкальском военном округе.

Участник боёв на реке Халхин - Гол в 1939 году. В составе 22-го ИАП выполнил 96 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв, сбил 3 японских самолёта лично и 6 в группе. Награждён орденом Ленина.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов в составе 25-го ИАП, побед не имел.

С 1940 года был инструктором в Качинском военном авиационном училище.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 126-го истребительного авиационного полка  ( 6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны ). К февралю 1943 года совершил 286 боевых вылетов, провёл около 80 воздушных боёв, сбил 7 самолётов лично и 13 - в группе.

После войны продолжал службу в ВВС СССР. С 1975 года полковник А. И. Смирнов - в запасе. Жил в Москве. Умер 31 июля 2009 года. Похоронен в Москве.

27 марта 1996 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Российской Федерации.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

...126-й истребительный авиационный полк только вчера прибыл под Сталинград в район боёв. А сегодня у командира эскадрильи капитана А. И. Смирнова уже 6-й вылет. И каждый вылет - сражение.

Час назад, над Гумраком 23-летний комэска схватился с парой "Мессеров". Смелый и стремительный обманный маневр - и он на хвосте у фашистского истребителя. Длинная прицельная очередь. Охваченный пламенем, Me-109, разваливаясь, врезается в лесопосадку.

Утром истребители сопровождали группу Ил-2, которые наносили бомбово-штурмовой удар по танковой колонне противника. Когда "летающие танки" пересекали Волгу, Смирнов в стороне, над переправой, увидел девятку вражеских "Юнкерсов". Капитану страстно захотелось немедленно ударить по Ju-87, но дисциплина удерживала - нельзя оставить без охраны группу "Ильюшиных". И как же обрадовался, когда в наушниках услышал голос командира полка:

А.И.Смирнов у своего самолёта.

- "Сокол-3", над переправой "Юнкерсы", ударьте по ним.

- Вас понял, - ответил Смирнов и отвалил влево с ведомым, приказав заместителю сопровождать "Илы".

"Юнкерсы" сначала не заметили наших. Истребители вихрем ворвались в середину вражеской стаи. С первой атаки Смирнов прошил из пушки головную машину. Фашистский самолёт задымил, отвернул в сторону и врезался в воду. Следующего фашистского пикировщика сбил ведомый.

На помощь "Юнкерсам" примчалась пара Mе-109. И закружилась карусель !

Смирнов вертелся чёртом, но и фашисты не уступали. На крутом вираже Капитан вдруг почувствовал обжигающий удар по правой ноге. В горячке схватки Александр не успел даже подумать о ранении. Маневрируя в клубах дыма от горящего нефтехранилища, он дотянулся до ведущего "Мессера". Вписал его в перекрестие прицела и нажал на гашетку. Прогремела короткая очередь. Но другой "Мессер" успел на доли секунды опередить его.

Пуля пробила ему руку. Громадным усилием воли лётчик удержал самолёт на атакующем курсе. Какие-то мгновения самолёты неслись по одной прямой. Потом вновь вошли в крутой вираж, стремясь поразить друг друга. Очереди прогрохотали почти одновременно. "Мессер", а за ним и самолёт Смирнова пошли к земле. "Мессер" объятый пламенем, а краснозвёздная машина просто в нарастающем пикировании.

Не помнит Смирнов, как ему с двумя ранами удалось вывести машину в горизонтальный полёт, открыть "фонарь" и выброситься на парашюте. Очнулся на госпитальной койке...

В Сталинградском небе за несколько дней Смирнов сбил 4 фашистских самолёта.

А начиналась лётная биография Александра Смирнова так. Было это задолго до Великой Отечественной. В один из дней в приёмную военного комиссара Кировского района Москвы пришёл совсем молоденький, худощавый, но высокий не по годам паренёк.

- Прошу направить в Испанию, - сказал он смущённо, - хочу бить фашистов.

Комиссар посмотрел на юношу, улыбнулся:

- К сожалению, не могу. Военкомат не занимается этим, - погасил улыбку, помолчал, - вот если бы вы были лётчиком... Да, лётчики там очень нужны. - Опять помолчал: - Да и не только там.

Военком думал, что молодой человек повернётся, но он не уходил.

- А где можно быстро научиться летать ?

- Где быстро, не знаю, - ответил военком, - вот где вообще обучают летать, подскажу. Идите в аэроклуб.

Наутро заявление комсомольца уже рассматривал начальник Кировского аэроклуба Осоавиахима. К заявлению было приложено и ходатайство райкома ВЛКСМ.

Аэроклуб Смирнов окончил с отличием. Закончено на отлично и Борисоглебское авиационное училище. Его спросили, где бы молодой лейтенант хотел служить. Не задумываясь, лётчик ответил:

- Прошу направить туда, где труднее, где больше всего необходим.

Так он оказался в Забайкалье, на затерянном среди заснеженных сопок аэродроме. Трудно пришлось авиаторам, особенно молодым, в условиях дальневосточных 50-градусных морозов, в необжитом ещё в те времена крае.

Тяжёлые погодные условия долго не давали возможности летать. Выпускали сразу на боевом И-16. В первый день выруливают на старт те, в ком более всего уверены. Среди них и лейтенант А. Смирнов. Первые взлёты и посадки, пилотаж в зоне. Полк быстро восстановил боевую готовность. И это оказалось, как нельзя, кстати.

В мае 1939 года в степях у реки Халхин - Гол вспыхнули боевые действия. Японские захватчики бросили в бой свои лучшие войска, в том числе и отборные авиационные части.

Первого самурая комсомолец А. И. Смирнов сбил через месяц после начала боёв - 7 июля, а к концу операции в лётной книжке лётчика 22-го истребительного авиационного полка числилось 3 уничтоженных лично неприятельских самолётов и 6 в составе группы.  [ По данным М. Ю. Быкова - 1 лично и 9 в группе. ]

Группа советских лётчиков..Халхин-Гол, 1939 г.

Учил лейтенанта неотразимым соколиным ударам сам командир полка прославленный лётчик - истребитель, ставший в небе Халхин - Гола дважды Героем Советского Союза, Григорий Пантелеевич Кравченко, учили и другие мастера воздушного боя - Борис Смирнов, Сергей Грицевец.

В ноябре 1939 года участники сражений на Халхин - Голе прибыли в Москву. В Кремле, вручая орден Ленина Александру Смирнову  ( Указ от 18 ноября 1939 года ), Михаил Иванович Калинин несколько дольше задержал его руку в своей. Всесоюзный староста, очевидно, был удивлён молодостью лётчика.

В Великую Отечественную в боях с фашистами Смирнов умножил счёт своих побед в грозном военном небе.

Заместитель командира эскадрильи 126-го истребительного авиационного полка ВВС 21-й армии старший лейтенант А. И. Смирнов уже к 9 июля 1941 года выполнил 28 боевых вылетов, совершил 15 штурмовок наземных войск, в 7 воздушных боях сбил 1 самолёт врага лично и 2 - в группе. 9 августа 1941 года награждён орденом Красного Знамени.

В составе 126-го истребительного авиационного полка, входившего в 6-й истребительный авиационный корпус Войск ПВО страны, Александру Смирнову довелось отражать массированные налёты немецкой авиации на Москву летом и осенью 1941 года. В частности, вёл он воздушный бой и в день легендарного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, не допустив к Москве немецкие бомбардировщики.

126-й ИАП, в тот пеpиод, базиpовался на аэpодpоме HИИ ВВС. Командовал им майоp Василий Михайлович Hайденко. Полк летал на амеpиканских самолётах "Кеpтис" Р-40, вначале типа "Томагаук", потом - "Киттихаук". Пеpевооpужение на "замоpскую" технику пpоизводилось в сентябpе 1941 года на аэpодpоме Каднивов близ Вологды, в составе 27-го запасного авиаполка.

126-й авиаполк стал пеpвым в ВВС стpаны, освоившим амеpиканские машины. Дело это было непpостым - пpи эксплуатации Р-40 лётчики и техники обнаpужили немало pазличных дефектов и вскоpе машина стала вызывать у всех недовеpие. Особенно сильно оно укоpенилось в сознании людей после того, как на "Томагауке" в самой пpостой ситуации, не в бою, а после взлёта из - за отказа матеpиальной части погиб Геpой Советского Союза Степан Ридный.

Однако остpая нехватка авиационной техники заставляла использовать любые самолёты. Поэтому, несмотpя на многочисленные дефекты и неполадки в машинах, 12 октября 1941 года полк пpиступил к выполнению боевых заданий командования. Действуя на Западном и Калининском фронтах лишь за месяц боёв его пилоты совершили 665 боевых вылетов и сбили 17 самолётов противника.

Р-40 А.И.Смирнова

Американский истребитель Curtiss Tomahawk Mk IIA из состава 126-го ИАП,
на котором весной 1942 года сражался старший лейтенант А. И. Смирнов.

К весне 1942 года многие лётчики 126-го ИАП одеpжали по 10 и более воздушных побед. Так, командиp полка майоp В. М. Hайденко и Александp Иванович Смиpнов сбили лично и в гpупповых боях по 16 вpажеских самолётов, Пётp Hикифоpович Белясник, Hиколай Фёдоpович Аpсенин и Иван Пpокофьевич Левша - по 14, Hиколай Степанович Самохвалов - 12, Семён Федотович Левин - 9.

В боях за столицу к апрелю 1942 года старший лейтенант Александр Смирнов совершил 132 боевых вылета, сбил 7 самолётов врага лично и 11 в группе, выполнил 98 штурмовых атак.

Война продолжалась. Полк продолжал прикрывать Москву и крупные города Центрального промышленного района СССР. Однако, когда в августе 1942 года возникла критическая ситуация под Сталинградом, полк был переброшен туда.

К февралю 1943 года командир эскадрильи 126-го ИАП капитан А. И. Смирнов совершил 286 боевых вылетов, провёл около 80 воздушных боёв, сбил 7 самолётов лично и 13 - в группе. За эти подвиги был представлен командованием ко второму ордену Ленина, но получил орден Красного Знамени.

Из наградного листа А.И.Смирнова.
Из наградного листа А.И.Смирнова.

К 9 мая 1945 года Александр Смирнов совершил 330 боевых вылетов, провёл 82 воздушных боя  ( с учётом боёв в Монголии и Финляндии - 426 боевых вылетов и 107 воздушных боёв )  на И-16, МиГ-3, Як-1, Ла-5 и Р-40 "Томагавк". Сбил 30 японских и немецких самолётов лично и в составе группе.   [ Данные о числе воздушных побед лётчика в различных истосниках далеко не однозначны. Так, согласно наградному листу от 5 февраля 1943 года капитан А. И. Смиронов имел 3 + 6 побед на Халхин - Голе и 7 + 13 в Великой Отечественной. По данным М. Ю. Быкова - 1 + 9 на Халхин - Голе и 6 + 14 в ВОВ. Общий итог побед, таким образом, примерно одинаков, но разбивка побед по личным и групповым значительно отличается. ]

После войны отважный лётчик продолжал службу в ВВС СССР. С 1975 года полковник А. И. Смирнов - в запасе.

Благодаря помощи членов Московского клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и кавалеров ордена Славы 3-х степеней было найдено нереализованное фронтовое представление А. И. Смирнова к званию Героя.

Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1996 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов полковнику в отставке Смирнову Александру Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда".

После выхода "на гражданку", бывалый воздушный жил в Москве, работал в правлении Московского клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и кавалеров ордена Славы 3-х степеней. Являлся членом Совета ветеранов 6-го ИАК ПВО. Его часто можно было видеть в гостях у школьников московской средней школы № 834. Воспитанник Ленинского комсомола выступал перед юной сменой с рассказами о былых сражениях, о друзьях - товарищах, с которыми в молодые комсомольские годы крыло к крылу ходил в дерзкие стремительные атаки на врага.

Умер 31 июля 2009 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище  ( участок 14 ).


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © fightersky.ru