Родился в 1910 году в городе Баку ( по другим данным в Воронеже ). С 1932 года стал служить в Красной Армии. В звании Лейтенанта служил младшим лётчиком 142-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа, был начальником парашютной службы части. С 20 Августа 1937 года принимал участие в национально - освободительной войне испанского народа. Имел псевдоним "Викторио". Был пилотом И-16, затем командовал звеном истребителей в эскадрильи А. И. Гусева. "- Сблизился с "Фиатом" на 350 - 400 метров,
- рассказывал Виктор Скляров. - "Ну, пора" - и пальцы на гашетку. И тут же себя
одёрнул: "Спешишь ! "Фиат" идёт впереди, в ус не дует. Не видит, значит".
Подошёл к "Фиату" на 300 - 250 метров: "Ну !" А во мне будто второе "я"
проснулось: "Чего торопиться ? Ведь не видит тебя итальянец. Подойдёшь
ближе - ударишь наверняка !" Первый-то, нетерпеливый, шепчет: "Уйдёт !"
"Смотри: спокойненько летят. Не колготись !" - это терпеливый говорит. Дистанция
уже 200 - 150 метров. "Стреляй ! Раззява !" - орёт первый. Тогда второй
ещё громче: "Подожди ! Ну, милый, подожди !" - и словно держит рукой
гашетку, не даёт пустить в дело пулемёты.
Я словно Иванушка на распутье: то с первым согласен, то со
вторым. Не успеваю на гашетки нажать, пока на стороне первого своего "я", а
второй - гашетки рукой держит. 120 - 100 метров до "Фиата". Тут оба гаркнули: "Давай !"
Ну, я и ударил. Посмотрел - прав второй. Сразу после очереди мой "Фиат" вроде
удивлённо этак задумался, на месте как бы застыл. Я едва отвернул, чтобы не
столкнуться с ним, а затем "крестничек" клюнул - и к земле, выпустив страусиное
перо дыма. "Молодец ! - хвалю себя. - Молодец, проявил выдержку, послушал
умного человека..." ( Из книги А. И. Гусева - "Гневное небо Испании". ) Всего сбил 16 самолётов ( 7 лично и 9 в групповых боях ), в том числе:
Вечером 30 Декабря 1937 года в воздушном бою в районе Теруэля сбил лично один Ме-109 и в составе группы один бомбардировщик Не-111, но и сам был сбит немецким пилотом обер-фельдфебелем Игнацем Престеле. Выпрыгнул с парашютом, но тот не раскрылся и лётчик погиб. "30 Декабря 1937 года произошло 2
ожесточённых воздушных боя. Утром 24 истребителя республиканцев, прикрывавшие
17 Р-Зет, встретились с 25 "Фиатами" и 10 Ме-109. В бою, продолжавшемся 25
минут часа, погиб Лейтенант Александр Сумарев, его И-16 упал на республиканской
территории. Лётчики Александр Гусев и Алексей Ильин получили ранения. Обоим
удалось благополучно долететь и сесть на своем аэродроме. 1 И-15 загорелся, но
сумел произвести посадку и на земле был потушен. Пилот - испанец, по отечественным
данным, сломал ногу.
Второй бой состоялся вечером, когда вылетевшие на перехват 25
республиканских истребителей встретились с 20 Ме-109 и неизвестным числом
бомбардировщиков и "Фиатов". В бою погиб Лейтенант Виктор Скляров. Он покинул
свой И-16, но парашют не раскрылся. Не долетел до своего аэродрома и Константин
Доброницкий. На его И-16 сдал мотор, и лётчику пришлось садиться вынужденно. На
пробеге самолёт врезался в каменный забор, лётчика выбросило из кабины, он
получил тяжёлые ранения и 23 дня находился без сознания. Немцы из 1.J/88 в этот день заявили о 2-х сбитых И-15 и 1 И-16,
националисты из 2-G-3 - о 4 И-16. Республиканские лётчики заявили о 3-х сбитых
"Фиатах", 1 Ме-109 и одном подбитом Не-111, который ушёл на одном моторе". ( Из книги С. В. Абросова - "Воздушная война в Испании". ) 2 Марта 1938 года, за бои в небе Испании, В. Д. Скляров посмертно был награждён орденом Красного Знамени. Похоронен в Вивер ( Испания ). |
Н а з а д