Синчук Василий Прокофьевич |
Родился 15 Февраля 1921 года в посёлке Херсонский Кост - Истеского района Актюбинской области ( Казахстан ), в семье рабочего. В 1931 году с родителями переехал в Оренбургскую область, жил в Орске и Оренбурге. Окончил 7 классов неполной средней школы № 1 ( ныне № 10 ) и аэроклуб. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке в Краснознамённом истребительном авиационном полку. С Сентября 1942 года Лейтенант В. П. Синчук на фронтах Великой Отечественной войны. По Май 1943 года сражался в составе 662-го ИАП; по Февраль 1944 года - в 254-м ИАП. Летая на И-16 и Ла-5, участвовал в обороне Ленинграда. К Февралю 1944 года помощник командира 254-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе ( 269-я истребительная авиационная дивизия, 14-я Воздушная армия, Волховский фронт ) Капитан В. П. Синчук совершил 305 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 15 самолётов противника, штурмовыми ударами уничтожил до 150 солдат и офицеров противника. 1 Февраля 1944 года погиб в воздушном бою. Похоронен в посёлке Уторгош Шимского района Новгородской области. 13 Апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ); медалью. Именем Героя назван переулок в городе Орск, улица в совхозе "Восточный" Адамовского района Оренбургской области, школа на родине Героя. * * *Было это летом 1951 года. В поисках металлического лома школьники Веня Желтов и Алёша Максимов ушли километров за 7 от Уторгоша. Война разбросала здесь много железа и стали. То, что было на виду, давно уже было увезено на переплавку. Но немало всякой всячины лежало ещё подо мхом. На болоте внимание ребят как раз и привлёк подозрительно вспучившийся мох. Ткнули острым щупом - твёрдо. Попробовали рядом - то же самое. Решили копать. В болоте оказалась кабина самолёта, а в ней по - зимнему одетый лётчик. Он сидел, склонясь к прицелу и казалось всё ещё ведёт огонь по врагу. Лётчик был в кожаном шлеме, пробитом пулей. Защитные очки закрывали лицо, как полумаска, в меховых отворотах куртки желтели пуговки гимнастёрки. Ребята расстегнули медную пряжку пояса, осторожно извлекли из почерневшей кобуры пистолет. Под прозрачной пленкой планшета виднелась карта с пометками красным и синим карандашом. В кармане гимнастёрки находился бережно обернутые в целлофан две красные книжечки. В одной из них - партийном билете - нисколько не поблекшими чёрными чернилами было написано: "Синчук Василий Прокофьевич". В другом документе - орденской книжке - говорилось, что Капитан В. П. Синчук награждён орденом Красного Знамени. Ребята передали документы лётчика в сельсовет, откуда они попали в военкомат. Вскоре стало известно, что Василий Синчук - известный лётчик, Герой Советского Союза. В городе Омске у матери отважного лётчика - Улиты Ивановны - сохранились письма и документы, по которым можно легко представить себе образ этого человека. ...Рос в Орске мальчишка - весёлый, задиристый и с ранних лет влюблённый в небо. Мечта его сбылась. Попал Василий Синчук сначала в Орский аэроклуб, который с довоенных лет пользовался и продолжает пользоваться у молодёжи большой популярностью, затем учился в Оренбургском военно - авиационном училище. Уже здесь инструкторы и товарищи отмечали незаурядное мастерство Василия. Синчук получил назначение на Дальний Восток, где и застала его Великая Отечественная война. Один за другим писал он рапорты с просьбой направить его на фронт, чтобы в небе громить ненавистных врагов. На первых 6-ти рапортах по диагонали написано твёрдым почерком: "отказать". Но Василий был настойчив и добился своего. С Сентября 1942 года началась его служба в лётных частях Волховского фронта. Нелёгкая служба: бывали дни, когда он задерживался на аэродроме ровно столько времени, сколько нужно на технический осмотр самолёта, для заправки бензином и маслом, для получения боеприпасов. И снова в небо, в бой с врагом ! * * *Отдельное разведывательное звено Лейтенанта В. П. Синчука присоединилось к 254-му истребительному авиаполку в Апреле 1943 года. Латанные и перелатанные "Ишачки" рядом с новыми мощными истребителями Ла-5 выглядели как старое, но грозное оружие. Эту истину наглядно подтверждали ордена и медали разведчиков. Вот, к примеру, Вася Синчук - кто в полку мог сравниться с ним в искусстве воздушного боя, в стрельбе, в штурмовке ? Должно быть, таким, как он, на роду написано быть лётчиками - истребителями. Кажется, только вчера прилетел он в полк с Дальнего Востока, а в бою не уступит бывалым фронтовикам. Храбрец, ничего не скажешь, но храбрецов в полку много, а вот такие виртуозы и снайперы наперечёт. Однажды за один день, 25 Октября 1942 года, сбил 4 вражеских самолёта ! Да что за один день - за один вылет ! Первая схватка была с "Мессершмиттами", которые пытались прорваться к нашим штурмовикам. Отражая атаку, Василий сбил ведущего под ракурсом 4 / 4. Труднейшая задача. Ты мчишься на противника с фланга, под прямым углом к линии его полёта. Надо мгновенно прицелиться и пустить очередь с упреждением, то есть в ту точку неба, где через какие - то доли секунды окажется враг. Синчук решил эту задачу с блеском. Казалось, Ме-109 сам наткнулся на трассу... На обратном пути Синчук, как бы шутя, расправился с тремя лёгкими немецкими самолётами Fi-156. Немцы называли их "Шторхами", по - русски "Аистами". Трёхместные, вооружённые пулемётами, они служили для различных целей. На свою беду вылетели в этот день "Шторхи". Синчук сбил их одного за другим тремя атаками. У всех, кто наблюдал за этим боем, возникло странное ощущение, будто "Аистов" вообще не было в небе, будто они растаяли, как мираж. За этот бой Василий Синчук командованием Волховского фронта был награждён орденом Красного Знамени. У Синчука умные, проницательные, с весёлыми искорками глаза. Но самое главное - эти чуточку насмешливые глаза обладают способностью угадывать в угловатых новичках талант лётчика - истребителя. Синчук - это атака. Он подавляет своей дерзостью и напором. Истребитель в его руках превращается в неуловимого, жалящего насмерть овода. Нередко немецкие пилоты предпочитают не связываться с "рот тейфель" ( так они называли Синчука между собой по радио ). Но если бы они увидели "красного дьявола" на земле, в кругу друзей, которые всегда окружают его плотным кольцом, услышали шутки, смех, они ни за что не поверили бы, что этот обаятельный Лейтенант, душа общества, и есть тот самый "дьявол", от которого шарахаются с перепугу бронированные, вооружённые до зубов "Фоккеры" и "Мессеры". Возможно, они поняли бы кое - что, если бы им довелось увидеть пляшущего Синчука. При первых, ещё замедленных тактах "Цыганочки" он выходил в круг неторопливо, как бы с ленцой, показывая всем своим видом, что вообще - то ему не очень хочется плясать в данную минуту, но поскольку общество просит... А темп всё убыстряется, и в какое - то мгновение Вася превращается в вихрь, за которым едва поспевает баянист. В пляске Синчука - безудержная русская удаль. Характер этого человека, наверное, ярче всего проявлялся именно в двух этих стихиях: в воздушном бою и пляске. В 254-м полку разведчики по - прежнему держались дружной сплочённой семьей. Но... уже давно мечтавший о новой, скоростной машине, Синчук обратился к командиру полка Подполковнику Косенко с просьбой перевести его на Ла-5 и сразу получил "добро". И вовсе не потому, что фронтовые газеты давно называли Василия "волховским асом". Бывалый вояка, встречавшийся с немцами ещё в Испании, Василий Васильевич Косенко по одной лишь посадке Синчука, когда он, по выражению лётчиков, "стриг винтом траву", определил, что отдельным разведывательным звеном командует прирождённый истребитель. Синчук получил Ла-5 и, всем на удивление, освоил совершенно незнакомую ему машину в невероятно короткий срок. Уже на третий день после пробного боевого вылета на новом истребителе он меткой очередью из пушек записал на свой счёт 6-ю неприятельскую машину. Его новый ведомый, Юрий Ершов, с восторгом рассказывал, как они встретились с двумя "Фокке - Вульфами", с какой отвагой ринулся в атаку Синчук, как они гнали "Фоккеров" от станции Сигалово до аэродрома Лезье. Приблизившись к вражеской машине на 50 метров, Василий открыл огонь из пушек, и новенький FW-190 врезался в землю посредине аэродрома. - Почему ты его на аэродром свалил ? - спрашивали Синчука товарищи - Зачем было подвергать себя риску ? Там зенитки, "Фоккеры". Надо было прикончить фрица до Лезье. - Ничего вы не понимаете - возразил Синчук. - Конечно, я мог разделаться с этим фрицем ещё до аэродрома. Но я хотел сбить его у немцев на виду, чтобы они своими глазами видели, как дерутся русские истребители. Прошло несколько дней, и снова в землянках лётчиков только и разговору, что о Васе Синчуке. 17 Мая 1943 года истребители сопровождали "Илов" на штурмовку эшелона в Любани. Накрыли врага за разгрузкой. Штурмовики положили бомбы и снаряды точно. Несколько платформ с пушками и автомашинами охватило огнём. Но Синчук есть Синчук. Он истребитель и должен уничтожать врага всюду, где только ни встретит. Увидел стоящий на земле у деревни Ольховки двухмоторный бомбардировщик Ju-88 и тут же пошёл в атаку. Ну, а стрелок он отменный, настоящий снайпер. "Юнкерс" загорелся, а солдаты, которые копошились возле, разбежались. Летят дальше. Скоро Волхов. Но Юра Ершов радирует, что слева от него корректирует стрельбу артиллерии "каракатица" - так называли они немецкий самолёт "Хеншель-126". Синчук стремительно атакует врага с пикирования и... "каракатица" рухнула в болото Гажьи Сопки. Меньше двух недель понадобилось Синчуку, чтобы утвердить за собой славу лучшего пилота и в 254-м полку. 19 Мая 1943 года он был назначен помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе. Командующий 14-й Воздушной армии Герой Советского Союза генерал Журавлёв счёл возможным повысить Синчука в должности сразу на две ступени, минуя должность командира эскадрильи. |
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя ( одержанной победы ) | Свои самолёты |
1 | 25.10.1942 г. | 1 Ме-109 * | Волховский фронт | И-16, Ла-5 |
2 | 3 Fi-156 * | Волховский фронт | ||
3 | 08.11.1942 г. | 2 Hs-126 * | Волховский фронт | |
4 | 22.05.1943 г. | 1 FW-190 ( в группе - 1 / 3 ) | болото Соколий Мох | |
5 | 29.07.1943 г. | 1 FW-190 | Вороново | |
6 | 1 Ме-110 | Вороново | ||
7 | 30.07.1943 г. | 1 FW-190 ( в паре - 1 / 2 ) | зап. Карбусель | |
8 | 01.08.1943 г. | 1 FW-190 | Карбусель | |
9 | 1 Ме-109 | Турышкино - Карбусель | ||
10 | 02.08.1943 г. | 1 FW-190 | Погостье | |
11 | 01.02.1944 г. | 1 FW-190 | ст. Передольская | |
12 | 1 Ju-87 ( сбит таранным ударом ) | ст. Передольская | ||
Всего сбитых самолётов - 13 + 2; боевых вылетов - более 300; воздушных боёв - более 50. |
Н а з а д
© fightersky.ru
|