Главная | Источники | 

HSU

Сидоров Иван Дмитриевич

Сидоров И.Д.

Родился 24 Сентября 1916 года в селе Светлый Яр  ( ныне посёлок городского типа Волгоградской области )  в семье крестьянина. Рос и учился в Сталинграде. Окончил 7 классов, а в 1933 году и школу ФЗУ  ( ныне СПТУ № 19 города Волгограда ). Работал слесарем на судоверфи. В 1931 году вступил в комсомол. С 1 Августа 1934 года в Красной Армии. В 1937 году окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил младшим лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи.

С Июня 1941 года Лейтенант И. Д. Сидоров на фронтах Великой Отечественной войны.

К Июлю 1943 года командир эскадрильи 92-го истребительного авиационного полка  ( 279-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт )  Капитан И. Д. Сидоров совершил 400 боевых вылетов на И-153, ЛаГГ-3 и Ла-5. Проведя 130 воздушных боёв, сбил лично 16 и в группе 7 самолётов противника.

5 Июля 1943 года в воздушном бою с 4 вражескими самолётами таранил один из них. Погиб в этом бою.

2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен в братской могиле в селе Брусовое Поныровского района Курской области. В Волгограде именем Героя названа улица, где установлена мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, иностранным орденом; медалями.

*     *     *

5 Июля 1943 года, началось одно из решающих сражений Второй Мировой войны - Курская битва. В ходе её советские войска нанесли поражение противнику, вышли к Днепру и одержали победу, ознаменовавшую завершение коренного перелома в войне. В этой схватке активно участвовала авиация противоборствовавших сторон. Советские ВВС сумели закрепить и развить успех весенних Кубанских сражений, окончательно завоевали стратегическое господство в воздухе. Наши лётчики демонстрировали возросшее боевое мастерство, массовый героизм, которые ярко проявлялись в воздушных таранах.

К началу Курской битвы таран уже не считался необычным приёмом ведения боя. Ещё после первых попыток массированных налётов на Москву в Августе 1941 года был издан приказ по ВВС Московского военного округа за № 0106. Он гласил: "В воздушном бою принимать все меры к уничтожению противника пулемётным и пушечным огнём, а при отказе пулемётов в воздухе, при преждевременном израсходовании патронов производить уничтожение врага тараном".

В Центральном архиве Министерства обороны хранится документ, подписанный заместителем командующего истребительной авиацией ПВО территории страны. Документ, уникальный по смыслу и содержанию, называется: "Указания по воздушному бою лётчиков - истребителей". В нём говорится:

"Может сложиться такая обстановка, когда долг потребует от советского лётчика немедленного тарана при действующем вооружении. Так, например, если бомбардировщик противника выходит на боевой курс для бомбардировки объекта государственного значения... Таран, акт величайшего героизма и самоотверженности, но отнюдь не акт самопожертвования. Таран надо уметь делать".

Тому, как делать, посвящены 4 страницы инструкции, с которой были знакомы лётчики - истребители. Опыт героев воздушных боёв, победивших врага тараном и оставшихся в живых, помог детально разработать этот приём.

Поединок FW-190 и Ла-5.

Безусловно, таран не является самоцелью, а тем более актом отчаяния или проявлением безрассудства. И тем не менее прослеживается определённая закономерность: наши лётчики прибегали к этому самому решительному приёму борьбы в наиболее напряжённые минуты боя, в самой трудной обстановке, когда таран был единственным и потому вполне оправданным выходом. Так, 5 Июля, в первый день Курской битвы, когда противник обрушил на наши войска всю мощь сухопутной и авиационной группировок, только в 16-й Воздушной армии лётчики трижды таранили врага. Это сделали Капитаны И. Сидоров и Н. Гусаров, Младший лейтенант В. Поляков. Все они стали Героями Советского Союза.

Сидоров И.Д.

Велико было стремление наших лётчиков нанести максимальный урон, велико было чувство ответственности за исход воздушного боя, за судьбы товарищей. О том, что наши лётчики умели и знали, когда и как использовать таран, говорят примеры воздушных боёв в небе над Курской дугой.

5 Июля 1943 года, прикрывая боевые порядки наземных войск, в воздушном бою с 4 вражескими самолётами Капитан И. Д. Сидоров сбил 2 самолёта. Но и его Ла-5 был подбит. Тогда, на горящей машине, он таранил 3-й истребитель. Сам выпрыгнул с парашютом, но стропы перегорели и лётчик погиб.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, командир эскадрильи 92-го истребительного авиационного полка Капитан Сидоров Иван Дмитриевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Всего за период Курской битвы 47 самолётов противника было сбито таранными ударами. При этом 15 советских лётчиков сумели посадить свои самолёты, 9 воспользовались парашютом, 17 погибли, 2 не вернулись с задания, посадка 4 не установлена. 10 лётчиков, применивших таран в небе над Курской дугой, впоследствии стали Героями Советского Союза.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана И. Д. Сидорова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
131.08.1942 г.1  Ме-109ПутиловоИ-153, ЛаГГ-3, Ла-5.
202.09.1942 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 3 )Михайловское
31  Ме-109совхоз "Торфяник"
412.09.1942 г.1  Ме-109Апраксин Городок
51  Не-111  ( в группе - 1 / 3 )Сологубовка
61  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Тосно
704.12.1942 г.2  Ме-109аэр. Сольцы
821.05.1943 г.1  FW-190зап. ст. Куракино
906.06.1943 г.1  Ме-110сев. - вост. Моховое
1005.07.1943 г.3  FW-190Поныри - Ольховатка  ( 1 сбит тараном )

      Сбитых самолётов - 13 + 8  [ 10 + 3 ];  боевых вылетов - более 400;  воздушных боёв - более 130.


Возврат

Н а з а д