Главная | Источники | 

Золотая звезда Героя Российской Федерации

Шикунов Фёдор Иванович


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Шикунов Фёдор Иванович

Родился 17 июня 1921 года в городе Майкоп, ныне столица Республики Адыгея. В 1938 году окончил 10 классов среднец школы № 9 в Майкопе, в 1939 году - Майкопский аэроклуб. С 1 августа 1939 года в рядах Красной Армии, призван Таганрогским ГВК и направлен в авиацию. В 1940 году окончил Таганрогскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен в этой же школе лётчиком - инструктором.

Войну начал лейтенантом. В действующей армии с июня 1942 года. Воевал на 2-м, 3-м и 1-м Украинских фронтах.

С октября 1943 года по март 1945 года сражался в составе 69-го Гвардейского Краковского ордена Александра Невского истребительного авиационного полка  ( 23-я Гвардейская Черкасская Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный Львовский Краснознамённый ордена Суворова 2-й степени авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ), летал на "Аэрокобре". В 1944 году представлялся к присвоению звания Героя Советского Союза, но представление не было реализовано.

Всего выполнил 206 боевых вылетов, в 52 воздушных боях сбил 25 самолётов противника.  ( М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 21 личную и 1 групповую победы лётчика. )

15 марта 1945 года командир эскадрильи 69-го Гвардейского ИАП Гвардии капитан Ф. И. Шикунов был сбит и погиб в воздушном бою  ( по другим данным, сбит огнём с земли при штурмовке войск и техники противника ). Похоронен на центральной площади города Бриг  ( ныне город Бжег в Опольском воеводстве Польши ).

Указом Президента Российской Федерации № 619 от 2 мая 1996 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Гвардии капитан Шикунов Фёдор Иванович посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации  ( медаль № 270 ).

Награждён орденами: Александра Невского, Красного Знамени   ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

Шикунов Фёдор Иванович

Капитан Ф. И. Шикунов, комэск 69-го ГвИАП, сбил 25 самолетов,
однако к званию Героя Советского Союза его представить забыли.

Р-39 Ф.И.Шикунова.

Р-39 Ф.И.Шикунова.

*     *     *

69-й Гвардейский истребительный авиационный полк, по праву считался одним из лучших в соединении.

Весной 1944 года наши войска вели наступательные бои на Кишинёвском и Ясском направлениях. Запомнилась жестокая схватка с противником в один из апрельских дней. С радиостанции наведения вызовы следовали один за другим. Группы наших истребителей садились, заправлялись горючим, лётчики уточняли задачу и вновь устремлялись в грозное фронтовое небо. В каждом вылете они встречались с "Мессершмиттами", "Фокке - Вульфами", "Хейнкелями", "Юнкерсами" и непременно выходили победителями. В тот день враг недосчитался 15 самолётов, не смог поддержать свои наземные части, а наши 12 машин остались целы.

Многие из тех, кто обеспечивал боевую работу группы, задавали себе вопрос: случаен ли успех советских истребителей ?   Может быть, в группу входили какие-то особые асы ?   Нет, успех был вполне закономерен. Документы военной поры, рассказы очевидцев и участников воздушных схваток свидетельствуют: лётчики полка не раз сражались в небе с численно превосходившими силами врага, всегда проявляли невиданное мужество и отвагу, показывали высокое мастерство и снайперскую точность огня.

Прикрывая наземные войска на Ясском направлении 2 мая 1944 года, группа из 4 самолётов, ведомая Гвардии лейтенантом Ф. И. Шикуновым  ( он летел в ударной паре, а Гвардии капитан В. И. Чиж - в прикрывающей ), вступила в воздушный бой с 8 вражескими истребителями. Советские лётчики сбили 3 самолёта противника  ( 2 - Шикунов, 1 - Чиж )  и, не потеряв ни одного своего, вынудили врага повернуть назад. А 5 мая ударная четвёрка Шикунова и прикрывающая четвёрка Чижа в том же районе встретили последовательно одну за другой 2 большие группы бомбардировщиков Ju-87. Вступив с ними в бой, Шикунов, Чиж и Антонов сбили по 2 самолёта, а Гвардии младший лейтенант Павлюк - один. Таким образом, 8 наших истребителей уничтожили 7 самолётов противника, опять же не потеряв ни одного своего.

Как ни скупы строки боевых и политических донесений, но из них ясно, что боевой почерк полка, великое искусство лётчиков побеждать врага без потерь или с минимальными потерями вырабатывались непрерывной учёбой, напряжённым трудом.

*     *     *

Ф.И.Шикунов на крыле 'Аэрокобры'

"В 6-й бомбардировочной дивизии техники и механики высказали обиду: воюем, мол, воюем, а наградами нас обходят. Жалобу проверили. Всё подтвердилось. Техник Щербина, например, прошёл со своим подразделением по многим фронтовым дорогам, работал безупречно, самолёты эскадрильи ни разу не имели отказов, а его тем не менее не удосужились поощрить. Механики Бондарчук, Шаловаленко, Коломиец обслужили более чем по сотне вылетов, но их усердия тоже никто не заметил.

...Во время проверки выяснилось, что даже некоторые лётчики, проявившие себя в боях, не получают вовремя заслуженных наград и званий. Так, командир звена Антонов уже 2 года ходил в звании младший лейтенант.

- Да что я, - сказал он. - Шикунов, командир эскадрильи, 25 самолётов сбил, а выше лейтенанта тоже не поднялся. А Царёв ?   Замкомэска, на счету 7 самолётов, а тоже, как я, младший лейтенант.

В штабе корпуса я попросил дать справку. Всё, о чём доложил Антонов, подтвердилось.

- Воюем, руки до бумаг не доходят, - повторил начальник штаба не раз слышанную фразу.

- А Шикунова к званию Героя представили ?

- Шикунова ? - оседлав очками переносицу, он взялся перебирать карточки. - Минуточку... Это мы сейчас проверим. Да, правильно, сбил 25. К Герою не представлялся.

"С таким начальником штаба, - прикинул я, - каши, пожалуй, не сваришь. Он, кроме своих бумаг, ничего другого не видит". Поэтому я тут же связался по телефону с начальником политотдела корпуса и дал ему необходимые указания.

- Подвели кадровики, - сетовал политработник.

- Ну а вы ?   Как вы могли не знать о таком безобразии ?

В политотделе армии мы собрали всех кадровиков, указали некоторым из них на безответственность в оформлении наградных документов, представлений на присвоение очередных воинских званий и предупредили: за невнимание к людям, волокиту с документами будем наказывать вплоть до отстранения от занимаемой должности.

С начальником отдела кадров армии Сидовым состоялся особый разговор. На второй же день все офицеры отдела, в том числе и его начальник, выехали по частям и не появлялись в штабе армии около недели. С наградами и званиями был наведён порядок..."

Строки приведённые выше принадлежат генерал - полковнику авиации А. Г. Рытову, взяты они из его книги воспоминаний - "Рыцари пятого океана".

К сожалению, Андрей Герасимович оказался не совсем прав - свою "Золотую Звезду" Героя Советского Союза Фёдор Иванович Шикунов так и не получил... Лишь в 1998 году указом Президента РФ был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана Ф. И. Шикунова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
109.10.1943 г.1  FW-189сев. ВальноеР-39 "Аэрокобра".
225.10.1943 г.1  Ме-109сев. - вост. ст. Радужная
329.11.1943 г.1  Ju-87Знаменка
41  Ju-87Константиновка
511.12.1943 г.1  Ме-109юж. Субботцы
631.01.1944 г.1  Не-111Каменный Мост
701.02.1944 г.1  FW-190Золотополье
808.02.1944 г.1  FW-189юго - вост. Звенигородка
926.02.1944 г.1  FW-190юж. Кировоград
101  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )сев. Фёдоровка
1118.03.1944 г.1  Ju-87юж. Грайворон
1224.03.1944 г.1  Ju-87Велико Мечетно
131  FW-190Кривое Озеро
1425.04.1944 г.1  Ju-87сев. - вост. Балабанешти
1528.04.1944 г.1  Ме-109сев. Яссы
1602.05.1944 г.2  Ме-109Ходара
171  Hs-123юж. Богич
1805.05.1944 г.2  Ju-87Думбрэвица
1915.07.1944 г.1  Ме-109Стоянув
2024.07.1944 г.1  Ju-87Пшевурск

       Всего сбитых самолётов - 21 + 1;  боевых вылетов - 206;  воздушных боёв - 52.

*     *     *

Ф. И. Шикунов

Рисунок Ф. И. Шикунова  ( автор А. Сальников )  - цветной вариант известной фотографии, приведённой выше, - использован для оформления вышедшей в 2007 году книги М. Ю. Быкова - "Асы Великой Отечественной. Самые результативные лётчики 1941 - 1945 гг."

Борт самолёта Ф. И. Шикунова.

Несмотря на то, что Михаил Быков указывает на 22 победы лётчика, на самом деле их, очевидно, было не менее 25. Это подтверждается не только   ( и не столько )  воспоминаниями А. Г. Рытова, сколько самой фотографией Ф. И. Шикунова. С помощью нехитрого исправления рисунка - перетаскивания соседних звёзд на борту фюзеляжа "Аэрокобры"- можно получить предполагаемый вид борта самолёта без учёта головы пилота  ( рисунок справа ). И звёзд оказывается - именно 25 !..

         © fightersky.ru