Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Щербаков Иван Иванович


Возврат

Н а з а д


Главная |  |  | Источники | 

Щербаков Иван Иванович

Иван Щербаков родился 29 декабря 1915 года в деревне Ивашково, ныне Пронского района Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов средней школы, фабрично - заводское училище и аэроклуб. Работал слесарем. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии, в том же году окончил Ярославскую военную авиационную школу лётчиков. Работа лётчиком - инструктором.

С сентября 1943 года лейтенант И. И. Щербаков на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 19-го истребительного авиационного полка   ( 176-го Гвардейского ИАП ).

В боевых действиях участвовал с 30 января 1944 года. За это время показал в боях образцы мужества и отваги, безпредельной преданности Родине, умеющим побеждать врага не числом, а уменьем и хитростью.

Сражался на 1-м Украинском, 3-й Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах в должности старшего лётчика, а с октября 1944 года - командира эскадрильи.

Обладая высокими лётными качествами, техники пилотирования, грамотно используя лётно - тактические данные самолёта Ла-5 и Ла-7 в воздушных боях всегда выходил победителем. В самых сложных условиях воздушного боя не терялся, принимал правильное решение. В момент наступательных боёв на Житомирском направлении, а затем на Варшавском и Берлинском направлениях отдавал все силы и уменье для быстрейшего разгрома немецких захватчиков, не допуская воздушного противника осуществить свой замысел.

За 7 лично сбитых самолётов противника, 82 успешных боевых вылета, грамотное и правильное руководство эскадрильей награждён двумя орденами Красного Знамени  ( 1944 и 1945 годы )  и орденом Александра Невского  ( 1945 год ).

1 мая 1944 года парой вылетев иа свободную охоту в районе Тлумач встретил 2 Ме-109. Атаковал ведущего и с дистанции 150 метров атаковал его, после чего самолёт противника загорелся и упал в районе южнее Тлумач, что подтвердила наземная радиостанция. При выходе из атаки увидел второго Mе-109 и пошёл с ним на сближение. "Mессер" пикированием до бреющего полёта пытался выйти из-под удара. При выводе из пике Шербаков атаковал и сбил его. Ме-109 упал в 5 км юго - восточнее Тысменица.

20 июля 1944 года парой вылетев на свободную охоту в район Холм встретил и вёл воздушный бой с 2 FW-190. Атакой в хвост под ракурсом 1/4 с дистанции 70 - 50 метров сбил один "Фоккер", который упал в районе Жалин.

21 июля 1944 года вылетев в составе 8 экипажей иа свободную охоту, в районе Холм встретили и вели воздушный бой с 8 FW-190. Щербаков атаковал один "Фоккер" на выходе из боевого разворота и сзади свзрху с дистанции 70 - 50 метров сбил его. Самолёт противника загорелся в воздухе и упал в районе 4 - 6 км западнее Холм.

4 августа 1944 года парой вылетев на свободную охоту в районе Варка встретили и вели воздушный бой с одним FW-189, в результате боя Щербаков сбил самолёт противника, который упал в 3 км северо - западнее Могельница.

23 сентября 1944 года вылетел парой на свободную охоту в район Тырза, где был направлен радиостанцией наведения на группу из 10 самолётов FW-190 с бомбами. Атаковал сзади сверху крайнего FW-190, который загорелся и беспорядочным падением врезался в землю в 4 - 5 км южнее Pуейма. Остальные самолёты противника с переворота сбросив бомбы ушли на свою территорию.

25 сентября 1944 года парой вылетев на свободную охоту в районе Дикли в 15 км северо - западнее Валмиера встретили и вели бой с группой FW-190 до 10 самолётов. Щербаков сзади сверху атаковал и сбил ведомого перыой пары, самолёт упал в районе 7 - 8 км восточнее Дикли.

9 февраля 1945 года вылетев на прикрытие переправ в районе 7 - 10 км Гроснеердорф встретили и атаковали одиночный FW-189. После атаки Щербакова самолёт противника загорелся и упал в районе 3 км западнее Рейхенов.

22 марта 1945 года вылетев в составе 6 экипажей парами на свободную охоту в районе Буков встретили группу до 20 FW-190. Пара Щербакова вела бой с 8 "Фоккерами", в результате боя Щербаков сбил один самолёт противника, который упал в 3 - 4 км северо - востчнее Буков.

23 марта 1945 года парой вылетев на свободную охоту в районе Геритц встретил 2 FW-190. Зашёл сзади сверху и с дистанции 80 метров внезапно атаковал один "Фоккер", который взорвался в воздухе, лётчик покинул самолёт с парашютом. Вторую атаку Щербаков произвёл по второй паре FW-190 находящейся ниже первой пары и сзади снизу с дистанции 80 метров сбил ещё один "Фоккер", который горящий упал в 3 км южнее Заксендорф.

Выходя из атаки южнее Кюстрин обнаружил одиночный FW-190. Щербаков сделал одну атаку безрезультатно, приказав атаковать его своему ведомому, который сзади под ракурсом 0/4 атаковал и сбил самолёт противника.

Вылетев на свободную охоту, в этот же день, в районе Зеелов встретил до 14 FW-190 и 2 Ме-109. Щербаков сзади с дистанции 150 - 80 метров атаковал и сбил один FW-190, который упал горящим западнее Зеелов.

17 апреля 1945 года вылетев в составе 6 экипажей на свободно охоту в район Мюнхеберг, Вернойхеэ, Врицен встретили и вели бой с 6 FW-190. Щербаков атаковал сзади снизу одного из "Фоккеров" и с дистанции 70 - 50 метров сбил его. Продолжая полёт, в 10 - 15 км северенн Мюнхеберг встретили ещё 3 FW-190, один из них потянулся за ведомым Щербакова, набирая высоту. Щербаков воспользовавшись тем, что FW-190 потерял скорость, зашёл в хвост сзади снизу и с кабрирования атаковал "Фоккер". Самолёт противника горящим упал в районе 2 - 3 км от Претцеи.

23 апреля 1945 года парой вылетев на свободную охоту в район Бернау впереди себя обнаружил одиночный Mе-109 идущий курсом на восток. Преследуя самолёт противника Щербаков догнал его и снизу справа атаковал. С дистанции 150 - 130 метров сбил, самолёт противника упал в районе Рихсфельде.

К концу войны командир эскадрильи 176-го Гвардейского истребительного авиационного Проскуровского Краснознамённого ордена Александра Невского полка   ( 265-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт )  Гвардии капитан И. И. Щербаков совершил 123 успешных боевых вылета. Провёл 20 воздушных боёв, в которых уничтожил лично 15 самолётов противника.

10 мая 1945 года командир 176-го Гвардейского ИАП Гвардии полковник П. Ф. Чупиков подписал наградной документ на присвоение Гвардии капитану И. И. Щербакову звания Героя Советского Союза, в котором указывал:

"Являясь образцом в боевой работе на ярких и конкретных примерах воспитывает свой подчинённый состав эскадрильи в духе преданности Социалистической Родине и жгучей ненависти к врагу. Получая самые ответственные задачи лично сам выполняет их и водит в бой свой подчинённый состав. Имея богатый опат в лётной работе, грамотно передает его подчинённому составу.

Под руководством и непосредственным участием Щербакова его эскадрилья произвела 505 боевых успешных вылетов, проведено 38 воздушных боёв в ходе которых сбито 45 самолётов противника. Свои потери 1 экипаж. Лично сам сбит не был, аварий и поломок не имеет.

И.И.Щербаков.

За период с 30 января 1944 по 1 мая 1945 года произвёл 123 успешных боевых вылета на свободную охоту. Участвовал в 20 воздушных боях, в которых лично сбил 15 самолётов противника, в том числе: 3 Mе-109, 10 FW-190, 2 FW-189. Материалы подтверждающие акт сбития самолётов протианика в виде раппортов экипажей и фотоснимков произведённых из фотокинопулемёта хранятся в штабе полка".

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года Гвардии капитан Щербаков Иван Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После окончания войны продолжил службу в ВВС. С 1957 года Гвардии полковник И. И. Щербаков - в запасе. Жил в городе Кременчуг Полтавской области. Умер 4 декабря 1960 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

За период службы награждён орденами: Ленина, Красного Знамени   ( дважды ), Александра Невского, Красного Знамени  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана И. И. Щербакова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
101.05.1944 г.1  Ме-109юж. ТлумачЛа-5, Ла-7.
21  Ме-109юго - вост. Тысменица
320.07.1944 г.1  FW-190Жалин
421.07.1944 г.1  FW-190Завадув
504.08.1944 г.1  FW-189сев - вост. Могильница
623.09.1944 г.1  FW-190юж. Руейна
725.09.1944 г.1  FW-190сев - зап. Валмиера
809.02.1945 г.1  FW-189юго - зап. Врицен
922.03.1945 г.1  FW-190вост. Буков
1023.03.1945 г.1  FW-190юго - зап. Геритц
111  FW-190юж. Заксендорф
121  FW-190сев - зап. Зеелов
1317.04.1945 г.1  FW-190юж. Мюнхеберг
141  FW-190юж. Претцель
1523.04.1945 г.1  Ме-109Фридрихсфельде

      Всего сбитых самолётов - 15 + 0;  боевых вылетов - 123;   воздушных боёв - 20.

    -->      © fightersky.ru