Главная | Источники | 

HSU

Шаталин Иван Иванович

Шаталин И.И.

Родился 13 Июля 1922 года в селе Летяжевке, ныне Аркадакского района Саратовской области. Детство и юность провёл в Москве. Окончил среднюю школу. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков.

С Апреля 1943 по Май 1945 года в действующей армии. Сражался на Северо - Кавказском, 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Принимал участие в освобождении Северного Кавказа, Крыма, Белоруссии, Польши, громил врага на его собственной территории.

К Маю 1945 года командир эскадрильи 103-го штурмового авиационного Гродненского Краснознамённого полка  ( 230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт )  Старший лейтенант И. И. Шаталин совершил 170 боевых вылетов на штурмовку войск и объектов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 Августа 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 8592 ).

После войны продолжал служить в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1958 года Подполковник И. И. Шаталин - в запасе. Жил в Москве. Работал старшим инженером в проектном институте. Умер 10 Февраля 2001 года. Похоронен в Москве, на Химкинском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды   ( дважды ); медалями, в том числе: "За оборону Кавказа", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.".

*     *     *

Иван Шаталин родился 13 Июля 1922 года в селе Летяжевка Саратовской губернии. Окончив среднюю шкалу и аэроклубе 1940 году, получил направление в Ворошиловградское военное авиационное училище пилотов.

С Апреля 1943 года Шаталин сражался в составе 103-го штурмового авиационного полка. В боях был дважды подбит, ранен. Штурмовыми действиями уничтожил более 40 единиц тяжёлой техники противника  ( танков, бронеавтомобилей, артиллерийских орудий, железнодорожных вагонов ), более 300 вражеских солдат и офицеров. Проведя более 20 воздушных боёв, огнём курсовых пушек своего "Ила" сбил 3 неприятельских самолёта.

На фронте Шаталин вырос от рядового лётчика до командира эскадрильи. Из общего количества вылетов 134 раза водил группы по 4 - 12 самолётов. Летал в любых метеоусловиях. Наибольшее мастерство проявил в следующих боевых вылетах.

8 Июня 1943 года в составе 4 Ил-2 Шаталин вылетел на штурмовку артиллерийских позиций и дзотов на переднем крае обороны противника в районе станицы Киевской на Тамани. При подходе к цели группа была встречена сильным огнём зенитной артиллерии и пулемётов, а затем атакована истребителями. Шаталин смело вступил в бой с "Мессерами", отогнал их и, применив противозенитный маневр, прицельно сбросил бомбы на дзот противника. Во время второго захода лётчик заставил замолчать зенитно - артиллерийскую батарею противника. Заметив в стороне от цели пехоту, Шаталин сделал третий заход и метким огнём из пушек и пулеметов уничтожил большую группу гитлеровцев. Прямым попаданием снаряда самолёт Шаталина был подбит и стал трудно управляемым. Отважный лётчик благополучно привёл повреждённую машину на свой аэродром.

Утром 9 Мая 1944 года на юго - восточной окраине Севастополя противник сосредоточил крупные силы пехоты и танков и задержал дальнейшее продвижение частей 4-го Украинского фронта. Группа штурмовиков во главе с Шаталиным, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, успешно проштурмовала противника. Во второй и третий вылеты по этой же цели были нанесены ещё более мощные бомбардировочно - штурмовые удары. Потери противника были настолько велики, что после окончания штурмовки наша пехота ворвалась в Севастополь и повела успешные бои по очищению города от врага.

Отлично работала эскадрилья Шаталина также во время боёв по расширению наших плацдармов на реке Нарев севернее Варшавы. Так, например, 14 Октября 1944 года группа из 12 "Ильюшиных" нанесла удар по аэродрому противника Цеханув  ( Польша ). В результате налёта было уничтожено 5 самолётов, 2 зенитных орудия, до 20 человек лётно - технического состава. На аэродроме произошло 2 сильных взрыва, возник большой пожар. На обратном пути лётчики атаковали железнодорожный эшелон на одной из станций, подожгли 2 вагона и подавили огонь 2-х зенитных батарей противника. Группа без потерь вернулась на свой аэродром.

Эскадрилья Шаталина принимала активное участие в разгроме Данцигской группировки противника. Только 24 Марта 1945 года Шаталин трижды водил группы штурмовиков на уничтожение артиллерийских батарей противника, сильно мешавших продвижению нашей пехоты к городу Данцигу  ( Гданьску ). Точными ударами с малых высот, делая в каждом вылете по 5 - 6 заходов на цель, штурмовики уничтожили одну и подавили 5 батарей противника, обеспечив стрелковым частям успешное продвижение вперёд.

В конце войны Старший лейтенант комэск И. И. Шаталин был представлен к званию Героя Советского Союза  ( Указ от 18 Августа 1945 года ).

После войны служил в ВВС. Освоил реактивную технику. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию. Демобилизовался в 1958 году в звании Подполковника. Жил и работал в Москве.

*     *     *

Воздушный бой штурмовиков с истребителями.

Основным видом воздушного боя штурмовиков является оборонительный бой, но они способны также вести и наступательный бой против бомбардировщиков и транспортных самолётов.

При всяком возможном случае штурмовики должны уклоняться от воздушного боя с истребителями противника. Если же бой навязан, штурмовики должны принять выгодный для боя боевой порядок и отражать нападающего. Оборона должна быть активной, то есть она должна состоять не только в простом отражении атак, а в целеустремленном действии, в нанесении противнику значительных потерь.

Во время начавшегося в Сентябре 1943 года наступления после прорыва "Голубой линии" на Таманском полуострове наш полк поддерживал наземные части. В районе наших действий часто появлялись истребители противника, поэтому в воздухе надо было всё внимание уделять сохранению боевого порядка группы. Но однажды в полёте мы не обнаружили своевременно истребителей противника, строй был растянут. В результате я стал жертвой истребителя, который с первой атаки подбил мой самолёт. И только благодаря тому, что мой стрелок хладнокровно вёл прицельный огонь из заднего пулемёта, экипаж не был сбит.

В начале Отечественной войны истребителей для прикрытия групп штурмовиков не всегда было достаточно, особенно в дни напряжённой боевой работы и при действиях малыми группами.

Во время воздушного боя недопустимы резкие развороты и увеличение скорости, так как это может привести к расстройству боевого порядка и к потерям. Для успешного действия большое значение имеют: выбор боевого порядка, количество самолётов в группе, качество техники пилотирования и слетанность экипажей.

При ведении воздушного боя четвёркой наивыгоднейшим боевым порядком является "клин".

9 Марта 1945 года на 2-м Белорусском фронте мне была поставлена задача нанести бомбово - штурмовой удар по отходящим войскам противника, отводившего свои силы и средства к портам Данциг и Гдыня  ( Гданьск ). Мою четвёрку штурмовиков прикрывали 2 Ла-5.

При перелёте линии фронта в районе города Диршау группа была обстреляна ЗА противника. При появлении 8 истребителей Ме-109 ЗА прекратило огонь. О появлении истребителей противника было сообщено по радио, а воздушный стрелок, старший сержант Павлов, указал трассой из пулемёта их направление. Группа приняла сомкнутый боевой порядок, обеспечивающий сосредоточенный огонь. "Мессершмиты" атаковали самолёт Старшего лейтенанта Трухова, отставший для фотографирования результата удара, который не успел занять своего места в строю и находился в 50 метрах от группы. Атаку производили сверху - сзади и сверху - сбоку под ракурсами 1/4 и 2/4. После атаки уходили вверх, не выходя в переднюю полусферу штурмовиков. Огонь открывали с дистанции 600 - 500 метров.

Наши 2 истребителя прикрытия отсекли атаки противника, хотя их пытались связать боем 2 Ме-109. Наши истребители производили атаку сверху в задней полусфере штурмовиков с выходом под прикрытие передних огневых точек нашей группы для набора высоты и занятия исходного положения для следующей атаки.

Один Ме-109 выскочил впереди Ил-2, но быстро ушёл вверх. Молодой лётчик, летевший справа, не смог открыть по нему огонь, упустив удачный момент для атаки. Я не имел возможности довернуть, так как был скован рядом идущими самолётами. Скорость во время боя я держал 280 - 290 км/час, что обеспечивало лётчикам  ( ведомым )  возможность сохранить место в боевом порядке. Внутри экипажей было организовано взаимодействие лётчика с воздушным стрелком. Воздушные стрелки вели организованный, сосредоточенный огонь по истребителям противника. В результате сочетания огня стрелков и маневра лётчиков был сбит на выходе из атаки один Ме-109. Мы не потеряли ни одного самолёта, только Ил-2 Старшего лейтенанта Трухова получил повреждение.

Выполнив задание, группа возвратилась на свою территорию. Истребители противника при переходе линии фронта прекратили свои атаки. Группа в полном составе вернулась на аэродром.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )


Возврат

Н а з а д