Главная | Источники | 


Сербин Иван Иванович

И.И.Сербин.

Лётчик - истребитель, дивизионный комиссар. В авиации с 1934 года.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Воевал в составе 13-го истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота, был военкомом 3-й эскадрильи.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Был комиссаром 71-го истребительного авиационного полка  ( позднее преобразован в 10-й Гвардейский истребительный авиационный полк )  ВВС Краснознамённого Балтийского флота.

В 1943 году был начальником политотдела 61-й истребительной авиационной бригады  ( позже была преобразована в 1-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию ).

Войну закончил в должности начальника политотдела ВВС Краснознамённого Балтийского флота.

По некоторым источникам, выполнил 158 боевых вылетов. Проведя 92 воздушных боя, сбил 4 самолёта лично и 3 в группе с товарищами.

Умер 8 Июня 1975 года.

*     *     *

"Хочу сказать о 71-м истребительном авиаполке. Эта часть успешно отражала ночные налёты вражеской авиации, ставившей в Мае - Июне 1942 года мины на фарватерах Кронштадта. До 28 Марта полк возглавлял Подполковник А. В. Коронец, а после его гибели под Гогландом командование принял Подполковник В. С. Корешков. Военкомом здесь был лётчик И. И. Сербин, также отличный лётчик и прекрасный воздушный боец. Командир полка лично сбил 1 самолёт и 4 - в паре с другими лётчиками, а военком в ночных боях сбил 3 самолёта. Однажды в воздушном поединке у деревни Шалдиха, в паре с И. Г. Романенко, И. И. Сербин сбил немецкого аса, награждённого всеми высшими орденами Рейха. А ведь командиров и военкомов авиационных полков никто не обязывал нести нагрузку рядового лётчика и возглавлять звено в воздушных барражах, но они добровольно брали на себя эту миссию". - Так пишет в своих воспоминаниях Адмирал В. Ф. Трибуц, в годы войны командовавший Балтийским флотом.

...1941 год. Начало войны. Эскадрилья, комиссаром в которой служил И. И. Сербин, была преобразована в учебный полк. Лётчики получили приказ перебазироваться из района боевых действий в тыл. И. И. Сербин подал рапорт, попросив оставить его на фронте в любом качестве - хотя бы рядовым лётчиком. Просьбу уважили...

Об одном из боёв, с участием И. Сербина, вспоминает командир 61-й истребительной авиабригады ВВС КБФ Герой Советского Союза И. Г. Романенко:

"В Декабре 1941 года меня вызвали в Ленинград в штаб фронта. Я полетел туда с Ладоги в паре с комиссаром авиаполка Иваном Ивановичем Сербиным.

В полёте в районе прибрежной деревни Шалдиха нас перехватили 4 "Мессера". Я летал на "Ишачке" ( как называли тогда И-16 ), а мой ведомый - на "Бисёнке"  ( так лётчики именовали между собой истребитель И-15бис ). Оба этих самолёта уступали Ме-109 в скорости, но были очень маневренными, особенно "Бисёнок". На малых высотах он вертелся, как мы говорили, на хвосте, и "Mессера" ничего не могли с ним поделать. У нашего истребителя радиус виража  ( этим измеряется маневренность истребителя )  в 2 с лишним раза меньше, чем у Ме-109. Пока вражеский лётчик разворачивался, "Бисёнок" успевал зайти ему в хвост. А снизу к И-15бис не подлезешь - он чуть ли не задевая воду костылём. На такой малой высоте на него и сверху пикировать опасно.

В тот день была низкая обласность, и мы долго вертелись над берегом, используя против численного превосходства врага своё преимущество на малых высотах. Олнако без конца так маневрировать нельзя. Воздушный бой идёт на повышенном режиме расхода горючего. Если не оторваться от противника, придётся садиться с пустыми баками. Но мы хорошо знали ладожское побережье. Я помнил, что в районе Кобона - Лаврово есть просека влесу, по которой проходила высоковольтная линия. Она в то время уже не действовала, но пригодилась нам в этом бою.

Разговаривать в воздухе тогда было нельзя - не было радиосвязи. Я помахал Сербину крыльями  ( мол, внимание )  и сразу пошёл на снижение. Прижался к лесу, чтобы дать преследовавшему нас "Мессеру" набрать побольше высоту и атаковать на догоне. Прикинув, под каким углом враг будет нападать, я подвёл его к этой высоковольтной линии.

Мой "Ишачок" прошёл над проводами, провисшими между мачтами. "Бисёнок" ведомого проскочил под ними. А преследовавший нас Ме-109 врезался как раз в эти провода и разбился. Это случилось на нашей территории. Нашли останки погибшего вражеского лётчика. Он оказался знаменитостью: на его счету было около 100 сбитых самолётов. Фашистский ас полупил все высшие награды Рейха, а мы с комиссаром полка Иваном Сербиным пожаловали его последней наградой - осиновым крестом на берегу Ладоги у деревни Шалдихи".

Немецкое командование но приказу Гитлера разработало и в Апреле 1942 года приступило к осуществлению специальной операции "Айсштос"  ( "Ледовый плен" ), имевшей целью уничтожить корабли Балтийского флота, стоявшие во льду на Неве, и не допустить выхода наших подводных лодок в Балтийское море. Эта задача возлагалась на артиллерию 18-й армии и 1-й авиакорпус 1-го воздушного флота Германии.

И.И.Сербин в кабине И-16.

Комиссар 71-го ИАП КБФ И. И. Сербин в кабине истребителя И-16.  1941 год.

4 Апреля 1942 года после интенсивного артобстрела города в 18 часов 5 минут противовоздушной обороной Ленинграда с помощью радиолокационной станции "Редут" были обнаружены на удалении 115 км большие группы вражеских самолётов, идущих курсом на город. По данным ПВО, в первом налёте участвовало до 100 бомбардировщиков и около 20 истребителей. Для отражения воздушных налётов была поднята вся истребительная авиация ПВО Ленинграда, которая во взаимодействии с зенитной артиллерией сорвала замысел врага. В воздушных боях и огнём зенитчиков было сбито 16 и подбито 9 вражеских самолётов. К кораблям прорвалось только 58 самолётов противника.

Бомбометание немецкие лётчики производили с пикирования, но бомбили они плохо. Большинство бомб попало на берег Невы или на жилые кварталы города. Из 230 сброшенных фугасных авиабомб в непосредственной близости от кораблей упало 70. Только одна бомба попала в крейсер "Киров", пробила верхнюю палубу и наружный борт у ватерлинии. Она разорвалась в воде подо льдом, и крейсер остался боеспособным.

В последующих 5-ти налётах, также сочетавшихся с артиллерийским обстрелом, противник снова понёс большие потери - 53 самолёта. Изменение мест стоянок кораблей и их маскировка защитной окраской, подавление батарей противника огнём корабельной артиллерии и бомбово - штурмовые удары но аэродромам не позволили врагам осуществить свой коварный план. Противник, по существу, не добился никакого боевого успеха. Корабли Краснознамённого Балтийского флота были спасены.

Особенно отличились при отражении вражеских налётов 3, 4 и 10-й Гвардейские авиаполки ВВС КБФ и 26-й истребительный авиаполк ВВС Ленинградского фронта, сбившие в воздушных боях и уничтожившие на аэродромах несколько десятков самолётов противника. Так, при отражении ночных налётов на военно - морскую базу Кронштадт командир 10-го Гвардейского истребительного авиаполка В. С. Корешков, командиры эскадрилий И. И. Горбачёв, А. Г. Батурин, Д. М. Шаров совместно с другими лётчиками полка сбили 24 самолёта противника.

И.И.Сербин.

В ночь на 3 Июля 1942 года военком полка батальонный комиссар И. И. Сербин на подходе к Кронштадту и над островом Котлин обнаружил и в лобовых атаках поочередно сбил 2 тяжёлых бомбардировщика "Хейнкель-111".

24 Июля 1943 года 61-я истребительная авиационная бригада была преобразована в 1-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию  ( командир - Полковник П. В. Кондратьев, начальник политотдела - Полковник И. И. Сербин ). К тому времени лётчики дивизии сбили в воздущных боях 725 вражеских самолётов и 36 уничтожили на земле.

Войну Генерал - майор авиации И. И. Сербин закончил в должности начальника политотдела ВВС Краснознамённого Балтийского флота. На его счету не менее 7 воздушных побед.


Возврат

Н а з а д