Главная | Источники | 

HSU

Семенюк Захар Владимирович


Возврат

Н а з а д



Главная |  | Источники | 

З.В.Семенюк.

Родился 24 Марта 1919 года в селе Бейзимовка, ныне Чудновского района Житомирской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал на заводе "Прогресс" в городе Бердичев. С 1938 года в рядах Красной Армии, в том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. В 1941 году окончил курсы усовершенствования командного состава.

С Июня 1941 года Лейтенант З. В. Семенюк в действующей армии. С Октября 1941 года сражался в составе 512-го ИАП; с Января 1943 года - в Управлении 220-й ИАД  ( 1-й Гвардейской ИАД ).

К Январю 1943 года инспектор - лётчик по технике пилотирования 220-й истребительной авиационной дивизии  ( 16-я Воздушная армия, Донской фронт )  Капитан З. В. Семенюк совершил 357 боевых вылетов, в 95 воздушных боях лично сбил 14 и в составе группы 4 самолёта противника.

28 Января 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава, позднее - Военно - Воздушную Краснознамённую академию. Командовал полком и дивизией. 17 Мая 1958 года Генерал - майор авиации З. В. Семенюк погиб в авиационной катастрофе.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

...Воздушные бои в небе Орловско - Курской дуги не стихали с рассвета и до темна. Лётчики подымались в воздух, в огненное пекло сражения по 6 - 7 раз в день. 16 Июля 1943 года самолёты встали на "прикол". Разразился ливень с грозой и градом. О подъёме на задание не могло быть и речи. Аэродром сразу "раскис".

В середине дня из штаба 16-й Воздушной армии на имя командира дивизии А. Утина поступило распоряжение - срочно выслать на разведку пару истребителей. Полковник собрал командиров, зачитал им телефонограмму, посмотрел в окно, за которым хлестал ливень.

- Вот такие дела, товарищи, - произнёс Утин. - Погода, как видите, дрянь, но лететь надо. Дело неотложное.

Поднялся инспектор по технике пилотирования Подполковник З. В. Семенюк.

- Раз дело требует, товарищ Полковник, полечу я. Опыт у меня, как знаете, есть, под Сталинградом не раз приходилось вылетать в непогоду и похуже...

Семенюк в напарники взял такого же опытного лётчика Лейтенанта В. Гусакова. Через несколько минут самолёты оторвались от лётного поля и скрылись из виду. За линией фронта погода несколько улучшилась, в облаках появились окна. Лётчики внимательно прочёсывали указанные в телефонограмме районы, одновременно зорко наблюдали за обстановкой в воздухе. На обратном маршруте из - за тучи стремительно выскочили два FW-190. Они без промедления, используя запас скорости, ринулись в атаку. Ситуация создалась сложная: из - за особой важности задания разведчики должны уклоняться от боя. Но в этой обстановке не уйти было от наглецов.

- Вадим, держись. Вызов "Фоккеров" принимаем.

Семенюк делает молниеносный маневр, атаковавший его самолёт проскакивает, оказывается впереди, чётко просматривается через сетку прицела. Две короткие очереди решают судьбу немецкого пилота. Второй FW-190 угодил под огненную струю пушки Гусакова...

На аэродроме разведчиков встретил сам комдив. Выслушав Семенюка, он тут же поспешил к аппарату, чтобы в штаб Воздушной армии доложить результаты разведки и проведённого боя. А вечером объявил лётчикам благодарность от лица Генерала С. Руденко, командующего 16-й Воздушной армией.

А вот другой боевой эпизод. Однажды над аэродромом шестёрка "Яков", ведомая З. В. Семенюком, вступила в бой с 60 "Юнкерсами" и "Мессершмиттами". В этом сражении Захар Семенюк уничтожил 2 бомбардировщика и 1 истребитель. Враг был ошеломлён дерзостью наших лётчиков. Один из немецких пилотов на допросе признал: "Ваши истребители буквально нас потрясли своим мастерством владения самолётом и оружием".

Несколько блестящих воздушных побед З. В. Семенюк одержал осенью 1942 года. Так, 16 Октября, истребители одной лишь 220-й ИАД сбили 9 и подбили 4 неприятельских самолёта. Один из них записал на свой боевой счёт Капитан З. В. Семенюк.

Спустя несколько дней, 20 Октября 1942 года, группа лётчиков 512-го ИАП во главе с командиром эскадрильи Старшим лейтенантом П. П. Ратниковым провела блестящий воздущный бой. Группа "Яков" завязала в районе Разгуляевки воздушную схватку с 12 "Мессерами". В результате наши истребители сбили 6 самолётов противника, а сами потерь не имели. Ещё одну победу одержал в этом бою и Капитан З. В. Семенюк.

В.Н.Макаров с товарищами.

На фронте у Семенюка было много боевых побратимов, но особенно он ценил дружбу с Героями Советского Союза И. Моторным и В. Макаровым. Слава об этой неразлучной троице гремела по всему фронту. У каждого на счету было по два десятка воздушных побед. Только в небе Сталинграда они уничтожили 44 вражеских самолёта. Позднее Маршал авиации С. Руденко в мемуарах напишет:

"У нас было немало мастеров маневренного боя, особенно в 220-й дивизии, которой командовал Полковник А. В. Утин. Он подготовил десятки смелых и искусных воздушных бойцов. Здесь следует прежде всего назвать инспектора по технике пилотирования З. В. Семенюка, командира эскадрильи В. И. Шишкина, а также В. Н. Макарова и И. П. Моторного".

А вот что пишет Майор в отставке И. Литвинюк: З.В.Семенюк.

"Мне посчастливилось в одном полку, а потом и в дивизии служить вместе с Захаром Владимировичем Семенюком, знать о его победах в воздушных сражениях, видеть в часы отдыха. Он был душой лётчиков, любил играть на гитаре, да как играл !   Заслушаешься !   Бывало, вечером соберёт лётчиков, техников, сядет на табурет посреди землянки, ударит по струнам: "Ну что, ребята, споём ?"   И первым даст настрой. И долго ещё слышится его тихий голос".

К Маю 1945 года Гвардии майор З. В. Семенюк произвёл около 500 успешных боевых вылетов. Участвуя в 100 воздушных боях, уничтожил 17 вражеских самолётов лично и 4 в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 личных и 5 групповых побед лётчика. ]

Жизнь Генерал - майора авиации З. В. Семенюка, отличного лётчика и командира, оборвалась трагически в 1958 году при овладении новой боевой авиационной техникой.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии Майора З. В. Семенюка:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
113.05.1942 г.1  Ме-109МихайловкаЛаГГ-3, Як-1,

"Аэрокобра".

215.05.1942 г.1  "Хе-113"  ( в паре - 1 / 2 )зап. Старый Салтов
31  Ме-109Старый Салтов
410.06.1942 г.1  Ме-109Гетмановка
521.06.1942 г.1  Ме-109Волчанск
624.06.1942 г.1  Ме-109Волховка
731.07.1942 г.1  Ме-109Ферма № 2
801.08.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )вост. Новоалександровка
922.08.1942 г.1  Ме-109сев - вост. Котлубань
1023.08.1942 г.1  Ju-88Калачкин - Лучинский
1109.10.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )расположение 49-й СД  ( Сталинград )
1216.10.1942 г.1  Ме-109Сталинград
131  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )Сталинград
1420.10.1942 г.1  Ме-109Разгуляевка
1528.11.1942 г.1  Ме-109юж. Лозное
1627.06.1944 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )юж. Бобруйск

      Всего сбитых самолётов - 14 + 5  [ 11 + 5 ].

     © fightersky.ru