Главная | Источники | 

HSU

Селиверстов Кузьма Егорович

ФИО.

Родился 14 Ноября 1913 года в деревне Ольхи, ныне Плавского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 6 классов и аэроклуб. Работал на строительстве Московского метрополитена. С 1936 года в Красной Армии. В том же году окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года Лейтенант К. Е. Селиверстов в действующей армии. Войну встретил в Молдавии. Одержал несколько побед, но полк вместе с остальными войсками был вынужден участвовать в общем отступлении на Южном фронте.

К Августу 1941 года командир звена 55-го истребительного авиационного полка  ( 20-я смешанная авиационная дивизия, 9-я армия, Южный фронт )  Лейтенант К. Е. Селиверстов совершил 132 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 5 и в группе 2 самолёта противника.

15 Октября 1941 года вступил в бой с 4 Ме-109 в районе города Таганрог, был подбит и погиб.

Всего выполнил около 250 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 9 самолётов противника лично и 2 - в группе, 4 - уничтожил на земле.

27 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.

Похоронен в селе Малые Салы Мясниковского района Ростовской области. В селе Большие Салы установлен бюст Героя. Его имя помещено на стелах в городе Тула и у холма Славы возле города Плавск, оно было присвоено пионерским дружинам во многих школах Ростовской области.

*     *     *

Кузьма Егорович Селиверстов родился в 1913 году в деревне Ольхи Плавского района Тульской области. В Красной Армии с 1936 года, в этом же году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. Но прежде чем стать лётчиком, Кузьма прошёл нелёгкий жизненный путь. Детство и юность не баловали Кузьму, оставили тяжкие воспоминания. Родился он в большой бедной крестьянской семье, кроме Кузьмы в семье было ещё 3 брата и 2 сестры. С ранних лет, оставшись сиротой после смерти матери, он познал тяжёлый труд.

В родной деревне Ольхи учился в неполной средней школе, в колхозе работал трактористом. Распахивая колхозные поля, не раз бросал свой взгляд в небо, где пролетали самолёты. Молодой паренёк - тракторист стал мечтать о небе, желая проникнуть в тайны воздухоплавания. В 1931 году это привело его в Москву, где жила приютившая его старшая сестра. Сначала Кузьма поступил учеником на Московский автозавод, затем на этом же заводе стал работать фрезеровщиком.

В Декабре 1933 года комитет комсомола направил Селиверстова на строительство первой очереди Московского метро, где он работал подсобным рабочим и отбойным молотком дробил крепкую породу. Сейчас во Дворце культуры Московского метрополитена рядом с фамилиями других Героев Советского Союза - строителей метро высечена золотыми буквами и его фамилия.

В свободное от работы время молотобоец Кузьма Селиверстов стал заниматься в аэроклубе без отрыва от производства. Его неутомимая жажда жизни, стремление к знаниям, напористость и увлечение авиационным спортом позволили ему в 1935 году закончить аэроклуб на учебном самолёте У-2 и стать лётчиком Осоавиахима, а также мастером парашютного спорта.

В 1936 году Селиверстов был призван в ряды Красной Армии и как мастер - парашютист направлен для прохождения военной службы в парашютно - десантные войска. Но он мечтал стать лётчиком - истребителем. С этим вопросом обратился к наркому обороны, который удовлетворил его просьбу - Кузьма Селиверстов стал курсантом Оренбургского военного авиационного училища лётчиков. За короткое время пребывания в училище он освоил теоретическую программу, лётную практику и в этом же году, успешно закончив обучение, получил звание военного лётчика - истребителя.

Осенью 1939 года Лейтенант К. Е. Селиверстов прибыл для дальнейшего прохождения службы во вновь формируемый 55-й истребительный авиаполк, где был назначен во 2-ю эскадрилью командиром звена, в которое вошли Младшие лейтенанты Пётр Довбня и Алексей Овсянкин. В полку он познакомился со Старшим лейтенантом Константином Ивачевым, который тоже прибыл на должность командира звена. С тех пор они стали неразлучными друзьями.

В боях Кузьма Селиверстов принимает самое активное и непосредственное участие с первого дня Великой Отечественной войны.

Войну начал командиром звена, затем был заместителем и командиром эскадрильи, летал на самолётах И-16 и МиГ-3. С первых дней боёв зарекомендовал себя волевым командиром, отважным воздушным бойцом, смелым и мужественным лётчиком.

Ещё 6 Августа 1941 года командир 55-го ИАП Майор В. П. Иванов, представляя наградной материал на присвоение своему лётчику звания Героя Советского Союза, указывал:

ФИО.

"Командир звена лейтенант Селиверстов Кузьма Егорович... за период с 22 Июня по 1 Августа 1941 года в воздушных боях лично сбил 5 вражеских самолётов и 2 самолёта сбило звено Селиверстова. Имеет 132 боевых вылета. Командир звена лейтенант Селиверстов во всех воздушных боях показал исключительную хладнокровность, выдержку, железную силу воли и беспредельную преданность социалистической Родине.

За проявленные образцы мужества и героизма в борьбе с германским фашизмом, за лично уничтоженных 5 самолётов противника в воздушных боях и 2 сбитых самолётов звеном Селиверстова, достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Героя Советского Союза".

Всего же Старший лейтенант К. Е. Селиверстов успел совершить около 250 успешных боевых вылетов, участвовал во многих десятках воздушных боёв, в которых сбил 9 самолётов противника лично и 2 - в составе группы, ещё 4 самолёта уничтожил на земле при штурмовке вражеских аэродромов.

За мужество и отвагу, за проявленный героизм при выполнении боевых заданий командования в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками Селиверстову Кузьме Егоровичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Марта 1942 года присвоено звание Героя Советского Союза, он стал первым Героем Советского Союза в полку, через 5 месяцев после своей гибели.

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта К. Е. Селиверстова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
125.06.1941 г.1  PZL-24ГладеныМиГ-3.
203.07.1941 г.1  PZL-24Калараш
31  PZL-24Рекшаны
407.07.1941 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / ? )тер. Молдавии
51  Hs-126  ( в группе - 1 / ? )тер. Молдавии
608.07.1941 г.1  Ме-109Сынджерей
717.07.1941 г.1  Ju-87Казанешти
807.09.1941 г.1  Ме-109Южная Украина
91  Ju-88Южная Украина
1028.09.1941 г.1  Ме-109р-н Ростова-на-Дону
1130.09.1941 г.1  Ме-109р-н Ростова-на-Дону

      Всего сбитых самолётов - 9 + 2;  боевых вылетов - более 200.

*     *     *

Первый Герой 16-го Гвардейского полка.

День 28 Июня 1941 года выдался душным. Селиверстов сидел в кабине "МиГа" с расстёгнутым воротником гимнастёрки. Время от времени он внимательно всматривался в небо. Поглядывал на самолёты своих ведомых и не выпускал из поля зрения КП, откуда оперативный дежурный мог в любое время подать сигнал на взлёт.

Здесь же, рядом с самолётом, сидели на баллоне со сжатым воздухом для запуска моторов техник самолёта воентехник 1-го ранга Клименко и механик сержант Половинкин. Они тоже внимательно осматривали небо, прислушивались к гулу пролетающих где-то вдали от аэродрома самолётов, по опыту зная, что каждое промедление с вылетом по боевой тревоге дорого обходится.

Оперативный дежурный лейтенант Сулима получил донесение с одного из дальних постов ВНОС, что в направлении Котовска идёт большая группа бомбардировщиков Ju-88. Сулима немедленно доложил начальнику штаба.

- Поднимай по тревоге дежурное звено и всю эскадрилью Барышникова ! - приказал тот.

Одна за другой взвились в небо 3 зелёные ракеты, оставляя за собой искристый след.

- Тревога !   К запуску ! - скомандовал Селиверстов.

Через несколько секунд заработали моторы. Селиверстов и его ведомые Ратанов и Яковлев пошли на взлёт. Из укрытия по тревоге начали выскакивать лётчики. Они бежали к своим самолётам, размахивая планшетками и шлемофонами и поторапливая этим своих механиков, издали крича: "Запускай мотор !"

Дежурное звено разворачивалось с набором высоты в сторону линии фронта. Селиверстов внимательно осмотрелся и, не обнаружив самолётов противника в своём районе, перевёл взгляд на землю. На аэродроме, оставляя за собой дорожки пыли, взлетали "МиГи". Недалеко от КП хорошо виднелась стрела, выложенная из белых полотнищ. Знак, который ориентировал лётчиков, указывал, где, в каком направлении находится противник. До войны наши истребители почти не оборудовались бортовыми радиостанциями. Поэтому лётчики в воздухе между собой все команды передавали с помощью сигналов - эволюциями самолёта, а с земли - с помощью выкладываемых из белых полотнищ сигналов. Лётчики хорошо знали эти сигналы и строго их выполняли. Так было и сейчас, хотя на "МиГах" уже стояли радиостанции РСИ-1.

Селиверстов понял, что фашисты летят бомбить Котовск, и, взяв курс на северо - восток, как указывала стрела, повёл звено навстречу врагу. За звеном Селиверстова потянулись и остальные лётчики, поднятые на перехват.

Через 5 - 6 минут показались хорошо знакомые Селиверстову очертания города. Он не раз со своими лётчиками пролетал над ним на высоте или проносился почти над самыми крышами. Но где же вражеская армада, какими тайными заоблачными тропами пробирается она, чтобы сбросить свой смертоносный груз на объекты ?

Селиверстов напряжённо осматривает воздушное пространство и ведёт самолёт на снижение. Вот они, слева впереди, крадутся, словно хищные звери. На фоне лохматой облачности под самой её кромкой с запада шла большая группа самолётов. Увидели её Ратанов и Яковлев. В знак подтверждения покачали крыльями.

Расстояние между звеном наших истребителей и немецкими бомбардировщиками быстро сокращалось. Да, они привыкли безнаказанно летать по всей Западной Европе. Там их никто не сбивал. Там они считали себя полновластными хозяевами воздушного пространства. Думали они, что и здесь, на Восточном фронте, будут свободно разгуливать в небе России. Но фашистские лётчики ещё не знали характера советских лётчиков - истребителей...

Бомбардировщики были уже совсем близко. "Юнкерсы-88" с чёрньши крестами на крыльях, фашистской свастикой на килях, выстроившись как на параде, шли без прикрытия истребителей.

Селиверстов подал сигнал: "Атакуем !"   И правым доворотом стал заходить в хвост первой девятке "Юнкерсов". Ратанов и Яковлев, разгадав замысел командира, устремились за ним. "Юнкерсы" сразу ощетинились огнём турельных пулемётных установок. Воздушные стрелки как по команде открыли плотный огонь по атакующему звену Селиверстова. Трассы бесчисленных очередей тянулись к нашим истребителям.

Селиверстов, Ратанов, Яковлев не дрогнули перед мощным огнём противника. Они всё ближе и ближе подходили к "Юнкерсам". МиГ-3 Яковлева первым подошёл к флагманскому "Юнкерсу". Яковлев наклонился к прицелу и увидел, как фашистский бомбардировщик с небольшим креном начал подворачивать влево, становясь на боевой курс. Его 2 мотора натуженно работали на полную мощность, оставляя за собой из выхлопных патрубков серые полосы отработанных газов.

Яковлев взял ручку управления на себя, и сразу же в перекрестии большого кольца прицела вырос камуфлированный фюзеляж Ju-88. Пора !   Яковлев поставил большой палец на гашетку. Но воздушный стрелок, с флагманского "Юнкерса" не растерялся, увидев, что его атакует советский истребитель, и первым открыл огонь по настигающему его "МиГу". Яковлев, не отрываясь от прицела, затаив дыхание, тщательно прицелился и нажал гашетку. Из-под крыльев "МиГа" ярко блеснули 2 реактивных снаряда и понеслись вдогонку фашистскому бомбардировщику, но прошли мимо цели. Затем Яковлев открыл пулемётный огонь. Между Яковлевым и фашистским воздушным стрелком началась дуэль. Схлестнулись трассы пулемётов "МиГа" и фашистского бомбардировщика.

Эмоциональное напряжение достигало наивысшей степени. И вот тут хладнокровие и выдержка, точность действий помогают сманеврировать между трассами, почувствовать себя хозяином положения. Яковлев видит только перекрестие прицела и стремится лишь к одному - точнее поймать в прицел фашистского бомбардировщика. Палец решительно давит на гашетку ведения огня...

И вот за правым крылом флагмана "Юнкерсов" потянулась полоса густого дыма. Яковлев через прицел видел, как горящий самолёт выходит из повиновения лётчика, круто разворачивается вправо, налезая на своего ведомого. Однако в этот момент МиГ-3 Яковлева, словно осаженный на полном скаку конь, вздыбился и задымил. Теряя высоту, он развернулся и пошёл в направлении аэродрома.

Между тем горящий флагманский бомбардировщик полностью потерял управление, завалился на крыло и врезался в землю. Не дотянул до своего аэродрома и младший лейтенант Николай Яковлев. Его истребитель, изрешечённый в бою, упал на родную землю.

Со второй атаки, после Яковлева, лейтенант Селиверстов сбил ещё один фашистский самолёт. Боевой порядок головной девятки вражеских бомбардировщиков сразу же рассыпался. Нарушилось и огневое взаимодействие между воздушными стрелками. Идя на разных дистанциях и интервалах, они не могли вести эффективный и массированный огонь по нашим атакующим истребителям.

В это время подоспели и остальные "МиГи", взлетевшие вслед за звеном Селиверстова, и с ходу вступили в бой. Викторов, Зыбин, Мамедов, пристроившись к уходящим "Юнкерсам", открыли по ним огонь.

Шестёрка Барышникова атаковала вторую девятку бомбардировщиков. Десятки "эрэсов", град пуль, прочерчивая в воздухе огненные нити, обрушились на "Юнкерсов". Загорелся и стал падать ещё один вражеский самолёт. Нарушился строй и второй вражеской группы. Фашистские лётчики, поспешно, без прицеливания, бросали бомбы и, разворачиваясь, уходили домой.

К. Селиверстов, К. Иванов, И. Назаров, Л. Дьяченко, Н. Барышников и другие вновь и вновь, прорываясь сквозь заградительный огонь бомбардировщиков, атаковывали фашистов. В районе Котовска и по пути от него на запад горели сбитые "Юнкерсы".

Наши истребители с почти пустыми бензобаками возвращались домой. Первым приземлился МиГ-3 Селиверстова с бортовым номером "12", за ним - остальные. Ожидавшие около КП командир полка и начальник штаба заметили, что 3-го самолёта из звена Селиверстова нет.

Возбуждённые боем, Селиверстов и Ратанов соскочили с кузова прибывшей на КП машины и подошли к командиру полка.

- Товарищ майор !   Докладывает командир звена лейтенант Селиверстов. На удалении 25 километров западнее Котовска встретили до 20 "Юнкерсов" и сразу же с правого разворота атаковали головную девятку. Сбили 5 самолётов противника. Яковлев на подбитом самолёте сел на вынужденную. Подошедшие чуть позже другие наши истребители сбили ещё несколько самолётов из второй девятки фашистских бомбардировщиков.

- Молодцы ! - похвалил командир. - А сейчас идите на КП к старшему лейтенанту Павленко и дайте данные для донесения.

Командир полка и начальник штаба с тревогой поглядывали на горизонт в сторону Котовска. Из вылетевших по тревоге на перехват лётчиков не вернулись двое: младший лейтенант Яковлев и старший лейтенант Ивачев. По докладу Селиверстова и Ратанова Яковлев был подбит и, очевидно, не дотянув до аэродрома, приземлился в поле. А что с Ивачевым ?   Время полёта уже вышло. Может быть, он совершил где-то вынужденную посадку ?

Подошла машинах лётным составом второй группы, участвовавшей в вылете. Возбуждённые, в приподнятом настроении от успешно проведённого боя, лётчики подошли к командирам.

- Докладывайте, - строго сказал Иванов. - Сначала скажите, что с Ивачевым, почему он не вернулся ?

- Товарищ майор ! - первым начал Барышников. - Я видел в начале боя, как один дымивший "МиГ" уходил со снижением в южном направлении. Очевидно, это и был Яковлев. А Ивачев атаковал "Юнкерсов" вместе с нами, но, увлечённый атакой, я потерял его из виду, В это время все лётчики набросились на бомбёров. Кругом разрывы, сверкают пулемётные очереди и, конечно, в этой карусели трудно было разобраться. Сбил один "Юнкерс".

Далее о бое и результатах атак докладывали Зыбин, Назаров, Викторов, Мамедов, которые также сбили по одному бомбардировщику.

Результаты боя радовали, всех однополчан - шутка ли сбить 10 фашистских бомбардировщиков Ju-88 за несколько минут !   Это была большая победа, большой успех, укрепивший уверенность в достоинствах нового самолёта МиГ-3. Но радость омрачалась неизвестностью того, что случилось с Яковлевым и Ивачевым. С течением времени тревога росла. Только поздним вечером, когда жизнь на аэродроме немного затихла, оперативный дежурный по КП лейтенант Сулима получил сообщение от жителей села Нубовка, что около него упал и разбился советский истребитель. Лётчик погиб. Найдены документы на имя Яковлева Николая Васильевича. Сулима доложил об этом начальнику штаба Матвееву. Тот приказал с рассветом отправиться к месту катастрофы и привезти останки героя.

Часом позже поступило сообщение и о втором лётчике - лейтенанте Ивачеве, который из-за повреждений самолёта вынужден был посадить свой истребитель в поле на живот.

Командир полка майор Иванов произвёл разбор, где подробно остановился на действиях каждого лётчика и в особенности на героической атаке Яковлева, которая способствовала общему успеху, а также на атаках Ратанова.

В последнем бою особенно отличился командир звена лейтенант Селиверстов. Он лично уничтожил 2 "Юнкерса". На его счету было уже 3 немецких самолёта. Первую победу Селиверстов одержал 26 Июня в районе города Бельцы, где в неравном бою на глазах у фашистских истребителей прикрытия сбил Ju-88.

Кузьма Егорович Селиверстов прибыл в полк в дни его формирования осенью 1939 года. Чуть ниже среднего роста, коренастый, хорошо сложенный, отличный спортсмен. Был он всесторонне развит, общительный. В его петлицах красовалось 2 "кубаря" - Лейтенант, имеющий опыт службы в рядах Красной Армии. Он сразу проявил себя как знающий свое дело, волевой лётчик и был назначен на должность командира звена. Прежде чем стать лётчиком - истребителем, Селиверстов прошёл трудовую закалку: работал в колхозе, был трактористом, затем - метростроевцем.

После окончания аэроклуба и лётной школы Кузьма Селиверстов был направлен для прохождения дальнейшей службы в одну из строевых частей, где продолжал шлифовать своё боевое мастерство и учил подчинённых. Будучи уже в 55-м истребительном авиаполку, Селиверстов в числе первых вылетел на самолёте МиГ-3 и успешно освоил его боевое применение.

Истребитель МиГ-3.

Истребитель МиГ-3.  На такой машине сражался Старший лейтенант К. Е. Селиверстов.

С первого же дня Великой Отечественной войны Кузьма Селиверстов храбро и мужественно сражался, вступая в схватку с численно превосходящим врагом, дрался до последнего патрона, всегда шёл на выручку боевых друзей, не знал усталости.

Вскоре за умелое руководство воздушными боями лейтенанта Селиверстова назначили командиром эскадрильи. К тому времени на его счету было 170 боевых вылетов, 60 воздушных боёв, 11 уничтоженных самолётов противника. В ожесточённых воздушных схватках с врагом ему приходилось трижды покидать горящий самолёт и, приземляться на парашюте.

За отличное выполнение боевых заданий и проявленные в боях за Родину мужество, отвагу и героизм лейтенанту Кузьме Егоровичу Селиверстову Президиум Верховного Совета СССР присвоил высокое звание Героя Советского Союза. Он первым в 55-м истребительном авиаполку был удостоен этого звания.

...15 Октября 1941 года. На аэродроме Малые Салы под Ростовом шла напряжённая боевая работа. Группами уходили самолёты на боевые задания, возвращались, заправлялись горючим, боеприпасами и снова поднимались в воздух. И ни один вылет не проходил без воздушного боя.

Накануне вечером не вернулся на свою базу командир эскадрильи старший лейтенант Константин Ивачев. Он ходил на штурмовку наземного противника в район Самбека под Таганрогом и вот - никаких сведений. Селиверстов добивался у командования разрешения на розыск своего боевого друга. Попутно он готов был произвести и доразведку войск противника.

И вот старший лейтенант Селиверстов в воздухе, берёт курс на Таганрог. Искусно маневрируя, маскируясь облачностью и фоном земли, комэск прошёл по всему маршруту, но не обнаружил никаких следов Ивачева.

ФИО.

Возвращаясь домой, Селиверстов увидел над своей территорией пару наших И-15, ведущих бой с четвёркой Ме-109. Не раздумывая, он пошёл на помощь. Иначе поступить он не мог. Перед глазами чётко вырисовываются кресты на крыльях. Один из "Мессеров", увлекшись атакой на И-15, выскочил прямо перед Селиверстовым. Мгновения хватило Кузьме чтобы поймать вражеский истребитель в сетку прицела. Одна за другой прострочили 2 очереди - и фашист, прошитый метким огнём, загорелся. Оставшаяся тройка "Мессеров" с остервенением накинулась на "МиГ", прижимая его к земле.

Бой затянулся, наши "ястребки" Кузьма потерял из виду и теперь сражался один против 3 Ме-109. Увертываясь от беспрерывных атак, Селиверстов и сам выбирал момент, чтобы сразить врага.

Но вдруг в самом накале боя Селиверстов неожиданно услышал, что мотор начал давать перебои, снижая обороты. Лётчик плавно убрал сектор газа полностью на себя, затем подал его вперёд. Мотор взревел и... обрезал. Начали падать скорость и высота полёта.

Селиверстов сразу же всё понял: кончилось горючее. Высота не больше 100 метров. Прыгать было уже поздно, купол парашюта не успеет до земли полностью раскрыться. Оставалось только одно - садиться прямо на поле. Высота не более 50 метров. Селиверстов приготовился к посадке, как вдруг воздух прочертила длинная огненная трасса с пикирующего "Мессера". Смертельная очередь мгновенно настигла беспомощный в этот момент истребитель Селиверстова. "МиГ" задрожал всем корпусом, круто пошёл вверх, словно хотел, собравшись с последними силами, вновь вступить в бой, но тут же, свалившись на крыло, пошёл к земле...

Так 15 Октября 1941 года погиб первый в 55-м истребительном авиационном полку Герой Советского Союза, командир эскадрильи старший лейтенант Кузьма Егорович Селиверстов. Он похоронен в селе Султан-Салы под Ростовом. Не забывают своего боевого друга однополчане, воины Ростовского гарнизона и школьники. На скромной могиле Героя всегда свежие цветы...

( Из книги воспоминаний Г. Г. Голубева - "Друзья мои лётчики".  Москва, 1986 год.)

Возврат

Н а з а д