Главная | Источники | 


Сеченок Василий Петрович

Фото пока не найдено

Родился в 1922 году. Лётчик - истребитель.

С Июня 1943 года Младший лейтенант В. П. Сеченок на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 761-го ИАП, летал на "Яках".

Летом 1944 года воевал на 1-м Прибалтийском фронте. В Августе был подбит во время сопровождения группы Ил-2, вылетевших с заданием атаковать цели в районе Ауце, но ему удалось пешком вернуться в свою часть.

В 1945 году участвовал в боевых действиях на территории Восточной Пруссии.

К концу войны Капитан В. П. Сеченок одержал 11 воздушных побед.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 10 личных побед лётчика. ]  23 Сентября 1944 года сбил сразу 3 самолёта противника.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степеи  ( дважды ); медалями.

*     *     *

...В этот день в полк возвратился Лейтенант В. П. Сеченок.

Несколько опережая события, скажу, что Василий Сеченок закончил войну Капитаном, кавалером 6 орденов и 9 медалей. Он был одним из лучших лётчиков 761-го полка. На его счету 11 сбитых вражеских самолётов. Сеченок дрался в небе Полоцка и Витебска, над Мемелем и Либавой, Паневежисом и Шяуляем, бил врагов над Инстербургом и Гумбином, штурмовал Найкурен и Кёнигсберг, вёл разведку над Эльбингом, выходил победителем в воздушных схватках в районе Фишхаузена и Меденау.

Немецкие оккупанты расстреляли отца Василия Сеченка, поэтому лётчик воевал с ещё большим ожесточением и ненавистью к врагу.

Тот день, когда Лейтенант не вернулся с боевого задания, был особенно напряжённым. Вылетев с группой, возглавляемой капитаном Каханиным, Василий Сеченок получил персональное задание от командира эскадрильи находиться выше всех и в случае необходимости немедленно оказать помощь товарищу, попавшему в беду.

Над целью кружилась стая Ме-109 разных модификаций. Заметив их, Каханин пошёл в атаку. Начался бой на вертикалях. В один из моментов ведомый оторвался от командира эскадрильи, и на него тут же кинулся "Мессер". Выручая друга, Сеченок соколиным ударом сбил врага и снова ушёл вверх.

Василий успевал всюду, где нужна была срочная помощь. Он неоднократно атаковал противника, защитил от губительного огня Михаила Щербакова, Василия Данченко и молодого лётчика Себастьянова. Напряжение боя росло. Видя, что товарищам приходится нелегко, Сеченок бросил свой истребитель в лобовую атаку на двух "Мессеров". Здесь выдерживает тот, у кого крепче нервы. Расстояние между самолётами быстро сокращалось. Василий был убеждён, что немцы вот - вот отвернут в сторону, и тогда он откроет огонь по ним. Но неожиданно зенитный снаряд разорвался совсем рядом, кабину охватило пламя.

Горящий и неуправляемый самолёт падал. "Прыгать, немедленно прыгать !" - приказал себе лётчик. Огромным усилием воли он выбросился из кабины и дернул за кольцо парашюта. Дымилась одежда, нестерпимо жгло руки и лицо.

Истребитель Як-9.

Он приземлился рядом с траншеями наших пехотинцев и, ударившись о грунт, потерял сознание. Ожоги были настолько сильны, что подбежавшие солдаты не могли определить, чей это лётчик - свой или немецкий.

- Жив ? - спросил один из бойцов.

- Кажется, жив. Дышит, - ответил другой.

Они обрезали лямки парашюта, потушили тлевшие сапоги и комбинезон Сеченка, дали ему глоток воды. Василий пришёл в себя. Он слышал всё, но говорить не мог.

Солдаты положили Василия на парашютное полотно и отнесли в медсанбат. Видавшие виды санитары и те ахнули: человек почти обуглился.

На другой день Сеченка, забинтованного с ног до головы, отправили в госпиталь. А спустя 2 месяца он вернулся в полк.

- Комиссию прошёл ? - спросил командир полка.

- Прошёл. К полётам годен. Недельки через две - в бой.

- Ну вот и отлично. Завтра иду к начальнику штаба, оформляй отпускные документы и поезжай к матери, в Минск.

- Спасибо, товарищ командир.

- Это тебе, Вася, спасибо. Впрочем, что ж это я ? - спохватился командир. - Тебе звание Старшего лейтенанта присвоили и орденом Красного Знамени наградили. Поздравляю, дорогой, от души поздравляю !..

...1 Апреля 1945 года выдалось на редкость тёплым и солнечным. Наши войска штурмуют форты Кёнигсберга, бомбардировщики бомбят фашистскую крепость. От самой земли до 6000 метров, эшелонируясь по высотам, наши истребители охраняют их безопасность.

Барражируя ниже меня, Старший лейтенант Сеченок увидел "Хейнкель-111" и спросил, можно ли атаковать. Я разрешил. Сеченок резко разворачивается вправо и идёт на вражеский бомбардировщик, который тянет в сторону моря. Чтобы не потерять из виду атакующих, а если надо, и помочь им, командую своей четвёрке:

- Все "вдруг" на 180.

Немецкий бомбардировщик Не-111.

Раньше я не видел "Хейнкель" в воздухе. Участники боёв на Курской дуге говорили, что они уничтожили почти все такие самолёты, а оставшиеся использовались немцами для ночных ударов по нашим тылам. Это очень живучий самолёт, у него броневая защита, бензиновые баки покрыты специальным протектором, есть хвостовые пулемётные установки.

Приблизившись на дистанцию метров 200, Сеченок открыл огонь. Вторая пара атакует слева. Бомбардировщик имитирует падение. Передаю по радио:

- Смотрите, чтобы не ушёл !

"Хейнкель" снизился до бреющего полёта. Сверху его прижали 2 пары "Яков". Чёрный хвост дыма - и "Хейнкель" упал за Фишхаузеном, недалеко от берега...

Полковник И. П. Кургузов.

( Статья "Эскадрильи летят на запад", бывшего заместителя командира 761-го ИАП по политической части,
опубликована в сборнике "Дан приказ ему на запад".  Москва, "Воениздат", 1968 год. )

*     *     *

Список всех известных побед Капитана В. П. Сеченка:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
123.08.1943 г.1  FW-190Высокое - БуянцевоЯк-7, Як-9, Як-3.
230.09.1943 г.1  Ме-109юго - вост. Рудня
323.09.1944 г.1  FW-190Пулкартне
41  FW-190Скуйниеки
51  FW-190Ренгист
617.10.1944 г.1  FW-190сев - зап. Прекуле
727.10.1944 г.1  FW-190Вайноде
806.02.1945 г.1  FW-190юго - зап. Скрунда
908.04.1945 г.1  Ме-109сев. Адлих - Повайнен
1014.04.1945 г.1  Ме-109Вискау

      Всего сбитых самолётов - 10 + 0.


Возврат

Н а з а д