Главная | Источники | 

HSU

Савельев Евгений Петрович

Е.П.Савельев.

Родился 22 Июля 1918 года в селе Гостешево, ныне Жуковского района Калужской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов, школу ФЗУ. Работал токарем на Климовском машиностроительном заводе. Выпускник Подольского аэроклуба. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года Младший лейтенант Е. П. Савельев в действующей армии. По Сентябрь 1941 года служил в 6-м ИАП; с Июля 1942 года по Май 1945 года - в 814-м ИАП  ( с 25 Августа 1943 года - 106-й Гвардейский ИАП ). Воевал на Юго - Западном, Воронежском, 3-м Украинском фронтах. Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи.

К концу Октября 1943 года заместитель командира эскадрильи 106-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант Е. П. Савельев совершил 244 боевых вылета, в 47 воздушных боях лично сбил 13 и в группе 3 самолёта противника.

4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил около 300 боевых вылетов. Проведя 70 воздушных боёв, сбил 20 самолётов противника. Участник Парада Победы 24 Июня 1945 года на Красной площади в Москве.

В 1949 году окончил Высшие лётно - тактические КУОС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. Был начальником штаба авиационной дивизии, преподавателем Военно - Воздушной академии. С 1969 года Гвардии полковник Е. П. Савельев - в запасе. Жил в Подольске. С 1970 по 1972 год работал заместителем директора индустриального техникума, с 1973 года - директором Подольской художественной мастерской. На протяжении многих лет вёл большую работу по военно - патриотическому воспитанию молодёжи. Умер 14 Июня 2004 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; 18 медалями. Почётный гражданин города Жукова Калужской области.

*     *     *

Детство Женя провёл на красивейших берегах реки Протвы - притока Оки, южнее Серпухова. После окончания 8 классов и школы фабрично - заводского ученичества  ( ФЗУ )  в Серпухове, работал в городе Климовске на машиностроительном заводе. Токарь из юноши получился хороший. Мастера говорили о нём добрые слова. Если Савельев получал задание, можно было не сомневаться в качестве выполненной работы.

При заводе была планерная школа. С планера Евгений, как и любой подросток, мечтал пересесть на самолёт. Вскоре Женя Савельев оказался в Подольском аэроклубе. Сначала освоил планеры, затем - самолёт У-2. Первый самостоятельный полёт он совершил в 1937 году.

В Декабре 1938 года его вместе с другими лётчиками направили в Качинскую военно - авиационную школу пилотов. Там он учится летать у Фёдора Прокопенко  ( впоследствии - Герой Российской Федерации, Заслуженный военный лётчик СССР ). В 1940 году выпущен в звании Младшего лейтенанта и направлен на Дальний Восток, в 6-й истребительный авиаполк близ Комсомольска-на-Амуре, летавший на И-16. Там и застала его весть о начале войны. Полк перебросили на северо - запад страны, под Новгород, на аэродром Кречевицы.

С Июля 1941 года Савельев участвовал в боях. Прикрывал выход войск 18-й армии из окружения в районе города Первомайска Николаевской области, сражался над Кременчугом, Полтавой. В первых боях Евгений сбил вражеский "ПЗЛ" польского производства и поджёг транспортный Ju-52. Однако 5 Августа 1941 года над Старой Руссой сбили его самого. Пролечившись 1,5 месяца в Центральном военном госпитале  ( в Москве ), был эвакуирован в Казань. В Декабре 1941 года он вышел из ворот госпиталя, опираясь на костыль и палку.

Узнав о наборе излечившихся пилотов в полки ПВО, Евгений припрятал костыль и палку, и его взяли. Собранную команду отправили в Горький. Там оказался командующий ВВС Московского военного округа Генерал Н. А. Сбытов. Савельев убедил Генерала, что его место не в ПВО, а в авиации, на фронте.

14 Апреля 1942 года с приказом Сбытова в кармане Евгений Савельев прибыл на подмосковную станцию Щербинка, где Майор М. В. Кузнецов комплектовал 814-й истребительный авиаполк. С И-16 лётчики переучились на британские "Харрикейны" и убыли на Калининский фронт.

К Ноябрю от полка осталось 5 - 6 "Харрикейнов". И вновь - переформирование. В Багай - Барановке лётчики получили новенькие Як-1, облетали их, отстреляли оружие и в составе 207-й дивизии улетели на Юго - Западный фронт, влились в 17-ю Воздушную армию. К этому времени Савельев совершил 28 боевых вылетов, в которых сбил 3 вражеских самолёта.

Е.П.Савельев.

В канун 1943 года прямо над полевым аэродромом в Богучарах, где разместились все 3 полка дивизии, Старший лейтенант Савельев на глазах у всех сбил "Мессер". Это была его 4-я победа.

Особенно отличился Старший лейтенант Е. П. Савельев 25 Февраля 1943 года в воздушных боях в районе города Барвенково. Стремясь потеснить наши войска, противник сосредоточил в этом районе большое количество авиации. В тот день Савельев с четвёркой самолётов Як-1 встретил группу из 30 бомбардировщиков, летевших бомбить город Барвенково.

Советские истребители пошли в атаку и не позволили немцам прицельно сбросить бомбы на наши войска. В этом бою группа Савельева уничтожила 5 самолётов противника, из которых лично Савельев сбил 2 самолёта Ju-87 и 1 подбил. За эти успехи он был награждён первой боевой наградой - орденом Красного Знамени.

Летом 1943 года Савельев участвовал в Курской битве.

В период с 17 по 19 Июля, прикрывая наши наземные войска, наступающие на Славянско - Днепропетровском направлении, группы истребителей под командованием командира полка Майора М. В. Кузнецова неоднократно завязывали бои с большими группами бомбардировщиков и истребителей противника. При этом советские лётчики неизменно выходили победителями. Лётчики Н. Ф. Химушин, Е. П. Савельев, И. И. Селифонов и другие сбили 10 вражеских самолётов. Савельев был удостоен второго ордена Красного Знамени. 25 Августа 1943 года 814-й истребительный авиаполк был преобразован в 106-й Гвардейский.

Осенью 1943 года началась битва за Днепр. Савельев участвовал воздушных боях за город Запорожье. После освобождения города за 13 лично сбитых самолётов противника он был представлен к высшей правительственной награде - званию Героя.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии старшему лейтенанту Савельеву Евгению Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 2832 ).

Весной 1944 года Савельев участвовал в Березнеговато - Снегирёвской наступательной операции. Сражался за станцию Апостолово, город Новая Одесса. Прикрывал переправы через Днестр южнее города Тирасполь в Молдавии. В Мае 1944 года, в районе города Бендеры, Е. П. Савельев был сбит и ранен. Приземлился на парашюте на территории противника. Молдавскими партизанами был доставлен в расположение наших войск.

Як-1 из состава 106-го Гвардейского ИАП.

В Сентябре 1944 года, излечившись после ранения, Гвардии капитан Е. П. Савельев участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии. Прикрывал форсирование войсками 3-го Украинского фронта Дуная у города Апатин. В небе Венгрии сбил последние 2 вражеских самолёта.

Всего за годы войны Е. П. Савельев выполнил около 300 боевых вылетов на И-16, Як-1 и Як-3. Провёл 70 воздушных боёв. Количество же сбитых им самолётов в различных источниках трактуется не однозначно: по одним он имел 20 личных и 3 групповые победы; по другим - 20 побед всего, включая групповые.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных и 3 групповые победы. ]  Дважды был ранен, но каждый раз возвращался в боевой строй.

День Победы Гвардии капитан Е. П. Савельев встретил в австрийской столице - городе Вена.

Боевую "точку" 106-й Гвардейский полк поставил в небе Праги. За бои под Сандомиром получил почётное наименование "Висленский", за взятие Берлина был награжден орденом Александра Невского, за освобождение Праги - орденом Кутузова 3-й степени. За время войны лётчики полка совершили более 10 тысяч боевых вылетов, сбили 299 самолётов противника, 12 человек стали Героями Советского Союза, а его командир - дважды Героем.

Е.П.Савельев.

После войны Е. П. Савельев окончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию в подмосковном Монине, служил в Венгрии, в Группе Советских Войск в Германии, освоил реактивную технику - МиГ-15, МиГ-17, Су-7Б, командовал полком. В его лётной книжке значится общий налёт в 3500 часов. Затем был начальником штаба авиационной дивизии, преподавал в академии.

В 1969 году Гвардии полковник Е. П. Савельев уволился в запас. Поселился в Подольске. Был Председателем городского Клуба Героев и кавалеров орденов Славы. Евгений Петрович - первый председатель Подольского отделения Всероссийской организации ветеранов профтехобразования. Оставил он свой след и в педагогике. С 1970 по 1972 год Савельев работал заместителем директора Подольского индустриального техникума. Позднее возглавлял Подольские художественные мастерские. Савельевым немало сделано на посту председателя Подольского комитета содействия созданию музея Маршала Г. К. Жукова в городе Угодский Завод Калужской области  ( ныне город Жуков ). Ведь именно здесь, на калужской земле, он родился в 1918 году.

В 1980-х годах Е. П. Савельев ушёл на заслуженный отдых. Герой Советского Союза, заслуженный ветеран войны, он не предполагал даже, что в его дом постучится беда.

В квартиру 85-летнего ветерана в подмосковном Подольске позвонил судебный исполнитель. Рядом стоял милиционер с автоматом. В сторонке переминались с ноги на ногу притихшие соседи - их попросили быть понятыми... Не церемонясь, визитёры описали имущество...

А началось всё ещё в 1999 году. Тогда в квартиру Савельевых заявились двое незнакомых мужчин. Один представился нотариусом, другой - предпринимателем. Они уговорили накануне перенёсшего тяжёлую операцию, плохо себя чувствовавшего ветерана, имеющего разные льготы, в том числе и таможенные, дать им доверенность на приобретение автомобиля за границей. Чтобы отвязаться, ветеран подписал бумаги. Через 4 месяца на имя Савельева пришёл пакет из Смоленской таможни: "На основании... Вы должны уплатить таможенные пошлины за приобретенный вами автомобиль в сумме 216 тысяч рублей".

Потом были долгие суды, разбирательства. Ветеран пытался доказать, что его просто обвели вокруг пальца, воспользовались наивностью. Но никто и слушать не хотел. Твердили одно: придётся платить, ничем вы других не лучше. Через год пришло новое послание из таможенного ведомства: "Вы должны уплатить таможенные сборы за ещё одну машину... Штрафы..."   Старого лётчика хватил удар. Оказалось, люди, которым он подписал доверенность, приобрели за границей не одну иномарку, а две. Соответственно, и таможенные пошлины надо платить за 2 автомобиля. В сумме набегало под 1 000 000 рублей.

Ходить по инстанциям, чтобы там доказать абсурдность происходящего, ветеран не мог. Для него выйти из подъезда своего дома - событие. Единственное, что оставалось - рассылать письма. В прокуратуры, суды, в милицию, в таможню. Но отовсюду приходили стандартные ответы: ничего не знаем, платите штраф.

2 года Евгений Петрович Савельев отдавал часть пенсии государству - это штраф по таможенному иску. По поводу своей беды кому только не писал. И прокурору, и таможенным начальникам, и в Верховный Суд. Кто-то промолчал, а кто-то опять ответил: "На основании... Обязаны выплатить... Ничем помочь не можем..."

Без того расшатанное здоровье и тяжёлая обида, нанесённая боевому офицеру, прошедшему войну с первого до последнего дня, существующим равнодушным режимом сделали своё дело. Евгений Петрович Савельев умер 16 Июня 2004 года, не сумев существовать с клеймом правонарушителя. Похоронен в Подольске на Аллее Героев городского кладбища. На доме по адресу: Революционный проспект 32/34, где жил Герой, установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана Е. П. Савельева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
117.01.1943 г.1  Ме-109Ново - БелевИ-16, "Харрикейн",
Як-1, Як-3.
21  Ju-87Ново - Белев
302.02.1943 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )зап. Золотарёвка
41  Ju-88Краматорская
521.02.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )Красноармейск
625.02.1943 г.2  Ju-87Барвенково
71  Ju-88Барвенково
826.02.1943 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / 3 )Некременное
917.03.1943 г.1  Ме-109Благодатное
1017.07.1943 г.1  Ju-87Сухая Каменка
1116.08.1943 г.1  Ju-87вост. Долгенькая
1227.08.1944 г.1  FW-190Голая Долина
1319.04.1945 г.1  FW-190аэр. Вальцов

      Всего сбитых самолётов - 15 + 3  [ 11 + 3 ];  боевых вылетов - более 250.


Возврат

Н а з а д