Главная | Источники | 

HSU

Рязанцев Алексей Фёдорович

А.Ф.Рязанцев

Алексей Рязанцев 15 Октября 1915 года в посёлке Баулино, ныне Раменского района Московской области, в семье лесника. Отец был уважаемым человеком, потомственным егерем - лесником. В их доме не раз останавливались, приезжая на охоту, видные деятели партии и государства. В детстве Алексей разговаривал с В. И. Лениным, став старше ходил на охоту с М. И. Калининым.

После окончания 8-го класса сельской школы поступил в школу фабрично - заводского ученичества при Московском автомобильном заводе, освоил рабочую профессию термиста. По окончанию школы ФЗУ весной 1934 года Алексей получил назначение в город Горький  ( ныне - Нижний Новгород ), на машиностроительный завод "Новое Сормово", работал термистом.

Летом того же года был призван в ряды Красной Армии и по путёвке Сормовского райкома комсомола направлен в школу лётчиков. В Августе был зачислен в 9-ю объединённую военную школу лётчиков и лётчиков - наблюдателей в городе Харьков.

В юности Алексей не собирался летать. В те годы много писали, что стать лётчиком может лишь тот, кто имеет особый талант и божий дар. И вдруг неожиданно многих студентов и тех, кто уже закончил средние учебные заведения, вызвали в горком партии и сообщили, что принято решение о призыве в лётные школы большого числа молодёжи. Мол, считайте себя мобилизованными.

Среди этого, специального партийно - комсомольского, набора было и несколько добровольцев. Один из них - Алексей Рязанцев. Тогда считалось, что стать лётчиком может лишь человек богатырского здоровья, но Алексей не подходил под такой эталон. Вот что вспоминает о тех днях дважды Герой Советского Союза, известный советский лётчик Арсений Васильевич Ворожейкин.

"Это был щупленький паренёк с бледным лицом и постоянной смешинкой в тёмных глазах. Чёрные волосы делали его похожим на цыганёнка. Он очень боялся, что не пройдёт мандатную комиссию, которая проверяла теоретическую подготовку кандидатов, особенно знание истории партии.

С дрожью Алексей вошёл в кабинет. Необходимо было сначала представиться, но он так растерялся, что не мог произнести ни слова. Председатель комиссии понял состояние парня и приветливо завёл с ним разговор. Оказалось, что отец Алексея - Фёдор Фёдорович Рязанцев был хорошим охотником. К нему в дом не раз приезжали М. И. Калинин и В. И. Ленин, чтобы вместе отдохнуть и поохотиться на зверя..."

После выпуска в 1937 году Лейтенант А. Ф. Рязанцев был оставлен в школе инструктором. Готовил кадры для авиации республиканской Испании, освоил несколько типов самолётов: бомбардировщики ТБ-1, СБ, истребители И-15 и И-16. Написал несколько рапортов об отправке добровольцем в Испанию, но безрезультатно.

Когда началась Великая Отечественная война, за плечами Старшего лейтенанта Рязанцева были 3,5 года инструкторской работы в Харьковской  ( с 1938 года - Чугуевской )  военной авиационной школе лётчиков. В первые дни войны написал рапорт об отправке на фронт. 7 Июля он прибыл на должность заместителя командира 3-й эскадрильи в 296-й истребительный авиационный полк, действовавший на Южном фронте, летал на И-16.

В первом боевом вылете сбил немецкий бомбардировщик. Затем одержал ещё 2 победы. Неоднократно летал на разведку, провёл 11 штурмовок живой силы и техники противника. Лично уничтожил на земле до 30 автомашин с грузами, 25 повозок с боеприпасами и более сотни солдат и офицеров противника. За бои начального периода войны был награждён орденом Красного Знамени.

20 Августа в воздушном бою был ранен в руку  ( потерял большой и средний палец правой руки ), с трудом посадил избитую машину на вынужденную и попал в госпиталь. После излечения был признан негодным к лётной работе. Несмотря не решение врачей, вернулся в свой полк и продолжил летать. Вскоре был переведён в 297-й истребительный авиационный полк командиром эскадрильи, летал на ЛаГГ-3. С этим полком он прошёл всю войну.

истребитель ЛаГГ-3.

В воздушном бою над Сталинградом был сбит и снова ранен в правую руку. Во время вынужденной посадки около Мамаева кургана, лётчик повредил позвоночник, 12 суток находился без сознания. Несколько месяцев провёл в госпиталях и вернулся в свой полк, получивший в Декабре новые истребители Ла-5 и вошедший в вновь формируемую 302-ю истребительную авиационную дивизию.

В составе этой дивизии Рязанцев воевал на Воронежском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве и битве за Днепр, освобождении Правобережной Украины, в Корсунь - Шевченковской и Ясско - Кишиневской, Дебреценской, Будапештской наступательных операциях.

От боя к бою росло мастерство лётчика - истребителя, увеличивался счёт сбитых вражеских самолётов. 16 Октября в районе Мишурин Рог - Лиховка пятёрка Ла-5 под командованием Майора А. Ф. Рязанцева вылетела на прикрытие наземных войск. Лётчики встретили 20 немецких бомбардировщиков Ju-87 в сопровождении 6 истребителей Me-109. Ожесточённый бой длился 15 минут, было сбито 7 вражеских самолётов, 2 из которых на счету ведущего. Это были его 10 и 11 победы. Только за 2 недели Октября он уничтожил в воздушных боях с превосходящим противником 5 "Юнкерсов" и 1 "Мессер". За образцовое выполнение боевых заданий был награждён вторым орденом Красного Знамени.

К Сентябрю 1944 года штурман 179-го Гвардейского истребительного Трансильванского ордена Суворова авиационного полка  ( 14-я Гвардейская истребительная Кировоградско - Будапештская Краснознамённая ордена Суворова авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный Ясский Краснознамённый ордена Суворова авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Гвардии майор А. Ф. Рязанцев совершил 154 боевых вылета, провёл 45 воздушных боёв, сбил 15 самолётов противника лично и 1 - в составе группы.

Бой ведут Ла-5ФН.

13 Сентября 1944 года командир полка Гвардии майор Мавсенко, заполняя наградной лист, писал:

"В каждом из боёв ярко проявилось замечательное личное мастерство, искусство руководить воздушным боем группы, высокая тактическая грамотность и непреклонная воля к победе. Дерзость, отвага и вместе с тем расчёт, основанный на большом боевом опыте, - таковы отличительные черты боевой работы Гвардии майора Рязанцева. Всюду, где бы он ни участвовал со своей группой в воздушных схватках, враг нёс большие потери. В воздухе он всегда ищет противника, а обнаружив, уничтожает его".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 Февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии майору Алексею Фёдоровичу Рязанцеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( №" 4926 ).

О высокой награде он узнал в госпитале, где лечился после очередного ранения. Уговорил врачей досрочно выписать его и вернулся в свой полк. Через несколько дней командующий 5-й Воздушной армией Генерал С. К. Горюнов вручил Рязанцеву орден Ленина и "Золотую Звезду" Героя.

В дальнейшем ходе войны он сбил ещё несколько самолётов во время боёв над Веной и Брно. Последнюю победу Гвардии Майор А. Ф. Рязанцев одержал над Будапештом, схватившись с известным немецким асом - на фюзеляже его FW-190 был изображён "червовый туз". Боевым разворотом Алексей пошёл вверх, немец ринулся за ним. Резко изменив траекторию полёта, Рязанцев зашёл противнику в хвост и сбил его.

К концу Великой Отечественной войны он выполнил около 200 успешных боевых вылетов. Проведя 53 воздушных боя, уничтожил лично и в группе с товарищами 24 самолёта противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных и 1 групповую победу лётчика. ]  На груди появилась новая награда - орден Отечественной войны 1-й степени.

Окончание войны застало Рязанцева в Чехословакии, в городе Брно. В Июле 1945 года медицинская комиссия признала Рязанцева инвалидом 2-й группы, и он был демобилизован. Приехал домой, но стремился вернуться в авиацию, если не в военную, то хотя бы в гражданскую. Через 3 года, добившись замены группы инвалидности на 3-ю, дающую право работать, он поехал в Москву. В отделе кадров Гражданского Воздушного Флота ему предложили областной центр Западной Украины, город Станислав   ( ныне это Ивано - Франковск ).

Медицинская комиссия в Киеве признала Рязанцева годным к лётной работе. Сам он ничего не сказал о наличии инвалидности и постоянных болях. Его назначили командиром звена, работавшего на самолётах По-2. Задачи выполнялись самые разнообразные: борьба с вредителями сельского хозяйства на полях, защита леса от пожара, перевозка пассажиров и больных, почты. В страдную пору приходилось бывать в командировках в Узбекистане и Таджикистане, опылять удобрениями с воздуха хлопковые поля. В 1948 году он уже был командиром авиаотряда. Награждён знаком "Отличник Аэрофлота".

А.Ф.Рязанцев

В Сентября 1951 года он стал слушателем партийной школы ГВФ в Ленинграде. После её окончания в 1954 году получил назначение командиром авиаотряда в город Ворошиловград  ( ныне - Луганск ). В том же году очередная медицинская комиссия признала его негодным к лётной службе. Рязанцева перевели на должность начальника службы движения в аэропорту, где он работал до выхода на пенсию в 1977 году.

В 1965 году заочно окончил педагогический институт. 8 лет подряд был депутатом Ворошиловградского городского Совета народных депутатов. Вёл активную военно - патриотическую работу. Был главным редактором радио - телевизионного журнала "Патриот".

Алексей Фёдорович Рязанцев умер 31 Марта 1984 года. Похоронен в городе Луганске  ( в 1970 - 1990 года - Ворошиловград ). Его имя высечено на обелиске в Луганске. В Нижнем Новгороде память о Герое увековечена мемориальной плитой, установленной на памятнике у Вечного огня на территории Нижегородского машиностроительного завода. На площади Победы в городе Раменское у Вечного огня установлена гранитная плита, на которой высечено имя Героя.

Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора А. Ф. Рязанцева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
120.07.1941 г.1  Ju-88ст. ХитровкаИ-16, ЛаГГ-3,

Ла-5, Ла-7.

222.07.1941 г.1  Ju-88ст. Хитровка
301.08.1941 г.1  Ме-109ст. Долинская
422.02.1943 г.1  Ju-87сев - зап. Городище
517.03.1943 г.1  FW-190Липовец
602.10.1943 г.1  Ju-87Погребное
704.10.1943 г.1  Ju-87юго - зап. Бородаевка
805.10.1943 г.1  Ме-109Мишурин Рог
907.10.1943 г.1  Ju-87зап. Бородаевка
1016.10.1943 г.2  Ju-87Катериновка
1121.10.1943 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )юго - вост. Пятихатка
1223.10.1943 г.1  Ju-88Пятихатка
1324.01.1944 г.1  Ме-109Сеншево
1408.06.1944 г.1  FW-190юж. Ларга
1522.08.1944 г.1  Ju-88юж. Валя Урсулуй

      Всего сбитых самолётов - 15 + 1;  боевых вылетов - 155;   воздушных боёв - 47.


Возврат

Н а з а д