Главная | Источники | 

История некоторых именных самолётов
( продолжение - часть 6 )

В годы Великой Отечественной войны многие советские люди, чтобы приблизить победу над врагом, передавали своим сыновьям, братьям, мужьям - самолёты, танки, пушки, снайперские винтовки... Вот истории некоторых таких подарков.

Як-9Т

Истребитель Як-9Т с дарственной надписью - "От отца Шульги сыну Кисенко".  Лето 1944 года.

В начале Января 1971 года в Польше из озера возле деревни Угнево сапёры извлекли истребитель и останки советского лётчика, погибшего в Январе 1945 года. Специалисты по остаткам документов и некоторым предметам установили, что самолётом этим управлял Анатолий Петрович Першин, 1922 года рождения, член Ленинского комсомола с 1937 года, уроженец Ярославской области.

История подвига лётчика - ярославца, отдавшего жизнь за освобождение Польши, стала широко известна в Польской Народной Республике. О нём писали газеты, передавали по радио. Журнал "Польское обозрение" рассказал о торжественном захоронении останков советского лётчика. В последний путь его провожали знаменосцы, делегации с венками и букетами цветов, представители Войска Польского, общественных организаций, школьники, представители посольства СССР и Советских Вооружённых Сил.

Гроб с прахом воина везли на убранном коврами военном автомобиле. Похоронили А. Першина на кладбище советских солдат в Грондах Варшавского воеводства. В этом месте фашисты во время войны замучили 41 тысячу советских людей. Теперь рядом с памятником, воздвигнутым в честь погибших, похоронен А. Першин. Его могила покрылась живыми цветами.

Представитель истребительного авиаполка "Варшава", сражавшегося рука об руку с советскими лётчиками, сказал над могилой А. Першина:

- Пусть наша польская мазовецкая земля, за освобождение которой ты, товарищ Першин, отдал свою молодую жизнь, примет тебя как своего лучшего сына !

Свою публикацию журнал заканчивает словами: "Анатолий Першин в составе своей эскадрильи атаковал группу немецких бомбардировщиков, которые собирались обстрелять пехотные части. До конца 1944 года на счету Анатолия было уже несколько боевых вылетов. В Январе лётчики его полка вылетали в бой несколько раз в сутки. Однажды Першин не вернулся на базу. Существовал фронтовой обычай, по которому после гибели товарища лётчики писали на бомбах "посвящения". В тот раз на бомбах значилось: "За Толю Першина". 21 Января эти бомбы уничтожили на аэродроме близ Турони 3 немецких самолёта".

Из дальнейших поисков выяснилось, что Анатолий Першин бил врагов на самолёте, построенном на деньги его родителей. В Ярославском краеведческом музее на одном из щитов помещены 3 фотографии - отца, матери и сына. А под ними подпись:

"Председатель колхоза "Новый путь" Гаврилов - Ямского района Пётр Александрович Першин и его жена Анастасия Фёдоровна в 1943 году на личные сбережения приобрели самолёт для своего сына лётчика Анатолия".

Пётр Александрович Першин отдал колхозу "Новый путь" три десятка лет. Он и организовывал его, и выводил в передовые, и в войну крепил. За всё это был награждён орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. В колхозе работала и его жена Анастасия Фёдоровна. В такой семье и родился Анатолий.

В самую трудную для Родины минуту Пётр Александрович и Анастасия Фёдоровна обратились с просьбой к Верховному Главнокомандующему разрешить внести свои личные сбережения на постройку боевого самолёта и вручить его сыну. "Сейчас Анатолию всего 20 лет, - писали они, - а он уже 4-й год в рядах славной советской авиации". Просьба была удовлетворена. В семье Першиных до сих пор хранится благодарственная телеграмма, прибывшая вскоре из Москвы.

А вот строки из письма Младшего лейтенанта Анатолия Першина, опубликованного в одной из газет 2 Декабря 1944 года.

"...Когда я начал учиться в лётной школе, мой отец внёс свои сбережения в сумме 100 тысяч рублей на постройку боевого самолёта и просил Верховного Главнокомандующего, чтобы этот самолёт был передан мне. Узнав о благородном патриотическом поступке отца, я с ещё большим рвением стал учиться лётному делу, успешно закончил школу и готовлюсь к вылету на фронт.

В своих письмах отец требует, чтобы я стал отличным лётчиком и, сражаясь на своём самолёте умело и храбро, беспощадно уничтожал злейших врагов нашей Родины. Клянусь, что в предстоящих боях выполню волю отца - патриота".

Анатолий ушёл на фронт на самолёте Ла-5 с надписью на фюзеляже: "От отца Першина Петра Александровича - сыну лётчику Анатолию Петровичу Першину". Молодой лётчик по прибытии на фронтовой аэродром тут же включился в активную боевую работу.

Закончим рассказ об Анатолии Першине словами польского крестьянина села Угнево Григория Шаха, который был свидетелем трагической гибели советского воина.

- Я возвращался из города, - вспоминает Шах, - услышал рокот мотора в небе, увидел вслед за тем и военный самолёт с красной звездой на крыле, за ним тянулся чёрный шлейф дыма. Я обмер: машина быстро теряла высоту, шла прямо на мою избу, где лежала больная жена, но в самый последний момент самолёт сделал резкий крен, вошёл в пике и упал в озеро на окраине села. Раздался взрыв, взметнулось пламя, в стороны полетели осколки льда и обломки самолёта...

Комсомолец А. П. Першин в последние секунды своей юной жизни думал о жизни других. Его память чтут не только в Польше, но и на древней земле Ярославщины.

*     *     *

На самолёте родителей бил фашистов и лётчик А. В. Каверин, работающий после войны инженером - конструктором одного московского НИИ.

- О подарке отца Василия Яковлевича и матери Зинаиды Никитичны, - рассказывает Каверин, - я узнал неожиданно. После окончания училища ехал на фронт. Читал в газете патриотические письма колхозников. Одно из таких писем взволновало меня до глубины души: под ним стояли имена моих родителей.

Каверин достал из ящика стола рабочую папку и извлёк из неё пожелтевшую газетную вырезку, в которой напечатано письмо родителей:

"Мы внесли в Госбанк все свои сбережения - 100 тысяч рублей. Просим дать распоряжение построить на эти деньги истребитель и передать грозную машину нашему сыну - лётчику Алексею Васильевичу Каверину".

- Мне очень памятен дар родителей, - продолжает рассказ Алексей Васильевич. - Его особенность не только в том, что это был благородный, патриотический поступок моих родителей, которые отдали буквально всё для приобретения самолёта сыну. Тот подарок ко многому обязывал меня, офицера. Мне и сегодня помнятся слова матери: "Бери, Лёня, наш самолёт. Бери и помни родительский наказ: бей проклятых фашистов, гони их с нашей земли. Возвращайся домой с победой". Как видите, такой наказ был очень ответствен.

- Вы знаете, что таких счастливчиков, как я, в годы войны, было очень много, - заключил Каверин. - Все мы тогда старались оправдать доверие Родины и своих близких.

Лётчик Каверин почти год сражался против фашистских захватчиков на самолёте, построенном на родительские сбережения. Был ранен в боях. День Победы застал его в Берлине. Многими орденами и медалями отмечен его ратный путь.

*     *     *

А.И.Покрышкин у именного Ла-7.
А. И. Покрышкин у именного Ла-7. 1944 год.

21 Октября 1944 года прославленный советский лётчик - истребитель А. И. Покрышкин и его товарищи Г. А. Речкалов, А. В. Фёдоров и А. И. Труд прибыли в Москву, на аэродром авиазавода № 381. Там они получили несколько новых истребителей Ла-7, построенных на добровольные пожертвования жителей города Новосибирска.

На фюзеляжах новеньких машин красовались надписи "Александру Покрышкину от рабочих Новосибирска", а носы были полностью выкрашены в красный цвет.

Самолёты Покрышкину очень понравились и вскоре встал вопрос о перевооружении этими машинами всей дивизии. Однако, как известно, до конца войны его дивизия так и пролетала на американских "Аэрокобрах". Возможно, одной из причин этого стала трагическая гибель на Ла-7 Героя Советского Союза А. Ф. Клубова   ( потерпел аварию во время тренировочного полёта ) - одного из лучших лётчиков - истребителей советских ВВС в той войне и очень близкого друга А. И. Покрышкина.

*     *     *

В Январе 1944 года разгорелись ожесточённые бои за город Смела, Черкасской области. Наступление наших войск активно поддерживала авиация. Один за другим самолёты поднимались в воздух. Гудели аэродромы. Не успевала вернуться с задания первая эскадрилья, как взлетала вторая, третья. Они бомбили скопления войск противника, вели разведку, подавляли сопротивление вражеских узлов обороны. Особенно умело и отважно действовал экипаж самолёта с бортовым номером "24".

Эта машина появилась на 2-м Украинском фронте накануне операции. Вдоль её фюзеляжа протянулась надпись: "От колхозника Василия Илларионовича Лозгачева".

Прочитав надпись, стрелок - радист старший сержант Петр Васильевич Лозгачев воскликнул:

- Этот самолёт прислал мой отец !

Действительно, председатель колхоза "Трудовик" Саратовской области Василий Илларионович Лозгачев внёс 100 тысяч рублей на постройку самолёта и просил направить машину в часть, где служит его сын.

В части состоялся митинг. Командир поднялся на плоскость самолёта и зачитал письмо Василия Илларионовича, в котором он просил командование предоставить возможность летать на подаренном им самолёте сыну Петру. Просьба отца была удовлетворена. Командование передало новый бомбардировщик экипажу Младшего лейтенанта Виктора Чужанова, в который входил и стрелок - радист Пётр Лозгачев.

И вот - первое задание: взорвать бензосклад на окраине Смелы. Взлетели после захода солнца. Ночную тьму то и дело прощупывали лучи вражеских прожекторов. Однако противник никак не мог поймать советский бомбардировщик. Чужанов ходил в стороне от цели, выжидая момент для нанесения точного удара.

Вскоре штурман Николай Клюев доложил, что внизу слева идет на посадку вражеский самолёт. Он сбросил сигнальную ракету. Вспыхнул посадочный прожектор. Командир понял, что теперь с земли не смогут обнаружить звук мотора, и вывел самолёт на цель. Бомбы пошли вниз. Поднялся огромный столб огня.

Противник открыл зенитный огонь. Но было уже поздно. Самолёт, ведомый лётчиком Чужановым, ушёл в безопасную зону.

На другой день группа пикирующих бомбардировщиков, ведомая Майором Евгением Карпухиным, куда входил и экипаж Чужанова, нанесла точный бомбовый удар по врагу. Самолёты возвращались на свой аэродром, когда неожиданно из - за облаков вынырнули 7 истребителей противника. Отражая атаку, Пётр Лозгачев метким огнём сбил фашистский самолёт. А через несколько дней при очередном боевом вылете стрелок - радист уничтожил ещё один Ме-109.

Много вылетов совершил славный экипаж на именном самолёте. Большие потери нанёс он врагу. В середине Февраля, выполняя боевую задачу в сложнейших условиях, "Петляков-2" был сражён прямым попаданием зенитного снаряда...

В село Новая Жуковка, Саратовской области, пришло траурное извещение:

"Ваш сын старший сержант Пётр Васильевич Лозгачев погиб смертью храбрых на поле боя... Он награждён орденами Славы II и III степени, медалью "За отвагу", двумя медалями "За боевые заслуги". Слава отважному воину !   Смерть немецко - фашистским оккупантам !"

*     *     *

В могучем патриотическом движении по передаче личных средств в Фонд обороны страны приняли активное участие советские писатели, художники, учёные, артисты...

В городе Каменск - Уральском в военное время жил московский писатель И. А. Новиков, автор биографической повести о Пушкине и ряда исследований о его творчестве. В канун 106-й годовщины со дня смерти поэта Иван Алексеевич организовал зовать сбор средств на постройку самолёта "Александр Пушкин". Для этой цели писатель организовывал вечера, на которых читал главы из своей новой книги о Пушкине. На билетах специально указывалось: "Весь сбор на вечере И. А. Новикова поступает на покупку боевого самолёта "Александр Пушкин".

Поклонники гениального поэта с большим интересом посещали эти вечера. Когда была собрана сумма в 100 тысяч рублей, писатель направил просьбу в Москву.

"Пусть боевой самолёт, носящий гордое имя "Александр Пушкин", - писал он, - примет участие в освобождении от ненавистного врага нашей родной земли. Прошу включить в список действующей авиации самолёт "Александр Пушкин".

Через некоторое время Новиков получил телеграмму от директора завода: "Самолёт готов. Надпись "Александр Пушкин" сделана".


Горохов Юрий Иванович

Ю.И.Горохов.

Родился 1.08.1921 года в деревне Федосцино, ныне Заволжского района Ивановской области, в семье крестьянина. Образование неполное среднее. С 1937 года работал токарем на заводе в городе Кинешма, одновременно учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков.

С Июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка ( 309-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт ) Капитан Ю. И. Горохов совершил 307 боевых вылетов, провёл 57 воздушных боёв, сбил лично 16 и в группе с товарищами 10 самолётов противника.

1.01.1944 года погиб в воздушном бою. К тому времени совершил около 400 боевых вылетов. Проведя более 70 воздушных боёв, сбил 23 вражеских самолёта лично и 10 в составе группы. 4.02.1944 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Похоронен в братской могиле у деревни Красная Горка Краснинского района Смоленской области. В городе Кинешма Ивановской области в школе и на заводе, где он работал, созданы стенды о жизни Героя. Его имя носят улицы в городах Заволжск и Кинешма.


А несколько позже в Каменск - Уральский поступила другая телеграмма:

"Писателю Ивану Алексеевичу Новикову. На собранные Вами средства построен боевой самолёт - истребитель "Александр Пушкин", который 28 Июня передан в ВВС лётчику Капитану Ю. И. Горохову".

Юрий Иванович Горохов в 1943 году был уже командиром авиаэскадрильи. Свой первый боевой вылет он сделал 22 Июня 1941 года. В день получения самолёта "Александр Пушкин" на его счету числилось 300 боевых вылетов и 14 лично сбитых самолётов врага.

Но были и другие причины, которыми руководствовалось командование, вручая этот самолёт прославленному асу. Капитан Юрий Горохов был страстным поклонником творчества великого поэта. Он наизусть знал множество стихотворений поэта. В перерывах между боями однополчане с большим вниманием слушали стихи Пушкина, которые вдохновенно читал комэск.

На самолёте "Александр Пушкин" первый боевой вылет Горохов совершил 28 Июня 1943 года. В этот вылет он открыл новый боевой счёт - сбил вражеский самолёт.

А 12 Августа 1943 года комэск Горохов в течение дня сбивает 4 стервятника. Всего на самолёте - подарке он уничтожил 9 самолётов противника.

Тяжёлый бой выпал на долю Капитана Ю. И. Горохова 1 Января 1944 года. Группа наших истребителей прикрывала наступление наземных войск. Вдруг командир эскадрильи заметил, что из - за облаков появились 17 вражеских бомбардировщиков и 8 истребителей. Превосходство врага было тройное. Но Горохов стремительно атаковал противника и сбил гитлеровца. Подоспевшие товарищи уничтожили ещё 5 фашистских самолётов. В этом бою Юрий Иванович Горохов погиб. Ему шёл тогда 23-й год. Отважному лётчику посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Но "Александр Пушкин" продолжал сражаться. Дело в том, что в бою 1 Января 1944 года командир эскадрильи вылетел на другой машине. Самолёт - подарок находился на профилактике. Позже на самолёте "Александр Пушкин" били врага Старший лейтенант Бахирев, Капитан В. М. Афонин, командир полка Герой Советского Союза Коломин и другие лётчики. [ Примечание: на счету Василия Андреевича Бахирева - 9 личных и 5 групповых побед, Василия Максимовича Афонина - 14 личных и 3 групповые, Петра Ивановича Коломина - 17 личных и 7 групповых ].

"Александр Пушкин" - замечательный советский Як-9 - видел небо Белоруссии, Польши, Германии.

*     *     *

Звёздную ночь и раннее утро 24 Июня 1941 года экипаж Алексея Лоханова никогда не забудет. Полк СБ - скоростных бомбардировщиков - базировался тогда в Белоруссии. Экипаж уже собирался спать. Стрелок - радист Владимир Судаков, русоволосый волжанин, что - то рассказывал, энергично жестикулируя. Капитан Алексей Лоханов, лётчик, невысокого роста, худощавый, внимательно, слушал. Здесь же сидел и штурман Александр Медведев, рослый, могучий. Он что - то хотел сказать, как вдруг тревожно завыла сирена. Друзья выскочили на улицу. Неподалеку слышались мрмки людей, трескотня автоматов и пулемётов, взрывы ручных гранат...

- Taм диверсанты ! - услышали лётчики чей - то голос, - переоделись, сволочи, в нашу форму.

Выхватив пистолеты, втроём побежали на шум. Бой продолжался недолго. Кольцо вокруг диверсантов сомкнулось, оставшиеся в живых сдались в плен. Возбуждённые боем друзья не пошли в общежитие, стали помогать техникам заряжать боекомплекты, подвешивать бомбы.

...Раннее утро. Гулко ревут моторы. На старте девятка бомбардировщиков Коломийченко. В её составе экипаж Алексея Лоханова. Боевое задание: нанести удар по танкам противника. Взлетают. Идут на запад. Одни, без прикрытия истребителей. Под крыльями проплывают поля, населённые пункты. Видны пожары войны, шагающей на восток. Вот и цель. Серым удавом ползёт по шоссе колонна: танки, бронемашины, тягачи с контейнерами, наполненными горючим. Зенитки встретили эскадрилью плотным огнём. Красные шары "Эрликонов" потянулись к девятке. Отдельные снаряды рвутся так близко, что экипаж Лоханова слышит разрывы даже сквозь шум моторов.


Судаков Владимир Константинович

В.К.Судаков.

Родился 23.7.1921 года в селе Починки, ныне Починковского района Нижегородской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов. С 1940 года в Красной Армии. Окончил школу воздушных стрелков - радистов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Окончил Высшую офицерскую школу. К Марту 1945 года помошник командира 122-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе ( 3-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, З-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) Гвардии капитан В. К. Судаков совершил 182 боевых вылета. В воздушных боях сбил лично 4 и в группе 3 самолёта противника. 29.06.1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1952 года окончил Военно - Воздушную инженерную академию. Доцент, был старшим преподавателем в этой академии. С 1983 года Полковник В. К. Судаков - в отставке. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в ВС СССР" З-й степени, медалями.


Точность удара зависит от штурмана. Цель - в перекрестье прицела. Медведев нажимает кнопку электросброса. Проходят секунды. Лоханов смотрит назад: над колонной поднимаются столбы чёрного дыма. Неожиданно умолкают зенитки. И сразу - тревожный голос стрелка - радиста:

- Истребители !..

- Сомкнуться ! - командует Капитан Коломийченко.

Девятка СБ, будто исполинский ёж, ощетинилась стволами оружия.

"Мессеры" пошли в атаку. Их было не менее 20. На глазах Судакова один из бомбардировщиков запылал. В то же мгновение Ме-109, выходя из атаки, внезапно оказался между самолётом Лоханова и соседней машиной, где вёл оборону стрелок - радист Александров. Оба стрелка одновременно открыли огонь. "Мессер" задымил, лётчик выпрыгнул с парашютом. В соседнем эвене получил повреждение самолёт Капитана Дымчемко. Но лётчик из строя не вышел, экипаж продолжал отбивать атаки.

Ожесточение боя нарастало с каждой минутой. Грохотало оружие, дымные трассы впивались в тела машин, падали свои и чужие, изредка в небе вспыхивали белые облачка парашютов.

Ещё один истребитель спикировал на машину Лоханова. Судаков обстрелял его, атаку сорвал, а когда фашист, разогнав скорость, проскочил вперёд, его настиг пулемётным огнём Медведев и сбил. Но гибнут и его боевые товарищи. Упал сосед по эвену, за ним другой. Наступил момент, когда экипаж Лоханова остался в небе один. Остальные самолёты были подожжены или подбиты. Осмотревшись, Владимир увидал, что основная масса истребителей оставила поле боя, невдалеке виднелись только две пары. "Чтобы добить нас", - подумал Владимир. Ситуация не из весёлых, но анализировать её времени нет. Мгновенье могло решить судьбу всего экипажа. Главное сейчас - не прозевать. Стрелок и штурман - щит экипажа, на них вся ответственность.

Фашисты стремительно атакуют. Лоханов маневрирует, уклоняясь от огненных трасс, вот когда пригодилась наука воздушного боя, преподанная Владимиру Судакову его командиром - Капитаном Дымченко, участником боёв с белофиннами. Однажды, беседуя со стрелками - радистами, Капитан посоветовал им привязывать шнур к спусковому крючку люкового пулемёта и закреплять его рядом с турельным. Что это даст ?   В опасный момент, не отходя от турели, стрелок может стрелять из люковой установки. Сейчас такой момент наступил: Ме-109 заходит под хвост самолёта. Судаков потянул за шнур, огненный веер развернулся перед глазами фашиста. Будто ошпаренный, лётчик метнулся в сторону, потом снова нырнул под хвост, и снова Владимир заставил его отвалить...

Поединок продолжался недолго. В одной из атак, когда "Мессер" проносился совсем близко от бомбардировщика, Владимир всадил в него длинную очередь. Самолёт загорелся. Напарник сбитого сразу куда - то ушёл. Осталась пара. Она выходит на параллельный курс, готовясь к атаке. И будто назло - в турельном пулемёте задержка. Но Владимир не потерял присутствия духа. Секунды, и неисправность устранена. Снова атака. Маневрируя, Лоханов бросает машину из стороны в сторону. Снова гремят пулемёты, то люковой, то турельмый, то оба сразу.

Впереди появляются серые тучи. "Тяни к облакам, Алёша !" - кричит командиру штурман. Но очередь фашистских снарядов настигает бомбардировщик. Из строя выходит правый мотор, переговорное устройство. Но самое худшее - кончаются боеприпасы. И всё - таки им удалось уйти. Лоханоа нырнул в кучевое облако, и фашисты сразу его потеряли. Неоколько минут летели в непроглядной мгле, потом вышли из неё, осмотрелись, погони не было. Теперь можно передохнуть, собраться с силами, подсчитать потери. Лётчик и штурман не знают, что со стрелком. Связи с ним нет. Может, убит, а может, ранен и нуждается в помощи. На душе тяжело у обоих.

На одном моторе ведёт Лоханов свою машину. Нелегко это, если разбиты триммеры, если нечем снять нагрузку с рулей. Изнемогавшего от усталости лётчика бодрым словом поддерживает Медведев. И вдруг слышится голос стрелка: "Командир !   Штурман !   Вы меня слышите ?". Смекалистый Судаков, знаток своего дела, сумел отремонтировать переговорное устройство. В ответ послышались возгласы: "Володя !   Живой !   Держись, дружище, скоро посадка..."

Вдали показался аэродром. Лоханов не смог выпустить перебитые шасси. Приземлился на фюзеляж на окраина аэродрома. Самолёт дымил. Судаков выскочил из кабины, вылез и командир экипажа, но Медведев не смог - его зажало в сиденье, деформированном при посадке. Командир и стрелок - радист, собравшись с силами, проломили астролюк, помогли товарищу.


Медведев Александр Николаевич

А.Н.Медведев.

Родился 23.11.1918 года в деревне Протасиха, ныне Ковернинского района Нижегородской области, в семье крестьянина. Окончил техникум. Работал директором клуба Горьковского автозавода. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Мелитопольское военное авиационное училище.

С Июня 1941 года в действующей армии. К Октябрю 1944 года штурман 122-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка ( 3-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт ) Гвардии майор А. Н. Медведев совершил 234 боевых вылета на бомбардировку вражеских войск, коммуникаций, уничтожив большое количество живой силы и техники противника. В воздушных боях лично сбил 5 и в группе 3 вражеских самолёта. 18.08.1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны окончил Военно - Воздушную академию и Военную академию Генштаба. Генерал - Полковник авиации. Был 1-м заместителем начальника Главного штаба ВВС. Награждён орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( дважды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями, иностранными орденами и медалями. Жил в Москве. Умер 28.05.1984 года.


В изрешечённом самолёте техники насчитали более 100 пробоин. Таково дыхание суровой войны...

Метельный Январь 1942 года. Нависли хмурые облака. В густом бору у аэродрома, как в покинутом доме, царит тишина. Заиндевели деревья и самолёты. Пользуясь нелётной погодой, немцы перегруппировали и сконцентрировали несколько пехотных и мотодивизий для нового наступления. И вдруг куда - то исчезли. Командованию потребовались точные данные. Экипаж Алексея Лоханова вышел на розыски.

Три первых полёта результатов не дали. Хитрый враг затаился. В 4-м Медведев напал на след: отпечатки гусениц танков. Лоханов развернул машину, бреющим пошёл над деревьями, вот и колонна. Большая часть её скрывалась на лесной дороге, голова выдвинулась на открытое место. Направление - на Сухиничи. Заметив разведчик, фашисты открыли огонь. Поздно !   Лоханов низко прошёл над колонной, Медведев сфотографировал её, дал радиограмму.

Получив точные данные, наши войска двинулись в наступление. Группировка врага вскоре была разгромлена, город Сухиничи освобожден от захватчиков.

За умело проведённую разведку Медведев и Лоханов были награждены орденами Ленина, стрелок - радист Судаков орденом Красного Знамени.

Вскоре полк получил новую технику - скоростные пикирующие бомбардировщики Пе-2 с хорошим бомбовым грузом, большой огневой мощью крупнокалиберных пулемётов.

...Девятка "Петляковых" под командой Лоханова, возвращаясь с боевого задания, встретила 6 "Мессеров". Разгорелся напряжённый бой. Отбивая атаки, Владимир Судаков поджёг вражеский истребитель. "Слава русскому оружию !" - крикнул стрелок - радист, видя, как сбитый им самолёт врезался в землю. Заместитель командира эскадрильи по политической части Капитан Заикин в тот же день послал от имени личного состава коллективное письмо родителям Судакова:

"Дорогие Константин Васильевич и Екатерина Августовна !   Сын Ваш, Владимир, за время войны более 100 раз вылетал громить фашистов. Много раз он участвовал в воздушных боях с противником, проявляя храбрость и героизм, лично сбил 4 вражеских истребителя. Вашим сыном гордимся мы, его товарищи по оружию. Вы воспитали замечательного патриота нашей великой Родины".

Ответное письмо родителей было прочитано на партийных и комсомольских собраниях части. Оно вызвало новый подъём в боевой работе. Слава о делах героя дошла до жителей Починковского района. Комсомольцы, земляки Владимира, решили построить самолёт "Починковский комсомолец" и вручить его экипажу Лоханова. Вскоре самолёт был построен и передан и надёжные руки.

...19 Апреля 1943 года. Рассвет. Красным накалом небесного горна пламенело небо. Проснулись штицы. Потянуло прохладой. Кончался тот промежуток времени, когда земля ещё дремлет и тихо вдыхает теплоту. Лёгкие лиловые облачка застыли над горизонтом.

На аэродроме давно уже кипела напряжённая работе. Экипажи готовились к вылету - бомбить аэродром Сеща. Немецкое командование сосредоточило там большое количество самолётов и зенитной артиллерии, бомбардировщиков будут сопровождать лётчики 18-го Гвардейского истребительного полка и группа из эскадрильи "Нормандия".

Взлетели. Девятка Капитана А. Лоханова легла на курс. Это был его 170-й боевой вылет. Вмесе с ним летели его питомцы, молодые пилоты, совершившие всего по 2 - 3 боевых вылета, Младшие лейтенанты Хиль, Матвеев, Фёдоров...

Прорвав зенитный заслон врага, девятка вышла к цели, внизу на стоянках - истребители и бомбардировщики. Сделав точный расчёт, Медведев сбросил бомбы на цель. Вслед за ним метко отбомбились другие. Медведев сфотографировал начавшийся большой пожар. Успех бомбометания был подтверждён потом и партизанами.

В массированном налёте на Сещу участвовали и другие полки 204-й дивизии, и подразделения штурмовиков Ил-2. Удар был настолько неожиданным и сокрушительным, что противник не смог поднять в воздух ни одного своего истребителя. Более 30 вражеских самолётов было уничтожено в тот весенний солнечный день.

В.Судаков, А.Лоханов и А.Медведев. 1943 г.
Геройский экипаж ( слева направо ):
В. Судаков, А. Лоханов и А.Медведев.

12 Сентября 1943 года полку вручили Гвардейское знамя - символ воинской чести. Гвардейская честь - невесомое, невидимое, но грозное для врага оружие.

...Сквозь пламень войны прошёл до самого Берлина самолёт "Починковский комсомолец", участвуя в многочисленных схватках с врагом. Экипаж бомбил артиллерийско - миномётные позиции, крупные укреплённые пункты Восточной Пруссии: Шталупеннен, Эйдткунен, Кёнигсберг; порты: Либаяу, Пиллау; Земландскую группировку врага.

Более 260 боевых вылетов совершил экипаж Гвардейцев. 110 из них - на разведку. B 27 воздушных боях ими сбито 10 вражеских самолётов, половина из них - Медведевым. Все трое стали Героями Советского Союза, весь экипаж !

А.А.Лоханов
А. А. Лоханов.

Командир эскадрильи 130-го бомбардировочного авиационного полка   ( 204-я бомбардировочная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт ) Капитан А. А. Лоханов к Марту 1943 совершил 147 боевых вылетов на разведку и бомбардировку скоплений войск, узлов обороны и коммуникаций противника, нанёс врагу большой урон в живой силе и военной технике. В воздушных боях лично сбил 5 самолётов противника и 4 в группе. 24 Августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза. С 1947 года Майор А. А. Лоханов - в запасе. Жил и работал в Баку. Награждён орденами Ленина  ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 8 Декабря 1974 года. Бюст Героя установлен в деревне Ряхово Камешковского района.

Как же сложилась дальнейшая жизнь других Героев ?   Окончив академию имени Жуковского, Полковник - инженер Владимир Судаков работал там же, преподавателем. Окончив две академии, Генерал - Лейтенант авиации Александр Медведев ещё долго служил в Военно - Воздушных Силах.

*     *     *

В городе Харцызске одна из улиц носит имя Героя Советского Союза Василия Ивановича Максименко. В этом городе он родился. С первых дней войны храбро сражался с немецко - фашистскими оккупантами. Он отличился в боях на Северном Кавказе, в Крыму. Когда на его боевой счёт был записан 15-й вражеский самолёт, Родина удостоила В. И. Максименко звания Героя Советского Союза. Вот тогда - то рабочий Харцизского трубного завода М. М. Гончаренко внёс 100 000 рублей и просил на эти средства построить самолёт для Героя - земляка.

Весной 1944 года на заводском аэродроме командир полка увидел новенькую боевую машину, на фюзеляже которой было выведено: "Герою Советского Союза Максименко В. И. от земляка рабочего завода "Главармалит" Гончаренко М. М."

В.И.Максименко в кабине именного ЛаГГ-3

Герой Советского Союза В. И. Максименко в кабине именного ЛаГГ-3.

На этом самолёте Василий Иванович успешно сражался за освобождение Керчи, Севастополя, долетел до Берлина.

Именной ЛаГГ-3 В. И. Максименко, 1944 год.

До конца войны Подполковник В. И. Максименко совершил 516 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 17 вражеских самолётов лично и 8 - в группе с товарищами.

В 1970-х годах исполком Харцызского городского Совета депутатов трудящихся вынес постановление о присвоении Василию Ивановичу Максименко звания "Почётного гражданина города".

После войны Герой проживал в Риге, работал на заводе сельскохозяйственных машин.

- В годы войны, - говорил ветеран войны, - я сердечно благодарил земляков за подарок - самолёт. Сегодня я шлю им большое солдатское спасибо за высокое звание, которого они удостоили меня.

*     *     *

Морозным Январским утром 1943 года все жители Нежинки, что недалеко от Оренбурга, собрались на окраине села. Ёжась от ветра, люди вглядывались в подёрнутое лёгкой дымкой небо. В толпе преобладали пожилые колхозники, женщины, дети. Их сыновья, мужья, отцы и братья сражались с фашистами далеко на западе. В небе появилась тёмная, быстро растущая точка. Наконец краснозвёздный самолёт, подняв тучи снежной пыли, побежал по полю. На его фюзеляже чётко виднелись слова: "22-му Гвардейскому авиаполку от колхозника Н. П. Ваулина".

...Решение отдать все личные сбережения па борьбу с врагом пришло к Николаю Павловичу сразу. Не раз впоследствии он с улыбкой вспоминал, как многие с недоумением переспрашивали: "Это правда, что ты хочешь купить самолёт ?!"

Командир экипажа Гвардии старший лейтенант Г. А. Новиков крепко обнял Ваулина. Колхозники пожелали экипажу боевых успехов, а лётчики поклялись крепко бить фашистов на подаренном самолёте.

Н.П.Ваулин у 'своего' самолёта.

Председатель колхоза "18 лет Октября" Чкаловской области
Н. П. Ваулин и его жена внесли из личных средств 120 000
рублей на постройку лёгкого транспортного самолёта Як-6.

Своё слово они сдержали с честью: транспортно - десантный самолёт Як-6 совершил 60 боевых вылетов. Садиться приходилось на лесные партизанские аэродромы и наспех оборудованные площадки. Лётчики доставляли народным мстителям оружие, боеприпасы, медикаменты, вывозили в тыл тяжело раненных. Не раз, пролетая над линией фронта, самолёт попадал под яростный огонь вражеских зениток, но, "подлечившись", вновь отправлялся на боевые задания.

Много лет спустя колхозник - патриот и командир боевого самолёта вновь увиделись в Нежинке. Это была волнующая встреча...

*     *     *

В годы войны газета "Правда" часто публиковала сообщения о денежных взносах трудящихся. Вот лишь некоторые из них, касающиеся авиационной техники:

Н.И.Горбунов.

Капитан Н. И. Горбунов в кабине самолёта Ла-5Ф эскадрильи "Григорий Котовский",
которая была построена в 1943 году на личные сбережения трудящихся Молдавии.

Н.Клочко.

13 Декабря 1942 года - "Тружящиеся Пензенской области передали фронту 8 авиаэскадрилий, построенных на свои средства ( 14 млн. рублей )".

15 Декабря 1942 года - "Сельские комсомольцы и молодёжь Ярославской области в течение 3-х недель собрали на строительство авиаэскадрильи "Ярославский комсомолец" 4 200 тысяч рублей".

16 Декабря 1942 года - "Колхозники Горьковской области собрали на строительство эскадрильи боевых самолётов "Валерий Чкалов" 60 млн. рублей".

19 Декабря 1942 года - "Молодёжь Архангельской области собрала на строительство боевых самолётов "Архангельский комсомол" 5 млн. рублей".

*     *     *

22 Декабря 1942 года - "Колхозники Узбекской ССР внесли 260 млн. рублей на строительство танков и самолётов "Колхозник Узбекистана".

22 Декабря 1942 года - "Организации Российского общества Красный Крест Хабаровского края собрали на постройку санитарных самолётов 3 962 тысячи рублей".

МАршал И.С.Конев у самолёта Як-9.
Маршал И. С. Конев  ( в центре ) у самолёта -
истребителя Як-9 с надписью "Знаменский...(?)"

14 Января 1943 года - "Железнодорожники Приморской железной дороги внесли более 3 млн. рублей на строительство самолётов для Красной Армии".

20 Января 1943 года - "Население Азербайджана внесло дополнительно 60 млн. рублей на строительство эвиэскадрильи "Азербайджанский колхозник" и другого вооружения для Красной Армии".

21 Января 1943 года - "Моряки Краснознамённого Балтийского флота внесли из личных сбережений 10 млн. рублей на строительство боевых катеров и самолётов".

24 Января 1943 года - "Трудящиеся Казахской ССР кроме внесённых ранее 270 685 тысяч рублей на строительство вооружения для Красной Армии внесли 100 573 тысячи рублей на строительство авиасоединения "Советский Казахстан".

25 Января 1943 года - "Работники речного транспорта СССР собрали 10 700 тысяч рублей на строительство авиасоединения "Советский речник" и торпедных катеров".

Ла-5 шампанского з-да.
Истребитель Ла-5 с надписью на фюзеляже:
"От рабочих, работниц и ИТР ...ковского з-да
шампанских вин"
.  Точных данных нет.

27 Января 1943 года - "Бойцы и командиры литовских национальных частей Красной Армии, эвакуированные граждане Литовской ССР собрали из своих личных сбережений 1 025 000 рублей на постройку эскадрильи самолётов "Советская Литва".

3 Февраля 1943 года - "Трудящиеся Новосибирской области кроме ранее внесённых 106 967 тысяч рублей на строительство вооружения для Красной Армии собрали 115 647 тысяч рублей на строительство боевых авиаэскадрилий "За Родину".

4 Февраля 1943 года - "Трудящиеся Ленинграда внесли 74 500 тысяч рублей на строительство танковой колонны "Ленинградец", авиационного соединения "Ленинград" и артиллерии".

7 Февраля 1943 года - "Работники совхоза Народного комиссариата зерновых и животноводческих совхозов СССР внесли из личных сбережений 43 895 тысяч рублей на строительство танковой колонны и авиасоединения "Рабочий совхоза".

Як-1Б 'Освобождённый Донбасс'

Из уст в уста переходили вести о боевых делах эскадрильи истребителей капитана Антипова. Каждый лётчик этой эскадрильи сбил по нескольку вражеских самолётов. На счету эскадрильи были сотни боевых вылетов, десятки сбитых самолётов противника. А на фюзеляжах краснозвёздных машин значилось: "Освобождённый Донбасс". Эти машины были подарком рабочих и служащих одной из шахт Донбасса.

12 Марта 1943 года - "Трудящиеся Марийской АССР кроме ранее собранных 20 млн. рублей на строительство эскадрильи самолётов "Марийский колхохник" дополнительно внесли 10 822 тысячи рублей".

Як-7Б 'Им. Марины Расковой'
Эскадрилья Як-7Б "Имени Марины Расковой".

16 Мая 1943 года - "Трудящиеся Советской Грузии внесли на строительство танковой колонны "Колхозник Грузии" 110 млн. рублей и на строительство эскадрильи боевых самолётов "Советская Грузия" - 162 млн. рублей".

20 Февраля 1944 года - "Донецкие шахтёры собрали на строительство авиаэскадрильи "Освобождённый Донбасс" 18 500 тысяч рублей". А трудящиеся Адыгейской автономной области собрали на строительство боевых самолётов 2 300 тысяч рублей".

10 Мая 1944 года - "Трудящиеся Камчатской области собрали на строительство самолётов "Камчатка - фронту" 8 653 259 тысяч рублей".

На личные сбережения жителей Курской области была построена эскадрилья "Курский колхозник". Женщины Молдавии передали лётчика эскадрилью истребителей Як-7Б "Имени Марины Расковой".


Як-7Б 'Имени Марины Расковой'

*     *     *

В "недрах" интернета мне удалось найти ещё несколько рисунков именных самолётов, принадлежавших различным пилотам. Вот, к примеру:

Як-3 Семёна Рогового.

Эмблема самолёта С.Рогового. Самолёт Як-3 лётчика 64-го Гвардейского истребительного авиационного полка   ( 4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия )  Гвардии старшего лейтенанта Семёна Ивановича Рогового.
По некоторым источникам за период с Октября 1944 года по Май 1945 года
он одержал в воздушных боях 5 личных побед.
Самолёт был подарен ему военнослужащими Амурской Военной Флотилии. Камуфляж состоит из пятен двух оттенков серого цвета  ( низ фюзеляжа и крыльев светло - голубой ). Известно, что сам лётчик умер в 1970-х годах.

*     *     *

Як-3 С.Рогового.

*     *     *

Як-3 С.Рогового.
Як-3 Алексея Гришина.

*     *     *

Этот Як-3  ( рисунок справа )  принадлежал, как следует из текста одного из зарубежных сайтов, пилоту 960-го истребительного авиационного полка Старшему лейтенанту А. Н. Гришину.

Найти более подробную информацию о данном самолёте и его хозяине, к сожалению, пока не удалось.


*     *     *

Як-3 А.Н.Гришина.

Як-3 А.Н.Гришина.

*     *     *

Як-9Т 'Курский колхозник'

Самолёт Як-9 "Курский колхозник" из состава советских ВВС.

Як-9Т 'Курский колхозник'

Гришин Алексей Никонович

А.Н.Гришин.

Родился в 1918 году в деревне Савкино, ныне Ясногорского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и аэроклуб в Москве. Работал слесарем. С 1939 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Маю 1945 года командир эскадрильи 153-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии капитан А. Н. Гришин совершил 378 боевых вылетов, участвовал в 49 воздушных боях, сбил 13 самолётов противника. 27.06.1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в армии. В 1948 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1964 года Подполковник А. Н. Гришин - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 22.08.1974 года.


Следующий самолёт  ( Як-9Т ), как следует из надписи на его борту, принадлежал Герою Советского Союза В. Н. Орлову  ( рисунок внизу ).

Не стану подробно описывать заслуги этого довольно известного лётчика  ( подробный рассказ о нём можно прочитать в статье - "orlov_vn.php.php" ).

Единственное на что хочется обратить внимание: звания Героя Советского Союза Капитан В. Н. Орлов был удостоен в конце Сентября 1943 года и летал он тогда, как и весь его 113-й Гвардейский авиационный полк, на истребителях Ла-5 !

Следуя простой логике, вышестояшее командование, скорее всего, не стало бы дарить лётчику самолёт совершенно другой марки - на котором он не мог сражаться в составе своего полка. Уж слишком различными были характеристики этих истребителей: Ла-5ФН и Як-9Т...

Хотя, вполне возможно, я и не прав...

Як-9Т Виктора Орлова.

*     *     *

Ещё один истребитель  ( Як-7Б с пониженным гаргротом ), согласно зарубежным источникам принадлежал Гвардии капитану Павлу Голофиктову   ( Guards Kapitan Pavel Golofiktov ).

К сожалению, прочитать надпись на верхнем рисунке мне не удалось. Так же как и найти хоть какую - либо информацию о этом лётчике. Судя по количеству звёзд на борту самолёта, на счету П. Голофиктова числится не менее 7 воздушных побед.

*     *     *

Як-7Б П.Голофиктова

Истребитель Як-7Б Гвардии капитана Павла Голофиктова.

Як-7Б П.Голофиктова

Командир 180-го ГвИАП А.Сашенко

Гвардии подполковник А. Сашенко на фоне Ла-5 "Валерий Чкалов".

По имеющимся сведениям, командир 180-го ГвИАП Алексей Сашенко   ( имел на своём счету 8 личных и 1 групповую победы ) погиб в Польше. Однажды он полетел смотреть какой - то аэродром недалеко от Кракова. У-2 не готов был и он полетел на боевом. Скапотировал на посадке, попал в воду - в лужу, и захлебнулся - утонул. Там народ был на аэродроме, но пока подошли, пока перевернули машину, он утонул. Они боялись что загорится и взорвётся самолёт, подходить не хотели. А пока суть да дело - в фонарь вода набралась и он захлебнулся...

*     *     *

Это может показаться удивительным, но факт остаётся фактом: в годы Великой Отечественной войны некоторые советские лётчики летали на самолётах - подарках, поступивших из - за границы.

Так, американский киноактёр Рэд Скельтон прислал защитникам Ленинграда свой подарок - бомбардировщик "Бостон А-20Ж". Машину, приобретённую на деньги актёра, и его личное письмо передали балтийскому лётчику Петру Стрелецкому.

Петра Фёдоровича не смутило, что все надписи на приборах, инструкция и, конечно, письмо были на английском языке. Ещё в лётном училище он довольно основательно занимался английским и теперь мог вполне обойтись без переводчика. Прежде всего он, конечно, прочёл белую надпись на носу самолёта - "Всё сделаем".

Уже потом Стрелецкий узнал, что это любимая фраза американского актёра.

Что же касается советского лётчика, то он воспринял эти слова в самом прямом смысле. Надо думать, Рэд Скелтон не сомневался в том, что его подарок будет передан в надёжные руки. Именно поэтому письмо его заканчивалось так: "Желаю Вам счастья и удачи, успешно бить врага, хотя я знаю - не мне Вам говорить, как надо бить врага".

Но что сказал бы Скелтон, узнав, как сражался на его самолёте русский лётчик !

Для этого нет надобности рассказывать о многих боевых вылетах Петра Фёдоровича Стрелецкого. Достаточно остановиться на подробностях только одного полета 27 Февраля 1944 года. Правда, о нём одном можно рассказывать больше, чем о других 100.

П.Ф.Стрелецкий у самолёта Р.Скелтона.

П. Ф. Стрелецкий у самолёта "Бостон А-20Ж" - подарка Рэда Скелтона.

Балтийцы, всегда активно участвовавшие в боевых операциях Ленинградского фронта, помогали теснить врага и памятной зимой 1944 года. Помогали не только ударами по войскам противника. Каждое потопленное в море немецкое судно ослабляло силу сопротивления врага. В тот день лётчик 1-го Гвардейского минно - торпедного полка Гвардии капитан Стрелецкий и штурман Гвардии капитан Афанасьев западнее порта Вентспилс с высоты 40 метров и дистанции 500 метров атаковали вражеский транспорт "Монт Паскал", шедший без охранения. Ударили корабельные зенитки, но Стрелецкий шёл на сближение. Борта судна лишь чуть возвышались над водой - так основательно он был нагружён. Разве можно упустить такую цель !

Самолёт уже находился на боевом курсе, когда Стрелецкий почувствовал сильную боль в левой ноге. Он старался не думать о ране, надо было точно выдержать боевой курс. Самое незначительное отклонение - и торпеда пройдёт мимо...

И, как на грех, все прицельные приспособления на американском самолёте были сосредоточены у лётчика. Расчёт угла прицеливания и дистанции, с которой надо бросать торпеду, да и само сбрасывание - всё это должен был делать пилот. Что касается штурмана, то на американском самолёте его обязанности ограничивались прокладкой маршрута, ведением детальной ориентировки и фотографированием результатов удара по цели. В случае нападения истребителей противника штурман вёл огонь из пулемёта.

Хуже было другое - штурман и стрелок - радист сидели в задней кабине, отделённой от кабины лётчика бензиновым баком и бомбовыми люками. Товарищи даже не видели Стрелецкого, не знали, что с ним. Единственное, что их связывало с командиром экипажа, зто переговорное устройство.

На боевом курске...

Стиснув зубы, лётчик повёл самолёт в атаку. Как только взорвалась торпеда, горящее вражеское судно начало уходить под воду...

Придерживая штурвал правой рукой, левой лётчик ощупал ногу. В меховом сапоге было мокро от крови. Стрелецкий чувствовал, что зацепило крепко. Как жаль, что штурман Николай Афанасьев в другой кабине !   Будь он рядом - перевязал бы рану, помог пилотировать машину.

Штурман, встревоженный тем, что самолёт то теряет высоту, то неожиданно взмывает, уже несколько раз допытывался:

- Что с тобой, Петро ?

Лётчик отмалчивался. Да и что он мог ответить ?   Сказать правду ?   Как тогда почувствуют себя штурман и стрелок, у которых нет никакой возможности помочь командиру ?   Зачем расстраивать их...

Стрелецкий отстегнул от планшета длинный ремешок и стянул им перебитую ногу. Так хотя бы кровь не хлестала из раны.

Штурман Афанасьев почувствовал недоброе. Он как можно прямее проложил курс и снова спросил:

- Что случилось, Петро ?

Они были близкими товарищами и даже в полёте называли друг друга по имени.

- Ты слышишь, Петро ? - настойчиво переспросил Николай.

- Слышу, - глуховатым голосом ответил лётчик - Я ранен.

Штурман попытался узнать подробности. В ответ услышал:

- Потом...

Афанасьев понял, что лётчику трудно говорить. И уже сам, не спрашивая у командира разрешения, продиктовал старшему сержанту Трусову радиограмму: "Задание выполнил, имею на борту раненого".

Стрелецкий не знал об этом. Не знал, что на аэродроме уже стоит наготове санитарная машина, что люди с тревогой смотрят на небо, прислушиваются.

- Петро, как ты там ? - с тревогой спросил штурман.

Стрелецкий разжал пересохшие губы.

- Ничего, тяну...

Лететь оставалось самое малое пару часов. Боль усиливалась, и, чтобы хоть немного отделаться от неё, Стрелецкий старался думать о чём - нибудь постороннем. Вспомнил, как отец, вытаскивая однажды иглой занозу из пальца Петра, приговаривал: "Ты думай, сынок, про другое, тогда и болеть меньше будет".

Это было очень давно. Отец - высокий, статный, с большими усами - казался тогда самым сильным. А может, и не казался. В Криничном все считали Фёдора Стрелецкого геройским человеком. В Первую Мировую войну храбро дрался с немцами и вернулся домой с 12-ю ранами. В детстве Петр думал, что именно потому отца выбрали сначала председателем Криничненского сельсовета, потом председателем колхоза имени Ленина.

Стрелецкого знобило, по телу ползли мурашки. Что - то похожее на это он испытал ещё мальчишкой, слушая рассказ матери о том, как её избивали в 1918 году. Почти сразу же после рождения сына отец ушёл из села. Приближались белополяки, и он вступил в отряд красных партизан. Враги требовали, чтобы Мария Стрелецкая сказала, где её муж и остальные партизаны. Она молчала. Её били, но она так ничего и не сказала.

Потом в село пришли петлюровцы. И опять жену красного партизана Фёдора Стрелецкого допрашивали, опять били, а она молчала...

Где теперь мать ?   Отец воюет, это Пётр знал точно. Давно уже невоеннообязанный, он всё - таки настоял, чтобы его взяли в армию. Написал сыну, что к 12 старым ранам прибавились ещё две.

В шлемофоне послышался голос штурмана:

- Скоро будем дома.

Увидев полоску аэродрома, Стрелецкий решил идти на посадку с ходу, не делая положенного круга. Но, чтобы нацелить машину точно на прямоугольник посадочной полосы, всё равно надо было довернуть и, как на грех, влево. Лётчик сдвинулся вниз, чтобы помочь раненой ноге всей тяжестью тела. От этого боль стала просто нестерпимой.

Посадочная полоса стремительно бросилась под колёса торпедоносца. Теперь оставалось одно - притормозить, чтобы самолёт не вынесло на аэродром. Ткнувшись колёсами в снег, он перевернётся, скапотирует. Притормаживая, надо точно выдерживать направление, чтобы мчащуюся на большой скорости машину не занесло. Если это случится, то самолёт завалится набок.

Лётчик двигал педалями, а боль росла, и что - то острое вонзалось в ногу всё глубже и глубже...

Когда открыли кабину, Стрелецкий не двигался. Он потерял сознание. Весь пол кабины был красным от крови.

Более 4 часов Николай Афанасьев и Иван Трусов не отходили от дверей операционной. Наконец вышел врач. Штурман и стрелок - радист вскочили.

- Что с ним ? - встревоженно спросил штурман.

- Если говорить по - нашему, - ответил врач, - то у него слепое ранение с нарушением целостности всех костей левого коленного сустава и бедренной кости. Отсутствуют верхние 7 сантиметров малой берцовой кости и треть коленного сустава. Выколото 3 сантиметра бедренной кости. А проще говоря - длина раны 32 сантиметра.

- И он с этой раной вёл самолёт 2 часа 26 минут ! - сказал штурман.

Доктор покачал головой:

- Удивительный человек. Ногу мы постараемся сохранить, а вот за то, что он вернётся в строй, ручаться трудно.

В строй Пётр Фёдорович Стрелецкий всё же вернулся. И вернулся с "Золотой Звездой" Героя. Указ застал его в госпитале. А после госпиталя Стрелецкий прослужил ещё 13 лет. Гвардии Капитан стал Гвардии Полковником.

Демобилизовался он в 1957 году. Живя под Москвой, работал инженером на машиностроительном заводе. Ленинград и ленинградцев не забывал. Особенно хирурга Фёдора Марковича Дановича и медицинскую сестру Анну Ивановну Юрзину. Часто передавал им приветы. Он ведь был обязан им многим.

И ещё одну ленинградку не забывал Пётр Фёдорович - Анастасию Соловьёву. Это её кровь переливали раненому лётчику: 6 раз по 250 граммов !   После войны Пётр Фёдорович хотел разыскать её, поблагодарить, но не нашёл. Ведь кроме имени и фамилии Стрелецкий ничего не знал.

П.Ф.Стрелецкий ( справа ) и Н.Ф.Афанасьев.

Лёжа в госпитале, он думал, что надо будет послать письмо Рэду Скелтону. Да так и не собрался. А жаль, пусть бы узнал Скелтон подробности хотя бы одного боевого вылета, совершённого советским лётчиком на американском самолёте.

Прочитав этот короткий рассказ о подвиге балтийского летчика и взглянув затем на помещённую здесь фотографию, всякий спросит: "Так кто же из двоих людей Стрелецкий ?"

Отвечаю: Пётр Фёдорович Стрелецкий - справа. Рядом - штурман Николай Фёдорович Афанасьев. Эта фотография сделана 12 Декабря 1943 года возле самолёта, подаренного американским киноактёром. Однако это не единственный повод, чтобы поместить здесь снимок друзей. Афанасьев - тоже Герой Советского Союза.

Штурман считал, что в победе, одержанной 27 Февраля, его заслуги нет. Но именно он вывел самолёт точно в район цели. И он же проложил наикратчайший маршрут к аэродрому. Это очень помогло раненому лётчику.

Впрочем, если уж говорить о заслугах штурмана Афанасьева, то действительно следовало бы рассказать о другом - о том, как при любой, даже самой ненастной, погоде он бомбил железнодорожные составы на станциях Тосно, Чудово, Мга, Гатчина. Ещё осенью 1942 года торпедировал канонерскую лодку врага.

За 3 вылета - 5, 17 и 18 Октября 1943 года, - несмотря на сильный заградительный огонь зениток, Афанасьев потопил 3 вражеских транспорта. А в дни боёв за освобождение Ленинграда от блокады Афанасьев бомбил узлы обороны врага. Он один из героев знаменитой ночи с 16 на 17 Января 1944 года. В эту ночь он 5 раз выводил самолёт на опорный пункт немцев в Ропше, 5 раз наносил меткие удары.

Небо полыхало от зенитных разрывов, его полосовали лучи прожекторов, а внизу была непроглядная тьма. И всё - таки Афанасьев точно находил цели. Одна из бомб - 250-килограммовая фугаска - попала в командный пункт врага.

В общем, Стрелецкий и Афанасьев хорошо дополняли друг друга в боях. И не случайно Золотой Звездой они были награждены в один день - 31 Мая 1944 года. Так что старый снимок, сделанный по случаю вручения экипажу подарка американского киноактёра, оказался очень кстати.

*     *     *

Несколько фотографий прислал мне Горелов Игорь Алексеевич:

Як 'Мозжухинский колхозник.'

'Ремесленное училище.'

'Ремесленное училище.'

'Ремесленное училище.'

К сожалению, подробной информации по этим самолётам найти пока не удалось.

'Ремесленное училище.'

*     *     *

В 12-м истребительном авиационном полку ВВС Краснознамённого Балтийского Флота имелся "именной" самолёт - Як-9М "Красная Осетия". Подарили его североосетинские колхозники персонально Герою Советского Союза Клименко Михаилу Гавриловичу, который был заместителем командира полка. Клименко был заслуженным лётчиком - штурмовиком, воевал с 1941 года. Призвали его в своё время из Гражданской авиации  ( у него, между прочим, был значок "миллион километров" ), и как человек он замечательный был...

С Января и до лета 1944 года Клименко учился на Высших офицерских курсах ВВС ВМФ и вернулся на Балтику дублёром командира 12-го ИАКП.

Вскоре, в далёком кавказском колхозе "Красная Осетия" труженики этого хозяйства, узнав о выдающихся подвигах балтийского лётчика, решили купить на свои сбережения новый истребитель. Спустя некоторое время, на фронтовом аэродроме они вручили его отважному лётчику.

Як-9М М.Г.Клименко.

"Именной" Як-9М с бортовым номером "100" М. Г. Клименко.
Надпись на борту сделана красным по серому камуфляжу.
( эту фотографию прислал мне Олег Корытов ).

По словам однополчан, Клименко был очень мягкотелым человеком - чисто гражданский человек. На боевые задания на его "именном" истребителе летали другие лётчики, поскольку этот Як-9М был приписан к звену управления.

*     *     *

Весной 1943 года лётчики 15-го Гвардейского штурмового авиационного полка ( ВВС Ленинградского фронта ) получили эскадрилью самолётов Ил-2 "Щёлковский штурмовик", построенную на личные сбережения труженников подмосковного города.

Н. И. Свитенко

Командир 15-го ГвШАП Подполковник Н. И. Свитенко обьясняет
своему стрелку боевое задание на фоне Ил-2 "Щёлковский штурмовик".

*     *     *

Ил-2 'Ярославский комсомолец'

Ярославские комсомольцы передают лётчикам эскадрилью именных самолётов, построенных
на средства области. Зима 1942 - 1943 года. Ближний к нам Ил-2 имеет серийный № 301228.

*     *     *

Ил-2 'Чапаевец'

Ил-2, построенные на средства трудящихся города Чапаевска, Куйбышевской области.
Ил-2 'Чапаевец'

*     *     *

А.К.Тарасов.
А. К. Тарасов.

В годы войны жители Нарьян - Мара, оленеводы и охотники, собрали деньги и купили истребитель Як-9. Самолёт был вручен лётчику 20-го истребительного авиационного полка ( 14-я смешанная авиационная дивизия, ВВС Северного флота ) А. Т. Тарасову. Неизвестно точно, в каких конкретно воздушных сражениях участвовал Алексей Тарасов. Известно одно: к лету 1944 года он совершил 213 боевых вылетов, в 48 воздушных баях сбил 10 вражеских самолётов и в Августе был удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны его Як-9 был выставлен перед местным краеведческим музеем. А потом, как это часто бывает в нашей стране... Подробный рассказ о А. Т. Тарасов читайте в статье - "taras_ak.php".

*     *     *

Лётчику Владимиру Петрову в годы войны было 19 лет. Он летал на самолёте Ил-4, подаренном Красной Армии его отцом - Петровым Петром Логиновичем. Молодой Петров был одним из лучших лётчиков 2-й Гвардейской авиадивизии авиации дальнего действия. В кинохронике военных лет есть кадр: В. Петров в кабине самолёта.

После окончания войны он работал в Ленском речном пароходстве капитаном - механиком теплохода. Выйдя на пенсию, жил с семьёй в селе Бичура, где работал в леспромхозе.

НазадЛиния
( История некоторых именных самолётов )
Вперёд


Возврат

Н а з а д

Информационные партнеры раздела  


Главная |  | Источники | 

         © fightersky.ru