Это был один из ярчайших асов великолепной 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии. Его пилотаж отличала исключительная точность, даже виртуозность, которой лётчик порой бравировал. В боях Борис Рогов был предельно отважен, при этом не знал поражений, не потерял ни одного из своих ведомых. Он родился в 1923 году. С Января 1943 года по Сентябрь 1944 года служил в составе 13-го ИАП ( позднее ставшего 111-м Гвардейским ИАП ), летал на Ла-5. Характерен его вылет на разведку с молодым лётчиком Гвардии младшим лейтенантом П. А. Авраменко 15 Марта 1944 года. В районе наблюдения, западнее Проскурова, они были перехвачены парой Ме-109. В завязавшемся бою наши разведчики сбили оба неприятельских истребителя и, закончив выполнение задания, вернулись на аэродром с ценными сведениями о противнике. Гвардии старший лейтенант Б. П. Рогов сражался под Сталинградом и в небе Кубани, на Курской дуге и в Корсунь - Шевченковской операции, в боях под Львовом и Проскуровом. Совершил более 300 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 27 самолётов противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 26 личных побед лётчика. ] Награждён орденами Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени ( дважды ). Некоторую информацию о нём можно найти в известной книге П. М. Бойкова - "На главных направлениях", посвящённой боевому пути 10-й Гвардейской ИАД: "...19 Апреля 1943 года группа из 20 истребителей
Ла-5 во главе с командиром полка подполковником Лышковым прикрывала наши войска
на Малой земле. В 16 часов 30 минут со стороны Анапы появились 8 самолётов Ме-109G-2,
которые уклонились от атаки группы майора С. Я. Жуковского.
Через 2 - 3 минуты Лышков заметил со стороны Чёрного моря 12
бомбардировщиков Не-111 под охраной этих истребителей. Группа Жуковского связала
их боем, а восьмёрка Латышева атаковала "Хейнкелей". В этом бою Я. К. Латышев и
Б. П. Рогов сбили по одному Не-111. Бомбардировщики противника, беспорядочно
сбросив бомбы, ушли в сторону моря. Преследуя их, Н. Гринько сбил ещё один
самолёт противника. ...3 Августа 1943 года войска Воронежского фронта перешли в
контрнаступление на Белгородско - Харьковском направлении. Рано утром на
сопровождение 12 штурмовиков Ил-2 вылетели 10 истребителей Ла-5ФН под
командованием старшего лейтената С. Д. Горелова. В районе Белгорода их
атаковали 35 истребителей противника. Завязался воздушный бой, в котором
советские лётчики сбили 8 вражеских самолётов. При этом, командир эскадрильи
С. Д. Горелов и командир звена Б. П. Рогов сбили по 2 Ме-109. ...Много замечательных подвигов совершили отважные лётчики
разведывательной эскадрильи, выполняя самые ответственные задания
командования. На боевом пути от Белгорода до Праги они произвели 3528
вылетов, сбили в воздушных боях 129 вражеских самолётов и 8 аэростатов -
корректировщиков. Только Гвардейцы - разведчики Алексей Балясников и Борис
Рогов сбили 41 самолёт противника". Следует отметить, что некоторые из перечисленных побед не находят отражения в оперативных документах, обнаруженных М. Быковым и приведённых в книге "Победы сталинских соколов. 1941 - 1945 гг." После длительных и напряжённых боев, развернувшихся осенью 1944 года, войска 4-го Украинского фронта овладели главным Карпатским хребтом, захватив перевалы Лупковский, Русский, Ужокский, Верецкий, Вышковский, Яблонецкий и Татарский. От фашистских захватчиков были освобождены Ясиня, Рахов и другие населённые пункты Закарпатья. Авиация противника, находящаяся на аэродромах по другую сторону Карпат, располагала более благоприятными условиями. Большой радиус действия сковывал нашу активность в воздухе, ведь она зависела и от запаса горючего в бензобаке. Командование приняло решение уничтожить самолёты противника и разрушить взлётно - посадочные полосы на Ужгородском аэродроме. Предварительно на разведку вылетал Старший лейтенант Борис Рогов со своим ведомым. Лётчик - истребитель Б. Рогов обладал большим искусством "видеть" противника раньше, чем противник увидит его. Это позволяло ему внезапно атаковать и уничтожать врага с первой атаки. К этому времени Борис уже имел на своем личном счету 27 сбитых самолётов противника. Разведывательный вылет пары Б. Рогова был успешным и показал, что аэродром Ужгорода заполнен самолётами Ме-109, FW-190, Ju-88 и Ju-52. После удара штурмовиков, Борис слетал к аэродрому ещё раз и зафиксировал результаты штурмовки. Удары "Илов" были удачными. Было уничтожено 16 самолётов врага, выведена из строя взлётно - посадочная полоса. Он погиб 14 Сентября 1944 года, когда, взлетев с подвешенными под крылья истребителя бомбами, задел ими за невысокую насыпь на краю аэродрома... * * *Список известных побед Гвардии
старшего лейтенанта Б. П. Рогова:
|
Н а з а д