Главная | Источники | 

Рогов Борис Пантелеевич

”Фото не найдено.

Это был один из ярчайших асов великолепной 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии. Его пилотаж отличала исключительная точность, даже виртуозность, которой лётчик порой бравировал. В боях Борис Рогов был предельно отважен, при этом не знал поражений, не потерял ни одного из своих ведомых.

Он родился в 1923 году. С Января 1943 года по Сентябрь 1944 года служил в составе 13-го ИАП  ( позднее ставшего 111-м Гвардейским ИАП ), летал на Ла-5.

Характерен его вылет на разведку с молодым лётчиком Гвардии младшим лейтенантом П. А. Авраменко 15 Марта 1944 года. В районе наблюдения, западнее Проскурова, они были перехвачены парой Ме-109. В завязавшемся бою наши разведчики сбили оба неприятельских истребителя и, закончив выполнение задания, вернулись на аэродром с ценными сведениями о противнике.

Гвардии старший лейтенант Б. П. Рогов сражался под Сталинградом и в небе Кубани, на Курской дуге и в Корсунь - Шевченковской операции, в боях под Львовом и Проскуровом. Совершил более 300 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 27 самолётов противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 26 личных побед лётчика. ]  Награждён орденами Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени  ( дважды ).

Некоторую информацию о нём можно найти в известной книге П. М. Бойкова - "На главных направлениях", посвящённой боевому пути 10-й Гвардейской ИАД:

"...19 Апреля 1943 года группа из 20 истребителей Ла-5 во главе с командиром полка подполковником Лышковым прикрывала наши войска на Малой земле. В 16 часов 30 минут со стороны Анапы появились 8 самолётов Ме-109G-2, которые уклонились от атаки группы майора С. Я. Жуковского.

Через 2 - 3 минуты Лышков заметил со стороны Чёрного моря 12 бомбардировщиков Не-111 под охраной этих истребителей. Группа Жуковского связала их боем, а восьмёрка Латышева атаковала "Хейнкелей". В этом бою Я. К. Латышев и Б. П. Рогов сбили по одному Не-111. Бомбардировщики противника, беспорядочно сбросив бомбы, ушли в сторону моря. Преследуя их, Н. Гринько сбил ещё один самолёт противника.

...3 Августа 1943 года войска Воронежского фронта перешли в контрнаступление на Белгородско - Харьковском направлении. Рано утром на сопровождение 12 штурмовиков Ил-2 вылетели 10 истребителей Ла-5ФН под командованием старшего лейтената С. Д. Горелова. В районе Белгорода их атаковали 35 истребителей противника. Завязался воздушный бой, в котором советские лётчики сбили 8 вражеских самолётов. При этом, командир эскадрильи С. Д. Горелов и командир звена Б. П. Рогов сбили по 2 Ме-109.

...Много замечательных подвигов совершили отважные лётчики разведывательной эскадрильи, выполняя самые ответственные задания командования. На боевом пути от Белгорода до Праги они произвели 3528 вылетов, сбили в воздушных боях 129 вражеских самолётов и 8 аэростатов - корректировщиков. Только Гвардейцы - разведчики Алексей Балясников и Борис Рогов сбили 41 самолёт противника".

Следует отметить, что некоторые из перечисленных побед не находят отражения в оперативных документах, обнаруженных М. Быковым и приведённых в книге "Победы сталинских соколов. 1941 - 1945 гг."

После длительных и напряжённых боев, развернувшихся осенью 1944 года, войска 4-го Украинского фронта овладели главным Карпатским хребтом, захватив перевалы Лупковский, Русский, Ужокский, Верецкий, Вышковский, Яблонецкий и Татарский. От фашистских захватчиков были освобождены Ясиня, Рахов и другие населённые пункты Закарпатья.

Авиация противника, находящаяся на аэродромах по другую сторону Карпат, располагала более благоприятными условиями. Большой радиус действия сковывал нашу активность в воздухе, ведь она зависела и от запаса горючего в бензобаке. Командование приняло решение уничтожить самолёты противника и разрушить взлётно - посадочные полосы на Ужгородском аэродроме. Предварительно на разведку вылетал Старший лейтенант Борис Рогов со своим ведомым. Лётчик - истребитель Б. Рогов обладал большим искусством "видеть" противника раньше, чем противник увидит его. Это позволяло ему внезапно атаковать и уничтожать врага с первой атаки. К этому времени Борис уже имел на своем личном счету 27 сбитых самолётов противника. Разведывательный вылет пары Б. Рогова был успешным и показал, что аэродром Ужгорода заполнен самолётами Ме-109, FW-190, Ju-88 и Ju-52.

После удара штурмовиков, Борис слетал к аэродрому ещё раз и зафиксировал результаты штурмовки. Удары "Илов" были удачными. Было уничтожено 16 самолётов врага, выведена из строя взлётно - посадочная полоса.

Он погиб 14 Сентября 1944 года, когда, взлетев с подвешенными под крылья истребителя бомбами, задел ими за невысокую насыпь на краю аэродрома...

*     *     *

Список известных побед Гвардии старшего лейтенанта Б. П. Рогова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
125.02.1943 г.1  FW-189АлександровкаЛа-5.
222.03.1943 г.1  Не-111Носовск
321.04.1943 г.2  Ме-109Мысхако
403.08.1943 г.2  Ме-109Угрим
51  Ме-109Сажное
612.08.1943 г.1  Ju-88Олынанка
713.08.1943 г.1  Ju-87Богодухов
827.08.1943 г.1  Ju-88Балясное
928.08.1943 г.1  Ju-52Жуки
1003.09.1943 г.1  Ju-88Коптельва
1101.02.1944 г.1  Hs-123Екатеринополье
1204.02.1944 г.1  FW-190Кашмак
1322.02.1944 г.1  FW-190юго - зап. Павловка
1415.03.1944 г.1  Ме-109Гречаны
1524.03.1944 г.1  Не-111Нестаровцы
1627.03.1944 г.1  Hs-126вост. Дунаевцы
171  Ju-52зап. Миньковцы
1806.06.1944 г.1  FW-189Ланчин
191  FW-190Печенежин
2007.06.1944 г.1  FW-190Хлебы - Лесны
2116.07.1944 г.1  FW-190Опоки
221  FW-190Скварзова
2322.07.1944 г.1  FW-190Цебовце - Барки
241  FW-190Кротошин

      Всего сбитых самолётов - 26 + 0;  боевых вылетов - более 300.


Возврат

Н а з а д