Главная | Источники | 

Пруцков Фёдор Максимович

Ф.М.Пруцков

Родился в 1908 году в Люберцах Московской области. Окончил Качинское военное авиационное училище лётчиков.

В звании Лейтенанта служил лётчиком в 40-й истребительной авиационой эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

С Ноября 1936 года по 26 Июля 1937 года участвовал в национально - революционной войне испанского народа. Был пилотом истребителя И-16. Сначала воевал в эскадрилье Сергея Тархова, а после его гибели - Константина Колесникова.

Участвовал в нескольких воздушных боях.

Вспоминает один из пилотов этой эскадрильи, Иван Иванович Кравченко:

"Особенно запомнилось мне 18 Февраля 1937 года, когда напряжение в воздушных боях над Харамой достигло апогея. В тот день мы, как говорится, превзошли самих себя - совершили до 10 боевых вылетов !

Уже при первом вылете девятка "Москас" во главе с комэском Колесниковым атаковала группу "Юнкерсов". Отлично, слаженно действовали Акуленко, Лесников, Баланов, Шевцов и другие. Они сбили 3 вражеские машины и обратили в бегство остальные. Не меньший успех был и у второй группы, возглавляемой Иваном Лакеевым. Лётчики Пруцков, Замашанский, Никитин, Шаров и американец Арнольд, взаимодействуя с пилотами эскадрильи Павла Рычагова, завязали воздушный бой с вражескими истребителями, и 4 из них навсегда отлетались. Кончались боеприпасы, но бой не прекращался - одни уходили на заправку, их сменяли другие - и так весь день..."

25 Марта 1937 года в 17:30 с Алкалы на перехват противника поднялись 5 И-16 - к аэродрому со стороны солнца приближались 2 Ju-86. Помешать им не успели, и после бомбардировки двум И-16 потребовался заводской ремонт, лётчик и техник были ранены. Бомба взорвалась возле взлетавшего на перехват И-16 Павла Путивко. Взрывной волной самолёт был перевёрнут, а лётчик ранен осколком в голову. Ранение оказалось тяжёлым, и в Испании Павлу больше летать не пришлось. Он попал в госпиталь, выйдя из которого в Мае, был досрочно отправлен на Родину.

Самолёт Ju-86D.

Однако, 5 взлетевших истребителей  ( В. Ухов, П. Поляков, И. Лакеев, Ф. Пруцков и И. Кравченко )  считают, что 1 "Юнкерс" им удалось сбить. Взлетевшие на помощь 5 И-15 противника уже не догнали.

В небе Испании Ф. М. Пруцков сбил в группе с товарищами 2 вражеских самолёта.

В 1938 году ему было присвоено звание Майора.

5 Ноября 1939 года был назначен командиром 16-м истребительного авиационного полка ПВО Московского военного округа  ( приказ НКО № 04612 ).

Учился на курсах комиссаров - лётчиков при Харьковском военном авиационном училище, которые окончил в Январе 1939 года.

С Июля 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне. Вместе со своим полком отражал налёты немецкой авиации на Москву. Летал на МиГ-3. В одном из боёв сбил сразу 4 самолёта  ( 3 лично и 1 в паре ). В книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" есть следующее сообщение:

"25 Октября 1941 года восьмёрка истребителей 16-го ИАП, возглавляемая командиром полка Подполковником Ф. М. Пруцковым, во время патрулирования над боевыми порядками войск, оборонявших подступы к Москве, обнаружили приближение 2-х групп вражеских самолётов - 7 Ju-88 и 10 Ме-109. Смелой атакой наши лётчики уничтожили 1 бомбардировщик и 5 вражеских истребителей. Командир полка лично сбил 1 Ju-88, 2 Ме-109 и в паре с Лейтенантом М. М. Бабушкиным - ещё 1 Ме-109..."

Под его командованием летчики полка за полгода боев сбили под Москвой 72 самолёта.

Если до Октября 1941 года пилоты 16-го ИАП занимались, как правило, патрулированием и перехватом вражеских разведчиков, то со второй половине Октября до 80% боевых вылетов выполнялось уже на прикрытие своих наземных войск и штурмовые удары по врагу и прежде всего - по мотомеханизированным колоннам. Всего же, в Октябре 1941 года, лётчики 16-го авиаполка нанесли 172 бомбово - штурмовых удара и доложили об уничтожении 231 автомашины, 18 танков, 6 мостов и переправ.

В Октябре 1941 года ему присвоили звание Подполковника.

Истребитель МиГ-3.

Истребитель МиГ-3.  На такой машине воевал под Москвой Ф. М. Пруцков.

За проявленную отвагу при защите Москвы Ф. М. Пруцков дважды был награждён орденами Ленина  ( Указы от 28.10.1941 г. и 4.03.1942 г. ).

Весной 1942 года Фёдор Пруцков служил уже в отделе истребительной авиации инспекции ВВС, который возглавлял участник боёв в Испании Подполковник М. Н. Якушин. Работы у инспекторов было много. Так, в Мае - Июне 1942 года вместе с двумя другими инспекторами - Е. С. Антоновым и А. Ф. Семёновым, Ф. М. Пруцков готовил к новым боям лётный состав 434-го истребительного авиационного полка, прилетевшего под Москву для переформирование. Это ответственное задание было выполнено в срок.

В результате тяжёлого поражения, названного позднее "Харьковской катастрофой", летом 1942 года враг захватил относительно небольшую, но очень важную в оперативном отношении территорию и завладел инициативой. Только людские потери Юго - Западного направления составили 230 - 240 тысяч человек, не считая огромного количества оружия и боевой техники.

Именно в это время с 20 Мая по 12 Июня на аэродроме Люберцы пополняется лётным составом и получает новую матчасть - самолёты Як-1 434-й истребительный авиаполк.

В результате подготовительных мероприятий 434-й ИАП, пополненный лётным составом и техникой, прошедший подготовку к предстоящим боевым действиям в составе 2-х эскадрилий и под непосредственным руководством заместителя начальника инспекции ВВС Красной Армии Подполковника Ф. М. Пруцкова, перебазируется на Юго - Западный фронт. С 13 Июня по 4 Июля 1942 года полк входит в подчинение 8-й Воздушной армии.

Для истории представляют интерес те задачи, которые решала инспекция ВВС, курируя 434-й ИАП.

Во-первых, в подготовительный период - это прежде всего комплектование людьми и техникой, а также обеспечение полка по всем видам на период боевых действий. Сюда же можно отнести организацию и контроль за учебно - боевой подготовкой  ( полёты, учебные занятия ).

Во-вторых, в период боевых действий - это оказание помощи командиру полка, его заместителям и командирам подразделений в уяснении боевой задачи, в оценке обстановки, в принятии решения и в организации взаимодействия с другими войсковыми подразделениями. Обобщение боевого опыта в определении результативности и перспектив боевой работы, такой особой авиачасти как 434-й ИАП.

За период руководства полком Подполковником Ф. М. Пруцковым, 434-й ИАП произвёл 880 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 35 самолётов противника. Свои потери - 4 самолёта. Подполковник Ф. М. Пруцков за этот период времени выполнил 28 боевых вылетов, провёл 2 воздушных боя и сбил 1 самолёт.

Истребитель Як-1

Самолёт Як-1 из состава 434-го ИАП.  Юго - Западный фронт. Июнь 1942 год.

Самым результативным по числу побед, одержанных лётчиками 434-го полка за период боевых действий на Юго - Западном фронте, оказалось 27 Июня 1942 года. В этот день группа из 8 самолётов Як-1 встретила в районе юго - восточнее Уразово - Купянск группу из 12 - 16 бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием Ме-109. Наши лётчики атаковали противника и по итогам боя доложили об уничтожении 6 бомбардировщиков: по одной победе записали на свой счёт Подполковник Ф. Пруцков, Майор И. Клещёв, Капитан В. Бабков, Старший лейтенант И. Избинский, Лейтенанты Хользунов и Савельев.

1 Ноября 1942 года во время перелёта в Ленинград на истребителе МиГ-3, из-за плохой погоды, совершил вынужденную посадку в поле. При этом получил тяжёлые травмы и переломы. После выздоровления был назначен командиром 2-го учебного   ( по другим данным - запасного )  авиационного полка.

Всего за время Великой Отечественной войны сбил 5 самолётов противника  ( 4 лично и 1 в группе ):


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
ПримечаниеСвои
самолёты
125.10.19411 Ju-88Москва( лично )МиГ-3
22 Ме-109Москва( лично )
31 Ме-109Москва( в паре с М. М. Бабушкиным. )
427.06.19421 Ju-88Уразово - Купянск( лично )Як-1.

Награждён орденами: Ленина  ( 28.10.1941 г. )  и Красного Знамени  ( 4.03.1942 г. ).

Погиб 5 Августа 1943 года.


Возврат

Н а з а д