Главная | Источники | 

HSU

Приказчиков Алексей Лукич

А.Л.Приказчиков.

Родился 28 Февраля 1917 года в деревне Чёрная Грязь, ныне Жуковского района Калужской области, в семье служащего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ, работал токарем. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

С Июля 1941 года Лейтенант А. Л. Приказчиков на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал в составе 8-го ИАП  ( с 8 Февряля 1943 года - 42-й Гвардейский ИАП ). Летал на И-16 и Як-1.

К Апрелю 1943 года командир 1-й эскадрильи 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  Гвардии капитан А. Л. Приказчиков совершил 277 успешных боевых вылетов, в 43 воздушных боях лично сбил 6 и составе группы 12 самолётов противника.

1 Мая 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

25 Сентября 1943 года Гвардии капитан А. Л. Приказчиков не вернулся с боевого задания. К тому времени на его счету числилось 8 личных и 12 групповых побед.

Награждён орденами: Ленина ( дважды ), Красного Знамени.

*     *     *

В 1937 года Алексей Приказчиков окончил Одесскую военно - авиационную школу пилотови был оставлен в ней инструктором. В 1939 году направлен в состав 8-го ИАП, в котором и встретил войну.

Войну лётчики 8-го истребительного авиаполка начали на И-16, затем получили новые Як-1.

В начала 1942 года на участке фронта, где сражалась эскадрилья Приказчикова, появилась новинка - немецкий истребитель Ме-109F. Среди лётчиков ходило много слухов о превосходстве этой машины над советскими Як-1, на которых летал Приказчиков. Но в один из дней калужанин, патрулируя окрестности, заприметил противника. Навязав Ме-109F бой, Приказчиков на своем "Яке" поджёг вражеский самолёт. Он стал первым в полку, кто вступил в схватку с модернизированной машиной противника и одержал победу...

Ме-109F2

К Апрелю 1943 года командир 1-й эскадрильи 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан А. Л. Приказчиков совершил 277 успешных боевых вылетов, в 43 воздушных боях лично сбил 6 и составе группы 12 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Приказчиков Алексей Лукич был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 908 ).

Вечером 15 Апреля 1943 года дежурная четвёрка "Яков" 42-го Гвардейского ИАП во главе с Гвардии капитаном А. Л. Приказчиковым была поднята по тревоге. К Тихорецку шла группа из 12 немецких бомбардировщиков. Встреча произошла между Тихорецком и Кропоткином. С ходу, на высокой скорости истребители врезались в строй бомбардировщиков и расчленили его на группы. И тут же по приказу Приказчикова дружно атаковали отколовшуюся от общей группы бомбардировщиков противника четвёрку Ju-88. Темнота затрудняла ведение боя, но лётчики понимали, как важно закрепить первый успех. Приказчиков и Виноградов подожгли по одному Ju-88. Ещё 2 бомбардировщика подбили Печёный и Куничев. Налёт бомбардировщиков был сорван, они освободились от бомбового груза в чистом поле и ушли на запад.

28 Мая 1943 года около 11 часов над линией фронта появилось около 30 Не-111 под прикрытием 12 Ме-109. Их тут же встретили 8 советских истребителей из 42-го Гвардейского ИАП во главе с ведущим Героем Советского Союза Гвардии капитаном А. Л. Приказчиковым. Наземные войска наблюдали захватывающий воздушный поединок. Одна за другой следовали смелые атаки. Уже 4 экипажа бомбардировщиков противника нашли себе могилы на полях Кубани, 5-й потянул на запад с горящим мотором...

В этот день лётчики 42-го Гвардейского ИАП сбили и повредили 16 самолётов противника. Сами же потеряли лишь один Як-1. Лётчику удалось выпрыгнуть с парашютом. Он остался невредимым и благополучно вернулся в часть.

В конце Мая 1943 года группа истребителей, ведомая Приказчиковым, совершила блестящую атаку на аэродром противника, уничтожив 30 немецких самолётов на земле и 6 в воздухе.

25 Сентября 1943 года командир 1-й эскадрильи 42-го Гвардейского истребительного авиаполка Герой Советского Союза Гвардии капитан А. Л. Приказчиков со своим ведомым Гвардии младшим лейтенантом А. С. Гусаком вылетел на разведку противника. Их прикрывала пара истребителей. Ведущий был Гвардии старший лейтенант Н. Н. Печёный.

Как только "Яковлевы" исчезли в утреннем небе, товарищи, проводив их, обсудили между собой неприятный инцидент, возникший накануне между командиром эскадрильи и его заместителем.

...Получив от командира полка задание выслать четвёрку истребителей на разведку противника в район Темрюк - Голубицкая, Гвардии капитан А. Л. Приказчиков приказал выполнить его паре Гвардии старшего лейтенанта Печёного. При этом он ему сказал:

- Для прикрытия своей пары от вражеских истребителей выберете любую пару лётчиков по своему усмотрению. Учтите, в районе разведки патрулируют вражеские истребители, они могут напасть на вас из засады, поэтому будьте бдительны, осторожны.

- В таком случае выполнение задачи немыслимо без потерь, - с раздражением ответил командиру Печёный. Находившиеся рядом лётчики насторожились. Их удивило поведение этого опытного воздушного бойца.

А.Л.Приказчиков.

Командир эскадрильи понимал - усомнившегося в успехе лётчика на разведку посылать нельзя. Он принял такое решение:

- На разведку я вылетаю со своим ведомым. Вы, Гвардии старший лейтенант, будете прикрывать нас. Всё внимание мы сосредоточим на поиске замаскированных танков. Вы же не подпускайте к нам "Мессеров".

На аэродром возвратились только 2 самолёта. Медленно, как бы нехотя переставляя ноги, брёл к командному пункту насупившийся, угрюмый Печёный. За ним, опустив голову, шёл его ведомый. К ним подбежал адъютант Гвардии лейтенант В. Садовников, дрожащим голосом спросил:

- Где командир ?..

- Сбили зенитчики, - устало выдавил из себя Печёный и замолчал.

Ведомый лётчик окинул его неодобрительным взглядом, тяжело вздохнул, неуверенно добавил:

- Сначала сбили Капитана, а потом Гусака. Командир отвернул пылавший самолёт в сторону залива, машина Гусака упала поблизости Темрюка.

Опытные лётчики не поверили Печёному. Каждый из них десятки раз летал на разведку, с малых высот разыскивая вражеские объекты, проносился над зенитками, и фашисты даже не успевали открыть стрельбу по их истребителям. И Приказчиков совершил десятки вылетов на разведку. Он постоянно возвращался на аэродром без единой пробоины в машине. Не могли зенитчики сбить его, мастера маневра и пилотажа. Такое единодушное мнение было у нас. Но как проверить доклад Печёного и его ведомого лётчика ?   Темрюк ещё оккупирован фашистами.

Через полчаса после возвращения пары Печёного с аэродрома в станицу Анастасьевскую  ( в 40 км восточнее Темрюка )  на разведку вылетели истребители под командованием Ивана Горбунова. Они обнаружили до 200 танков и автомашин, по радио сообщили об этом штурмовикам, которые нанесли по ним бомбовые удары. Разведчики возвратились на аэродром, сообщили о количестве уничтоженной техники противника.

Утром 27 Сентября 1943 года советские войска освободили Темрюк, туда выехал адъютант эскадрильи В. Садовников. Он выяснил обстоятельства гибели Приказчикова и Гусака. Жители города рассказали о ходе воздушного боя, о гибели лётчиков и отдали сохранённые документы Гвардии младшего лейтенанта Александра Семёновича Гусака.

...В тот день, 4 наших истребителя промчались над Темрюком, затем 2 из них снизились до бреющего полёта, вторая пара поднялась высоко в небо. Вот по этой паре и стали бить вражеские зенитчики. Как потом признался Печёный, ему показалось, что все немецкие зенитки стреляли только по нему и его ведомому, поэтому он поднялся на высоту более 5000 метров, куда снаряды не долетали. С этой высоты Печёный и не увидел подкравшихся к нашим разведчикам "Мессеров". О допущенной роковой ошибке он догадался, когда внизу вспыхнул и упал сначала один, затем второй самолёт... Так погибли Алексей Лукич Приказчиков и Александр Семёнович Гусак.

К тому времени на его счету Гвардии капитана А. Л. Приказчикова числилось уже 20 сбитых самолётов противника: 8 лично и 12 в группе с товарищами.  [ Некоторые источники указывают на 25 побед лётчика. Возможно, с учётом самолётов уничтоженных на земле. ]

Вот что пишет в своих воспоминаниях Герой Советского Союза известный лётчик - истребитель Григорий Родионович Павлов:

"С Алёшей мы познакомились в 1939 году. В Октябре меня назначили командиром эскадрильи, а Алёша был командиром звена в этой эскадрилье. Чем ближе узнавал я его, тем больше он нравился мне. Он обладал трезвым характером, был прям в суждениях и неподкупно честен, беспредельно любил свою профессию и обладал отличным мастерством.

Родом он был из деревни, затем окончил ФЗУ завода "Авиахим" в Москве, работал токарем. В авиацию пришёл по направлению комсомола: в 1935 году по путёвке МК ВЛКСМ был направлен в Ейское лётное училище. Но вскоре небо стало его единственной любовью. Лётную школу он закончил с отличием и был оставлен при ней инструктором. Учил курсантов и сам совершенствовал своё мастерство. В 1939-м служил на востоке, тогда же был принят в партию. В общем, биография у него была типична для нашего поколения: он знал цену жизни и дорожил всем, что дала нам страна. Вот почему он так храбро воевал.

"Ну а те, кому выпало жить, будем помнить о них и дружить". И я рад, что память о моём боевом друге Алёше Приказчикове жива. До сих пор переживают боль утраты его друзья - однополчане, семья, родные и близкие - а это память. Помнят его и на родине - в селе Чёрная Грязь Калужской области: одна из пионерских дружин долгое время носила его имя, а на клубе установлена мемориальная доска, у которой останавливается и стар, и млад. В городе Темрюке на воинском кладбище Герою Советского Союза Алексею Приказчикову поставлен памятник..."

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана А. Л. Приказчикова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
126.07.1941 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )ВязьмаИ-16, Як-1.
221.09.1941 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )Весёлое
31  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )Менчекур
408.11.1941 г.1  Hs-126Платоновка
511.11.1941 г.1  Ме-109Ровеньки
622.11.1941 г.1  Ме-109Тавричанский
718.01.1942 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 4 )Славянск
821.01.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 7 )Барвенково
91  Hs-126  ( в группе - 1 / 4 )Барвенково
1025.01.1942 г.1  Hе-111  ( в группе - 1 / 5 )Александровка
1121.02.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )зап. Андреевка
1223.02.1942 г.1  Ме-109Долгенькая
131  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )Долгенькая
1401.03.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )юж. Красноармейск
1518.05.1942 г.1  Ме-109Славянск
1617.08.1942 г.1  Ме-109юж. Боксаненок
1719.08.1942 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / ? )Балтийский Рабочий
1811.02.1943 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )зап. Старонижестеблиевская
1912.04.1943 г.1  Ju-88Кропоткин
2030.05.1943 г.1  Ju-88вост. Крымская

      Всего сбитых самолётов - 8 + 12;  боевых вылетов - около 300.


Возврат

Н а з а д