Главная | Источники | 

HSU

Попова Анастасия Васильевна

Н.В.Попова

Родилась 17 Декабря 1921 года в деревне Шебановка, ныне в черте посёлка Долгое Должанского района Орловской области, в семье рабочего. Окончила среднюю школу, Донецкий аэроклуб, в 1940 году - Херсонскую лётную авиационную школу. Работала инструктором. С Июня 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу усовершенствования пилотов.

С Мая 1942 года в действующей армии. К Декабрю 1944 года заместитель командира эскадрильи 46-го Гвардейского авиационного полка  ( 325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт )  Гвардии cтарший лейтенант А. В. Попова совершила 737 боевых вылетов, нанесла большой урон противнику в живой силе и технике.

23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.

С 1948 года Капитан А. В. Попова - в запасе. Живёт в Москве. Член президиума Всесоюзной организации ветеранов войны и труда, Совета комитета ветеранов войны. Заслуженный работник культуры РСФСР. Почётный гражданин города Донецка.

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени; медалями.

*     *     *

В 1914 году экипажу небольшой немецкой подводной лодки в одной атаке удалось потопить сразу 3 английских крейсера... Несколько позже уже английский лётчик на одномоторном аэроплане сбросил на немецкий "Цеппелин"  ( дирижабль )  серию мелких бомб: вражеский исполин был в мгновение ока уничтожен страшным взрывом. Вскоре подобные удары стали сравнивать со смертельными укусами москитов.

В 1942 году впервые появился термин "русская москитная авиация". По окончании Второй Мировой войны при изучении немецких архивных документов выяснилось, что так противник окрестил широко применявшиеся в боевых действиях советские учебные и учебно - тренировочные самолёты, на которые устанавливалось "нештатное" вооружение.

Наибольшую известность среди наших "москитов" получил У-2  ( По-2 ), которого советские люди ласково называли "кукурузник", а немецкие солдаты пренебрежительно, правда только поначалу, "рус фанер". Этими ночными бомбардировщиками были вооружены целые полки. Опыт их боевого применения достаточно хорошо изучен и освещён во многих изданиях. Но мало кто знает, что наши лётчики воевали и на других "москитах", например, на учебно - тренировочных монопланах УТ-1 и УТ-2 конструкции А. С. Яковлева, и даже на  ( совсем уж устаревших )  бипланах И-5 !

При этом один из полков "москитной авиации" занимает в истории нашей авиации особое место - речь идёт о 46-м Гвардейском Таманском авиационном полке лёгких ночных бомбардировщиков. Пилотами этого полка были молодые девушки, которых противник уже вскоре с ненавистью стал называть "ночными ведьмами". Одной из лётчиц этого полка была и героиня нашего рассказа Анастасия Васильевна Попова.

Н.В.Попова ( справа ) и Е.В.Рябова

Каждый год 2 Мая в сквере у Большого театра собираются ветераны 3-х женских авиационных полков. Много лет приходит сюда на традиционную встречу с однополчанами Герой Советского Союза Гвардии капитан в отставке Попова Надежда Васильевна.

...В Сентябре 1941 года к прославленной советской лётчице Марине Расковой, формировавшей в городе Энгельсе женские авиационные полки, обратилась молоденькая, симпатичная девушка - инструктор, прибывшая из Средней Азии. Это была Надежда Попова. Она сказала:

- Хочу в тот полк, который первым пойдёт на фронт !

Просьба была удовлетворена. На фронт женский полк ночных бомбардировщиков вылетел 1 Апреля 1942 года. Для Нади Поповой и её подруг началась активная боевая работа.

В один из пасмурных Сентябрьских вечеров 1942 года экипаж Попова - Рябова получил задание нанести удар по переправе в районе Моздока, где разведка обнаружила скопление вражеских войск. На подходе к цели самолёт попал в сплошную облачность. Но экипаж не повернул назад и продолжал полёт в район цели, преодолевая сильную болтанку.

Мужество и мастерство были вознаграждены. Над станицей Екатериноградской сквозь просвет в облаках Попова и Рябова увидели Терек и вражескую переправу.

Бомбовой удар они нанесли точно, с первого захода, и благополучно вернулись на свой аэродром. Немало самолётов полка поднималось в воздух в ту ночь, но выйти на цель и выполнить боевую задачу удалось только экипажу лётчицы Надежды Поповой и штурмана Екатерины Рябовой.

ПО-2 Надежды Поповой

Особенно отличилась Надежда Попова в период проведения Белорусской наступательной операции частей Красной Армии в 1944 году, участвовала в освобождении Могилёва, Минска и Гродно.

За годы войны 852 раза вылетала на боевые задания на своём верном По-2 Надя Попова. Рисковала жизнью под огнём зениток и вражеских истребителей в небе над Кубанью, Крымом, Белоруссией, Польшей, Восточной Пруссией. И не было такого, чтобы её экипаж не выполнил задания. При этом было уничтожено 3 переправы, воинский эшелон, артиллерийская батарея, 2 прожектора, много живой силы и другой боевой техники противника. Экипаж Надежды Поповой сбросил 600 тысяч листовок в тылу врага.

Е.В.Рябова
Е. В. Рябова.

Несколько слов хочется сказать и о её боевой подруге - штурмане Екатерине Васильевне Рябовой. Родилась она 14 Июля 1921 года в селе Гусь - Железный Касимовского района Рязанской области. В 1942 году окончила школу штурманов. С Мая 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Январю 1945 года Гвардии старший лейтенант Е. В. Рябова совершила 816 успешных ночных вылетов на бомбардировку живой силы и техники противника. 23 Февраля 1945 года, вместе со своей подругой Надеждой Поповой, стала Героем Советского Союза. После войны ушла в отставку. Окончила Московский государственный университет, работала в полиграфическом институте. Умерла 12 Сентября 1974 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.


Возврат

Н а з а д

Информационные партнеры раздела  


Главная |  | Источники | 

        © fightersky.ru