Главная | Источники | 

Попов Вячеслав Дмитриевич

Фото пока не найдено

Родился 4 Марта 1914 года в селе Верхние Любажи Фатежского района Курской области в семье сельского врача. Окончил в Сталино 7 классов в 1930 году, учился в ФЗУ с Августа 1931 года по Май 1933 года, работал клепальщиком на заводе "Стальмост" до Января 1934 года. Без отрыва от производства окончил в Сталино аэроклуб. С 10 Января 1934 года в рядах Красной Армии, учиться в 3-й Чкаловской школе лётчиков, которую окончил через год.

В звании старшины служил в Ленинградском военном округе, с Января 1935 года по Октябрь 1936 года был пилотом 4-й легкобомбардировочной авиационной эскадрильи в Красногвардейске, затем пилотом 11-й истребительной авиационной эскадрильи 111-й истребительной авиационной бригады.

С 20 Августа 1937 года по 24 Марта 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом, затем командиром звена истребителей И-15. Имел псевдонимы "Жорж", "Жора", "Георгий", "Григорий", "Фернандо Монтанель".

"Аэродром Сабаделъ. Свежее утро, ещё не взошло солнце, и трава блестит росой. На границе лётного поля, распластав свои короткие крылья, замерли два "чато", два курносых истребителя. Притаившиеся в ожидании момента смертельной схватки с фашистскими самолётами, они тихи, безжизненны сейчас. Но достаточно одного оборота стартера - и машины оживут и ринутся ввысь, заполняя небо победным, мощным гулом.

Возле истребителей на разостланном самолётном чехле мирно завтракают двое республиканских лётчиков. Они дежурят с рассвета. Сегодня ночью здесь был бой с фашистскими бомбардировщиками, пытавшимися напасть на Барселону. Республиканцы сбили один бомбардировщик. Он сгорел в воздухе вместе с экипажем и упал недалеко отсюда.

От лётного здания быстро подъехала машина. Посыльный вручил радиограмму: "Торговый пароход, находящийся на полпути от границы Франции к Барселоне, обстреливается двумя фашистскими гидросамолётами".

Через 30 секунд истребители взмыли ввысь. Набирая высоту, они скрылись по направлению к морю. Вскоре далеко на горизонте появился дымок. Корабль - там !   Истребители ринулись к нему. Подлетая, лётчики увидели два фашистских гидроплана, обстреливающих беззащитный пароход. Фашисты тотчас же стали удирать к острову Майорка. Но республиканские истребители быстро их догнали.

Начался бой. Фашистский гидроплан, атакуемый Фернандо, вошёл в вираж, наставляя свои турельные пулемёты на истребителя. Фернандо, чтобы избежать огня, удачным маневром подскочил под хвост вражескому самолёту и прицелился в среднюю часть его дна. Как ни вилял фашист, - ему ничто не помогло. Фернандо нажал гашетку своих пулемётов, самолёт врага задымился и, через несколько секунд, весь в пламени, упал в море..."   [ Фактически этот бомбардировщик В. Д. Попов сбил в паре с Лейтенантом Н. Т. Сюсюкаловым 4 Ноября 1937 года в районе Ампоста. ]

( Из газеты "Красная Звезда", 6 Июня 1938 г. )

12 Декабря 1937 года был ранен в воздушном бою двумя пулями навылет, но благополучно вернулся на аэродром и через неделю снова был в строю.

10 Февраля 1938 года при опробовании мотора его И-15 скапотировал на аэродроме Сабадель. Лётчик получил травму и попал в госпиталь, из которого был отправлен на родину.

Всего совершил в Испании 60 боевых вылетов,  ( с общим налётом 80 часов ). В воздушных боях сбил сбил 2 истребителя "Фиат-32" лично и 1 "Савойя-79" - в паре.

29 Апреля 1938 года получил звание Старшего лейтенанта. 14 Ноября 1938 года награждён орденом Красного Знамени.

Командиром звена служил в 7-м ИАП  ( с Мая по Октябрь 1938 года )  и 38-м ИАП  ( по Январь 1939 года ), затем был помощником командира эскадрильи.

С 30 Ноября 1939 года по 13 Марта 1940 года в составе своего полка участвовал в Советско - Финляндской войне.

С Апреля 1940 года по Декабрь 1941 года служил в Баку командиром эскадрильи 25-го ИАП.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 9 Декабря 1941 года. В должности командира эскадрильи и заместителя командира 270-го ИАП воевал на Крымском фронте до Апреля 1942 года, после чего был послан на курсы усовершенствования командиров полков и начальников штабов при Военно - Воздушной академии.

12 Апреля 1942 года ему присвоили звание Капитана. После окончания курсов в Апреле 1943 года, снова попал на фронт. В составе 179-го ИАП воевал на Западном фронте командиром эскадрильи  ( до Июня 1943 года )  и помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе  ( до Июля 1944 года ).

10 Июня 1944 года ему было присвоено звание Майора. Воевал на 2-м Украинском фронте до конца войны заместителем командира полка по лётной части. Участвовал в боях за Будапешт и Вену. В одном из боёв был сбит, но спасся на парашюте.

Совершил 95 боевых вылетов  ( в том числе 5 - на И-153, 48 - на И-16, 8 - на "Харрикейне", 34 - на Як-1 ), лично сбил 2 самолёта противника.

За боевые отличия был награждён орденами Отечественной войны 1-й степени  ( 26.03.1945 ), Красной Звезды  ( ??.04.1942 ), медалями "За боевые заслуги"  ( 3.11.1944 ), "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 ), "За взятие Будапешта"  ( 9.06.1945 ) и "За взятие Вены"  ( 9.06.1945 ).

После окончания войны служил в дальней авиации.

10 Ноября 1946 года вышел в отставку в звании Майора. Проживал в Киеве. Умер 1 Января 1991 года. Похоронен на Берковецком кладбище.


Возврат

Н а з а д