Главная | Источники | 

Поляков Павел Васильевич

Фото пока не найдено

Родился в 1910 году в селе Шатово Серпуховского района Московской области в семье крестьянина.

В звании Лейтенанта служил в качестве младшего лётчика в 107-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

С Ноября 1936 года по 26 Июля 1937 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом истребителя И-16.

27 Декабря 1936 года основные события развернулись на Теруэльском направлении, куда уже успели перелететь 2 звена И-16, несмотря на туман и низкую облачность.

Обе стороны сделали несколько вылетов на бомбардировку наземных войск. В первом вылете 6 И-16, ведомые Андреем Морозовым, сопровождали 2 "Potez-54" в районе Теруэля. Чувствуя себя в безопасности, бомбардировщики, "летавшие со скоростью велосипеда", выполнили несколько заходов на цель. После очередной атаки они обнаружили, что вместо республиканских истребителей вокруг них крутятся 4 истребителя противника. Один из советских истребителей под псевдонимом "П"  ( вероятно, Павел Поляков )  вспоминал:

"У нас с бомбардировщиками была договорённость сделать при бомбометании не больше 2-х заходов. Но когда прилетели к цели, то бомбардировщики сделали 5 заходов; в результате этого мы отошли от них в сторону, давая тем самым знать бомбардировщикам, что бомбометание пора кончать. Бомбардировщики этого не выполнили и, как результат, подверглись атаке 4 самолётов "Фиат". У одного из наших бомбардировщиков загорелся левый мотор, и он вынужден был сесть. Увидев эту картину, мы бросились в атаку на "Фиаты" и сбили 2-х из них; 2 других успели уйти в облака".

К сказанному необходимо добавить, что экипаж "Потеза", совершившего вынужденную посадку, получил ранения. Республиканские истребители смогли установить аэродром, на который ушли их противники. В этом бою был сбит националистский Не-51, пилот Альфредо Ариха Валенсуэла  ( Alfredo Arija Valenzuela )  погиб.

25 Марта 1937 года в 17:30 с Алкалы на перехват противника поднялись 5 И-16 - к аэродрому со стороны солнца приближались 2 Ju-86. Помешать им не успели, и после бомбардировки двум И-16 потребовался заводской ремонт, лётчик и техник были ранены. Бомба взорвалась возле взлетавшего на перехват И-16 Павла Путивко. Взрывной волной самолёт был перевёрнут, а лётчик ранен осколком в голову. Ранение оказалось тяжёлым, и в Испании Павлу больше летать не пришлось. Он попал в госпиталь, выйдя из которого в Мае, был досрочно отправлен на Родину.

Самолёт Ju-86D.

Однако, 5 взлетевших истребителей  ( В. Ухов, П. Поляков, И. Лакеев, Ф. Пруцков и И. Кравченко )  считают, что 1 "Юнкерс" им удалось сбить. Взлетевшие на помощь 5 И-15 противника уже не догнали.

Всего в воздушных боях сбил не менее 4 самолётов противника, в том числе:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
1??.11.19361 Fiat-32Мадрид( лично )
207.11.19361 SM-79Мадрид( в составе группы )
322.11.19361 Ju-52-( в паре с И. И. Кравченко )
425.03.19321 Ju-86Алькала( в составе звена )

По итогам боёв награждён двумя орденами Красного Знамени   ( 2.01.1937 и 4.07.1937 ).

После возвращения из Испании ему было присвоено звание Капитана, и он был назначен на должность командира отряда в 142-й истребительной авиационной бригаде Белорусского военного округа.

В 1940 году ему присвоили звание Майора.

"П. В. Поляков - гроза врагов в воздухе и на земле. В воздушных схватках им сбито много самолётов противника. Но как пришло к Полякову мастерство ?   Оно было в нём воспитано. В первых боях его маневры были неточны, действия медлительны. Мы стали ему помогать усваивать трудное искусство воздушного боя. Увлекаемый примером товарищей, Поляков стал смело бросаться в бой. Он изучил слабые стороны врага и узнал, что тот боится одиночества, боится встречи один на один, что у него не хватает выдержки для продолжительного боя.

И вот, пришёл момент, когда Поляков почувствовал своё превосходство над врагом. В действиях лётчика появилась та внутренняя уверенность в своих силах, которая складывается из совершенного уменья, знания, бесстрашия и большого нравственного подъёма. Мы увидели это сразу же - по тому, как Поляков сбил первый самолёт противника.

Он вышел во время боя на левый фланг и, как молния, устремился на выручку 2-х своих товарищей, окружённых вражескими самолётами. Атака Полякова была настолько стремительной, что 3 "рыцаря воздуха" не выдержали, устремившись вслед за первым, начавшим удирать самолётом. Поляков двумя очередями расстрелял и сбил его, а через секунду снова вошёл в бой...

Это было настоящее боевое искусство. Тогда мы все поняли, что Поляков стал мастером воздушного боя. Последующие бои показали, что в его лице мы имеем незаурядного лётчика, человека абсолютной отваги, боевого и решительного командира, настоящего сталинского сокола..."

( Из газеты "Большевистское знамя", 23 Февраля 1940 г. )

В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Кавказа. Командуя 35-м ИАП, охранял небо Баку, Батуми и Поти. Летал на МиГ-3. Защищая Кавказ, лётчики его полка с Января 1942 года по Апрель 1944 года совершили 2894 боевых вылета и сбили 34 вражеских самолёта.

За боевые отличия был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями "За оборону Кавказа"  ( 1.05.1944 ), "За боевые заслуги"   ( 3.11.1944 ), "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 ).

Вышел в отставку в звании Подполковника. По состоянию на 1969 год проживал в Москве.


Возврат

Н а з а д