Главная | Источники | 

HSU

Полукаров Николай Тихонович

Полукаров Н.Т.

Родился 25 Сентября 1921 года в деревне Бобровка, ныне Веневского района Тульской области, в крестьянской семье. Окончил 2 курса химического техникума и аэроклуб в Туле. В 1939 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Таганрогскую военно - авиационную школу пилотов.

С Июля 1943 года в действующей армии. Воевал на Воронежском, Степном, 1-м Украинском и 2-м Украинском фронтах.

К Январю 1945 года командир звена 140-го Гвардейского штурмового авиационного полка  ( 8-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии лейтенант Н. Т. Полукаров совершил 92 успешных боевых вылета на штурмовку войск противника. Провёл 14 воздушных боёв, где сбил 3 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии лейтенанту Николаю Тихоновичу Полукарову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 6075 ).

Всего совершил 118 боевых вылетов, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике.

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Летал на реактивных машинах. С 1958 года Гвардии полковник Н. Т. Полукаров - в запасе. Работал преподавателем в Политехническом институте на кафедре Гражданской Обороны. Автор свыше 20 научных и учебно - методических работ. Написал книгу "Атакует "черная смерть", выдержавшую несколько изданий. Жил в городе Тула. Умер 22 Мая 1996 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Полукаров Н.Т.

Срыв железнодорожных перевозок, осуществляемый авиацией, наносит громадный материальный ущерб и отражается на ходе операции, в особенности там, где к линии фронта идёт незначительное количество путей сообщения.

4 Декабря 1944 года группой из 8 самолётов Ил-2, ведомой Героем Советского Союза Евсюковым  ( я был заместителем ), был нанесён удар по крупной железнодорожной станции Тарнув  ( Польша ).

Предварительной разведкой было установлено большое скопление железнодорожных эшелонов на станции. Метеорологическая обстановка, не позволившая нашим истребителям прикрывать нас, а также сильное прикрытие цели зенитным огнём усложняли выполнение задачи.

Для выполнения задания средствами поражения были избраны бомбы "ФАБ-50" и "ФАБ-100", "PC-82" и пулемётно - пушечный огонь.

Метеообстановка в районе аэродромов была такова: облачность 150 - 200 метров. Пока мы следовали к цели, облачность стала подниматься и на середине маршрута уже достигла 400 - 500 метров.

Был избран боевой порядок: 2 четвёрки в кильватере, дистанция между ними не превышала 500 метров, принижение задней - 50 метров. Перед целью облачность разорвалась, образуя окна; это дало возможность лететь за облаками и выйти на цель внезапно.

Атака цели  ( по эшелонам на путях )  производилась последовательно двумя четвёрками с планирования под углом 20 - 25° к путям станции.

Лётчики 140-го ГвШАП.

Лётчики 140-го Гвардейского ШАП:  Н. Полукаров, А. Евсюков и П. Баранов.

В результате нескольких атак было разбито и повреждено 7 железнодорожных эшелонов. Это подтвердили наблюдения экипажей, фотоконтроль группы и летавшие после разведчики. Несмотря на то что станцию прикрывали зенитным огнём 3 батареи ЗА и несколько батарей МЗА, мы не понесли потерь, так как вышли на цель внезапно и в районе зенитного огня производили маневр. Последний производился главным образом по высоте, с уходом от цели на повышенной непостоянной скорости и изменении направления.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )


Возврат

Н а з а д