Главная | Источники | 

HSUHSU

Паршин Георгий Михайлович

Г.М.Паршин.

Родился 23 Мая 1916 года в селе Сетуха, ныне Залегощенского района Орловской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В 1936 году окончил Херсонскую авиационную школу пилотов Осоавиахима. Затем долгое время работал лётчиком - инструктором в аэроклубах Днепропетровска, Чебоксар и Грозного. С 1941 года в рядах Красной Армии.

С Сентября 1941 года в действующей армии. В 1943 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава.

К Марту 1944 года командир эскадрильи 943-го штурмового авиационного полка  ( 277-я штурмовая авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт )  Капитан Г. М. Паршин совершил 138 боевых вылетов на штурмовку скоплений живой силы и техники противника.

19 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К Февралю 1945 года совершил ещё 96 боевых вылетов на штурмовку вражеских позиций. 19 Апреля 1945 года командир 943-го штурмового авиационного полка Майор Г. М. Паршин был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

С 1946 года Майор Г. М. Паршин - в запасе. Работал в Гражданском Воздушном Флоте, затем лётчиком - испытателем. Погиб 13 Марта 1956 года при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в Москве, где его именем названа улица.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями и иностранным орденом. Бронзовый бюст установлен в посёлке Залегощь Орловской области.

*     *     *

Сохранился редкий снимок, сделанный лётчиком Георшем Паршиным 1 Марта 1944 года. Снимок этот - блестящее свидетельство меткости Паршина. На фотографии - объятый огнём немецкий танк. Метким ударом Паршин поджёг его, а затем, как он говорил, "для отчета", щёлкнул на пленку.

Немецкий танк, зажжёный Паршиным

Трудно сказать, удалось ли Георгию Михайловичу сделать снимки всех уничтоженных им танков, но точно известно, что кроме того, который сгорел 1 Марта 1944 года, он сжёг ещё 10.

Г.М.Паршин

Георгий Паршин очень быстро стал одним из лучших лётчиков - штурмовиков в наших ВВС. Так, если обычно штурмовики находились над полем боя около 20 - 25 минут и совершали лишь по 2 - 3 атаки, более опытные лётчики, такие как Г. М. Паршин, Г. М. Мыльников, В. А. Алексенко и другие, производили по 5 - 6 атак и над полем боя "висели" до 35 минут.

Когда, представляя лётчика к званию Героя Советского Союза, командир полка подвёл итоги его штурмовок, цифры получились солидные. Кроме 11 танков Паршин уничтожил более 80 вагонов и 6 паровозов, взорвал несколько вражеских складов с боеприпасами, подавил огонь более 50 батарей, разбил на дорогах свыше 100 немецких автомашин.

9 Июня 1944 года Георгий Паршин совершил первый вылет на новой машине - штурмовике, на борту которого было написано: "Месть Бариновых". Этот самолёт был построен на средства матери и дочери - Прасковьи Васильевны и Евгении Петровны Бариновых и вручён Капитану Паршину, как лучшему лётчику дивизии.

Мать и дочь Бариновы, работавшие во время войны в 27-й поликлинике Октябрьского района Ленинграда, внесли в фонд обороны доставшиеся им по наследству ценности и попросили построить самолёт, который назвался бы "Месть Бариновых".

"Пусть лётчик нашего самолёта не забудет о мучениях, перенесённых нами, ленинградцами, - писали Прасковья Васильевна и Евгения Петровна Бариновы, - Пусть не даёт он врагу покоя ни в воздухе, ни на земле !   Пусть совобождает от фашистских орд родную землю !"

Им, ленинградкам, перенесшим все ужасы блокады, было за что мстить. Война принесла им безмерное горе: в Сентябре 1941 года погиб их сын и брат Виктор, ушедший на фронт добровольцем. В период блокады скончался глава семьи Пётр Иванович Баринов. Женщины остались одни. Не они не пали духом: мужественно перенесли смерть самых близких людей, бомбёжки, артобстрелы, голод и холод. Еле держась на ногах от истощения и физической усталости, возвращали в строй раненых. Потом сделали ещё один вклад в победу над ненавистным врагом: отдали на постройку боевого самолёта все свои сбережения. Примечательно и другое: в 1919 году так же поступал и дед, Иван Михайлович Баринов. Он передал тогда в фонд Красной Армии всё, что скопил за долгие годы.

Именной Ил-2 семьи Бариновых.

Свой подарок патриотки вручили известному лётчику Ленинградского фронта Георгию Паршину и он с честью оправдал оказанное ему доверие.

Мстил Георгий не только за ленинградцев. У него были и свои личные счёты с врагом. Его семью тоже не миновала беда. На Орловщине немцы сожгли его родную деревню Сетуху, расстреляли отца. Так личное горе отдельных советских людей переплелось со страданиями и гневом всего народа. И это вызывало лютую ненависть к фашизму. Георгий Михайлович Паршин сражался на этой машине за себя, за Бариновых, за свой народ... На снимке: Прасковья Васильевна Баринова передаёт Паршину именной штурмовик Ил-2. В центре - её дочь Евгения.


Штурмовик Ил-2М3 Капитана Г. М. Паршина.  943-й ШАП, осень 1944 года.

Капитан Паршин учил своих подчинённых наносить исключительно точные удары по вражеским целям. Сбив к концу войны в воздушных боях лично 10 самолётов противника, он стал одним из лучших Асов среди лётчиков штурмовой авиации.

Г.М.Паршин

Однажды шестёрке немецких истребителей удалось сбить его самолёт. Лётчик, очутившись на территории, занятой врагом, продолжал сражаться. Раненный, он не стал отсиживаться в лесу. Вместе с воздушным стрелком Паршин вышел к дороге. Здесь они убили немецкого офицера, ехавшего на мотоцикле. Затем незаметно подобрались к трём вражеским сапёрам, рывшим окоп, обезоружили их и захватили в плен. С тремя "языками" Паршин и стрелок перешли линию фронта.

Принимая самолёт от ленинградских патриоток, Паршин сказал, что постарается на нём закончить войну и добить врага в его логове. И лётчик сдержал своё слово !   После Выборгской операции он громил врагов в Прибалтике, сражался в небе над Восточной Пруссией, штурмовал Кёнигсберг. Только на Ленинградском фронте Г. М. Паршин, сопровождая танки и пехоту громя фашистские штабы и коммуникации, уничтожил 10 самолётов, столько же паровозов, более 60 вагонов, 11 танков, подавил 56 батарей, разбил около 120 автомашин противника.

19 Августа 1944 года за бои на Карельском перешейке Паршину присвоили звание Героя Советского Союза. А ровно через 8 месяцев - 19 Апреля 1945 года - он был награждён второй Золотой Звездой.

После войны Георгий Михайлович работал в гражданской авиации, затем стал лётчиком - испытателем.


Возврат

Н а з а д