Главная | Источники | 

Парамонов Виктор Иванович

В.И.Парамонов

Родился 4 Февраля 1917 года. Генерал - лейтенант авиации в отставке, лётчик - истребитель и воздушный разведчик ВВС КБФ, командир авиационного корпуса.

В 1937 году окончил Ейское военно - морское училище лётчиков и направлен в ВВС КБФ. Службу проходил в составе 38-й и 8-й ОИАЭ, затем 5-го ИАП на самолётах И-16.

В 1939 году участвовал в боях на реке Халхин - Гол в составе 70-го ИАП ВВС 3абайкальского военного округа. Совершил 28 боевых вылетов на самолётах И-16 и И-153.

В 1939 - 1940 годах в составе 5-го ИАП ВВС КБФ принимал участие в Советско - Финляндской войне. Выполнил 85 боевых вылетов на самолётах И-16 и И-153.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Был штурманом 4-й эскадрильи 5-го ИАП ВВС КБФ, летал на И-16.

31 Июля 1941 года звено И-16  ( лётчики В. И. Парамонов, В. В. Миронычев и В. В. Шерстобитов )  в районе Волосово встретили группу Ме-109, количество которой не определили, так как начался воздушный бой. В районе станции Кикерино они сбили группой один "Мессер". В атаке также принимало участие звено Як-1 из 71-го ИАП КБФ.

С Февраля 1942 года был заместителем командира 13-й ОКИАЭ   ( 61-я авиационная бригада ), летал на И-16 и ЛаГГ-3.

С Января 1943 года - командир эскадрильи 13-го КИАП   ( 9-я штурмовая авиационная дивизия ), летал на ЛаГГ-3. Основная задача - прикрытие и сопровождение самолётов Ил-2 из состава 7-го ШАП.

С Ноября 1943 года - командир эскадрильи 12-го ИАП, летал на Як-7Б. Основная задача - прикрытие и сопровождение Ил-2 из состава 35-го ШАП.

С Апреля 1944 года до окончания войны - командир 43-й раэведывательной эскадрильи 15-го ОРАП, летал на Як-9Д. Основная задача - оперативная разведка ВМБ, аэродромов и кораблей противника в интересах командования КБФ и Ленинградского фронта.

В годы войны участвовал в обороне и освобождении Ленинграда и Ленинградской области; Таллинна и Эстонии; освобождении Риги, Латвии и Литвы; защите "Дороги жизни" и Кронштадтской ВМБ; взятии Кёнигсберга, Данцига, Гдыни и других населённых пунктов. Всего выполнил 462 боевых вылета, в том числе: 16 - на штурмовку живой силы и техники противника; 179 - на сопровождение штурмовой и бомбардировочной авиации; 101 - на разведку ВМБ и кораблей противника в море. Проведя более 30 воздушных боёв, уничтожил лично и в группе около 10 самолётов противника  ( по некоторым источникам - 4 лично и 3 в группе с товарищами ).

По окончании войны до конца 1948 года продолжал службу в 15-м ОРАП в должности комэска на самолётах Як-9Д и Р-63С "Кингкобра"  ( в городе Мамоново Калининградской области ). С конца 1948 года по Ноябрь 1950 года - командир 314-го ИАП  ( 9-я штурмовая авиационная дивизия ), на самолётах Як-9Д и Р-39 "Аэрокобра"  ( аэродром Гарц, ГДР ). С Ноября 1950 года по Ноябрь 1952 года - слушатель Высших лётно - тактических курсов ВМС в Риге   ( самолёты Ла-11 и МиГ-15 ). По окончании ВЛТК был командиром 405-го ИАП   ( 508-я ИАД ВВС ТОФ, аэродром Тучензы, КНР ). С Июня 1953 года полк в составе 55-го ИАК  ( 54-я Воздушная армия ВВС ДВО, аэродром Цзинь - Цжоу, КНР ), на самолётах МиГ-15бис.

В.И.Парамонов

С Февраля 1954 года по Июнь 1956 года - заместитель командира 303-й ИАД  ( 54-я Воздушная армия ВВС ДВО, посёлок Галенки Приморского края ), на самолётах МиГ-17. С Июня 1956 года по Июль 1958 года - командир 153-й ИАД  ( 54-я Воздушная армия ВВС ДВО, затем в составе 23-го корпуса ПВО 11-й ОА ПВО ДВО, на самолётах МиГ-17. В 1958 - 1959 годах был слушателем Высших авиационных курсов Академии Генерального штаба ВС СССР.

По окончании ВАК - заместитель командира 14-го корпуса ПВО Закавказского ВО  ( город Тбилиси ). С Июля 1960 года - командир 26-й дивизии ПВО 14-й ОА ПВО Забайкальского ВО  ( город Иркутск ). С Июля 1961 года - командир 21-го корпуса ПВО 10-й ОА ПВО Ленинградского ВО  ( город Североморск ).

С Февраля 1969 года по Декабрь 1970 года - специалист РВС Кубы   ( город Гавана ). С 1971 года по Октябрь 1974 года - заместитель начальника ГШ Войск ПВО страны по боевому управлению. С Октября 1974 года - в запасе, затем в отставке.

Всего прослужил в Вооружённых Силах 39 лет, освоил 29 типов самолётов, совершил 4378 полётов с налётом 2054 часа. Из них: днём - 3926 полётов   ( налёт 1843 часа 46 минут ); ночью - 452 полёта  ( налёт 210 часов 15 минут ). В том числе в сложных метеоусловиях 188 часов 32 минуты.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями: "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За взятие Кёнигсберга", "За победу над Германией" и многими другими.


Возврат

Н а з а д