Главная | Источники | 

Панфилов Иван Алексеевич

Панфилов И.А.

Родился в 1911 году на Дону в казацкой семье. В рядах Красной Армии с 1932 года.

В звании Лейтенанта командовал звеном в одной из авиационных эскадрилий 142-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

В 1936 году во время одного из полётов его самолёт загорелся, но лётчику удалось посадить и спасти самолёт.

С 20 Августа 1937 года по 28 Февраля 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи И-16.

12 Октября 1937 года стало одним из самых удачных дней в "испанской" боевой карьере истребителя И-16.

В тот день наши лётчики заявили о 15 сбитых "Фиатах", обломки 7 самолётов противника были найдены на республиканской территории, а 1 самолёт с итальянским лётчиком совершил вынужденную посадку на правительственной территории. Большинство  ( если не все )  побед были одержаны на И-16. К сожалению, полную картину этого боя установить не представляется возможным. Можно с уверенностью сказать, что проверку боем прошли лётчики эскадрилий Гусева, Девотченко и Агирре.

Эскадрилья Гусева провела над линией фронта воздушный бой, в котором Иван Панфилов сбил 1 "Фиат" ( согласно мемуарам А. Гусева, однако по официальным документам на его счету личных побед не значится, только звеном и в группе ), а ещё 2 "Фиата" были подбиты.

При возвращении на аэродром лётчики заметили летевшее параллельно с ними в одном направлении и на одной высоте звено "Фиатов". Используя количественное и качественное превосходство, советские истребители решили принудить итальянцев к посадке. Однако такой вариант итальянцев явно не устраивал, и они попытались вырваться. Ведущий звена "Фиатов", дабы облегчить уход своих ведомых, пошел вверх. Его, оторвавшегося от группы, и сбили Александр Гусев и Иван Соколов. Ведомые "Фиаты" пошли вниз, и им удалось пройти какое-то расстояние к линии фронта, но они были сбиты звеньями Платона Смолякова и Ивана Панфилова. Пилот ведущего "Фиата" - Капитан, командир эскадрильи, выпрыгнул с парашютом и попал в плен. Находясь в плену, он сообщил сведения о количестве самолётов и распорядке работы аэродрома Гарапинильос.

"После одного из тяжёлых воздушных боёв уже после посадки на свой аэродром у Панфилова был приступ аппендицита. Он отлежался, боль успокоилась. Иван продолжал летать, к врачу не обращался. Через несколько дней - второй приступ. Панфилов попал на стол хирурга. Ну а оттуда одна дорога - в группу выздоравливающих. Однако и на этом тихом участке боевые вылеты были довольно часто, и после вылета Иван чувствовал себя плохо - сильные боли в животе, особенно при выполнении фигур высшего пилотажа и на перегрузках. Перегрузки доводили его до полуобморочного состояния. И снова он молчал, к врачам не обращался.

В одном из вылетов Панфилову с напарником пришлось вести довольно трудный бой с тремя самолётами "Савойя". Бомбардировщики рвались к Реусу, где размещался завод по сборке самолётов. Истребителям удалось сбить одну машину, а остальные ушли, так и не долетев до цели. И надо же было такому случиться, что при посадке самолёт Панфилова попал колесом в плохо засыпанную воронку от бомбы. Машину крепко тряхнуло. Тут Иван взвыл белугой.

После неудачной посадки Панфилов почувствовал себя совсем отвратно. По решению медицинской комиссии его больше не допускали к полётам".

( Из книги А. И. Гусева - "Гневное небо Испании". )

В конце Февраля 1938 года был досрочно отправлен на родину.

Всего совершил более 60 боевых вылетов  ( имел 74 часа боевого налёта ), в групповых боях сбил 4 самолёта противника:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
123.08.19371 разведчикБельчите( в составе четвёрки )
2??.10.19371 Ме-109-( в составе группы )
3??.10.19371 Fiat-32Сарагосса( в составе группы )
4??.02.19381 SM-79Реус( в паре с другим лётчиком )

По другим данным сбил 4 самолёта лично и 15 в составе группы, но это, скорей всего, ошибочные данные.

2 Марта 1938 года награждён орденом Красного Знамени.

В Великую Отечественную войну Майор И. А. Панфилов командовал 238-м ИАП, летал на ЛаГГ-3. В Апреле 1942 года был сбит и попал в плен. Находясь в концлагере Хаммельбург  ( Германия ), принимал активное участие в деятельности подпольной организации. В Июле 1944 года был направлен уже в концлагерь Маутхаузен   ( Австрия ). Освобождён из плена американскими войсками в Апреле 1945 года и, после спецпроверки, продолжал службу в авиации.

Вышел в отставку в звании Полковника. По состоянию на 1979 год проживал в Московской области.


Возврат

Н а з а д