Родился 25 Августа 1911 года в деревне Волок, ныне Брейтовского
района Ярославской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов неполной
средней школы и фабрично - заводское училище в Рыбинске. В Декабре 1932 года
призван в Красную Армию. Служил матросом на Балтийском флоте и мотористом в
9-й школе военных лётчиков. После демобилизации работал слесарем на моторостроительном
заводе в Рыбинске, одновременно учился в аэроклубе. В Августе 1935 года поступил
и в Ноябре 1936 года окончил Луганскую школу военных пилотов. Служил в авиачасти
пилотом и командиром звена.
В 1938 году добровольцем участвовал в освободительной войне китайского
народа с японскими захватчиками. Был награждён орденом Красного Знамени.
С 29 Мая по 16 Сентября 1939 года участвовал в боях с японскими
милитаристами в районе реки Халхин - Гол. Помошник командира эскадрильи 70-го
истребительного авиационного полка Старший лейтенант Л. А. Орлов показал высокое
лётное мастерство и боевую выучку. Проявил себя как бесстрашный боец атакующего
стиля. Ему довелось участвовать лишь в 5 воздушных боях, в которых он лично сбил
3 самолёта противника. Своему мастерству обучал молодых лётчиков. Даже получив
пробоины в самолёте, из боя никогда не выходил. Самозабвенно устремлялся на
выручку товарищам по эскадрильи. 29 Августа 1939 года за мужество и отвагу,
проявленные в боях, удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1939 - 1940 годах участвовал в походе войск Красной Армии в
Западную Украину и Белоруссию, Советско - Финляндской войне.
Затем служил в Управлении ВВС Красной Армии, работал старшим
инспектором Главной лётной инспекции ВВС, командовал эскадрильей, а с Августа
1941 года - 116-м истребительным авиаполком Среднеазиатского военного округа.
С Cентября 1942 года в должности командира 19-го Гвардейского
истребительного авиационного полка принимал участие в боях на Воронежском и Юго
- Западном фронтах. 15 Марта 1943 года Майор Л. А. Орлов погиб в авиакатастрофе
вблизи города Волчанск Харьковской области. Похоронен городе Волчанске ( Харьковская
область ) в братской могиле. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ),
а также монгольским орденом "За воинскую доблесть". Его имя носят улицы в Рыбинске
и Волчанске, СПТУ № 1 в Рыбинске.
* * *
Сын крестьянина из деревни Волок Брейтовского района Леонид
Орлов жил в городе Рыбинске. После школы юноша работал токарем на машиностроительном
заводе ( ныне НПО "Сатурн" ), мечтал о профессии лётчика.
Ударника - комсомольца заводской комитет комсомола послал учиться
в аэроклуб. За старшим братом пошли в лётчики и Анатолий с Николаем. Братья учились
в Луганской лётной школе, служили в частях, готовили себя к защите Родины. И
такое время пришло.
В группе боевых лётчиков, прибывших в первых числах Июня 1939 года
в Монголию, был и Леонид Орлов. Ему шёл 28-й год - возраст для лётчика - истребителя
достаточно солидный, хотя пилотом Леонид стал всего 3 года назад. Из них, 11 месяцев
он сражался с японскими захватчиками в небе Китая, за что был удостоен ордена
Красного Знамени.
Высокий, стройный, всегда весёлый и общительный, он быстро сошёлся
с бойцами и командирами эскадрильи. Одновременно с Орловым в 70-й полк прибыли
замечательные лётчики - Герой Советского Союза Майор С. И. Грицевец, Майор Б. А.
Смирнов, Капитаны Н. П. Жердёв и А. А. Зайцев, сражавшиеся в Испании и ещё не
встречавшиеся с японскими лётчиками. Орлов же знал японские самолёты не хуже
своих, десятки раз вступал в бой с японскими лётчиками, знал их тактические
приёмы. Поэтому к его советам в полку прислушивались. Занятия, которые Орлов
проводил с лётным составом, охотно посещали все, в том числе и командир полка
Майор В. А. Забалуев.
- Будьте осторожны и внимательны в бою, - предупреждал лётчиков
Орлов. - Японец - хитрый и опытный враг. Вы должны видеть всюду: впереди и за
спиной, слева и справа, вверху и внизу...
Начались бои. Леонид почти всегда летал ведущим. За его поведением
в воздухе следили всё летчики и старались во всём ему подражать.
Однажды - это было 27 Июня - Орлов во главе своей эскадрильи
вылетел на патрулирование в район горы Баян - Цаган. На высоте 3000 метров
встретили более 50 японских истребителей. Несмотря на тройное превосходство
врага, Орлов повёл эскадрилью в атаку. С головокружительной быстротой носились
в воздухе стальные птицы. После первой же атаки Орлов удачно сел на хвост
ведущему группы и короткой прицельной очередью сбил его. Другими лётчиками
эскадрильи было уничтожено ещё 5 японских машин. Орлов был рад успехам молодых
лётчиков, которых он в течение 2-х недель учил искусству воздушного боя.
Вскоре на помощь Орлову пришли эскадрильи Николая Жердёва и
Григория Бойченко, которые и довершили разгром противника.
Из многих воздушных боёв, проведённых в небе Монголии, самым
памятным для Леонида Орлова был бой 22 Июля. Во главе 9 И-16 в середине дня он
вылетел на прикрытие танковой колонны, двигавшейся из Тамцак - Булака к фронту.
Колонна растянулась на несколько километров. Далеко клубилась пыль, поднятая
машинами.
Прошло четверть часа. Орлов повёл лётчиков в сторону фронта,
к Хамар - Дабе, и заметил па востоке едва различимые две чёрные точки. Это были
японские разведчики Р-97. "Неспроста они появились. Значит, сзади идут бомбардировщики,
- решил Орлов. - Разведчики с ними держат связь по радио. Их надо немедленно уничтожить".
Атака была стремительной и удачной. Один Р-97 после меткой очереди
Орлова пошёл на снижение и за Халхин - Голом врезался в сопку. Другому удалось
уйти, и Леонид уже хотел погнаться за ним, как в эту минуту из - за облаков сверху
высыпали два десятка японских истребителей. Шестёрка И-97 окружила Орлова, отделила
его от группы. Приняв бой, Леонид ни на минуту не выпускал инициативу из своих
рук, так как знал: оплошаешь - погибнешь. Он ошеломил самураев дерзостью и
стремительностью атак, выжимал из своей машины всё, что она могла дать. Орлову
удалось сбить одного врага, но при выходе из атаки он сам попал в клещи. Затрещал
фюзеляж, были пробиты пулями масляный и бензиновый баки. Начался пожар, брызги
от горящего масла летели в лицо. Очки сорвало струей воздуха. Начала тлеть
куртка. Но мотор тянул. Орлов резко бросил машину в штопор, потом свечой взмыл
вверх, к облакам, кидал истребитель из стороны в сторону, потом снова камнем
летел вниз. От головокружительных трюков ломило в висках, но он добился своего:
струёй воздуха сбил пламя. Дымилось лишь левое колесо.
Можно было идти на свой аэродром. Но не таков Орлов ! Он
пробил облачность, набрал высоту и ринулся на японцев, наводя на них ужас своим
закопчённым и ещё дымящимся самолётом.
С земли с восторгом наблюдали за смелыми и дерзкими действиями
советского лётчика, восхищались его мужеством, стойкостью и мастерством. Следивший
за боем Г. К. Жуков лично приказал Смушкевичу представить лётчика к званию Героя
Советского Союза.
29 Июля в воздушном бою над Халхин - Голом погиб брат Леонида -
Анатолий Орлов - лётчик соседнего, 22-го истребительного авиационного полка. За
свои подвиги он посмертно награждён орденом Красного Знамени. С ещё большей
ненавистью сражался Леонид с японскими самураями, мстя за смерть своего брата.
В боях на Халхин - Голе эскадрилья Леонида Орлова только в воздушных
боях сбила 44 вражеских самолёта. Все лётчики эскадрильи были награждены орденами
Ленина и Красного Знамени. В Июне - Июле 1939 года, ко времени представления к
званию Героя Советского Союза, Старший лейтенант Л. А. Орлов сбил лично 2 японских
истребителя И-97 и одного разведчика Р-97.
10 Августа 1939 года правительство Монгольской Народной Республики,
в числе других наиболее отличившихся советских лётчиков, наградило его своим орденом
"За воинскую доблесть".
После окончания боёв в Монголии, летом 1940 года Леонид приезжал
в отпуск на родину. В Рыбинске он встретился с коллективом завода, на котором
работал слесарем, рассказал рабочим о событиях на Халхин - Голе, о подвигах
своих боевых товарищей. Именно тогда один из товарищей - Иван Слойков - посвятил
ему свои стихи.
Жизнь Майора Л. А. Орлова трагически оборвалась 15 Марта 1943
года. В тот день его полк вёл тяжёлые бои с фашистской авиацией. Лётчики имели
задачу прикрыть с воздуха части 3-й танковой армии, которые тремя группами
прорывались из окружения в район города Чугуева. Орлов вёл группу истребителей
на боевое задание. Это был 4-й в тот день боевой вылет. В районе Волчанска на
самолёте командира отказал мотор. Высота позволяла выброситься с парашютом. Но
Леонид меньше всего думал о себе. Он решил спасти машину и при вынужденной
посадке погиб.
Третий из братьев Орловых, Николай, в годы Великой Отечественной
войны сражался с фашистами в воздушно - десантных войсках и в одном из боёв тоже
погиб.
Одна из улиц города Рыбинска ( Ярославская область ) носит
название "Улица братьев Орловых". Их имена выбиты золотом на мемориальной плите,
установленной на одном из зданий.
* * *
Последнее письмо Л. А. Орлова.
"Милая Тосенька, голубушка моя ! Извини, что задержался с
ответом. Нет у меня свободного времени. Даже сплю мало. Сотни всяких хлопотливых
дел. Отвечаю не только за себя, но и за своих подчинённых как командир авиаполка.
Поступило новое пополнение. Их учить надо и учить серьёзно, приблизить к настоящей
войне.
А люди разные, одни всё ловят "на лету", другим "втолмачивать"
приходится. Сталинград изменил соотношение сил и характер войны. Украину очистим
быстро. Как перескочим Днепр, там уже, считай, Гитлеру заупокойную сыграем.
Раз крепко фрица бьём и настроение у меня блестящее. Один тут
землячок из Рыбинска, с нашего завода, где я работал, попался. Славный паренёк -
Младший лейтенант, в бой рвётся. Вспомнили многое.
Как там Толик, сынок мой любимый. И давай, Тосюля, договоримся:
в панику ты не бросайся, не отчаивайся. Выжить в войне никто гарантий дать не
может и не даст. У нас, лётчиков, золотое правило есть: глупо не отдавать своих
жизней. Как говорится, умирать так с музыкой, как это сделали Николай Гастелло и
Виктор Талалихин. Погибли достойно и сполна отомстили лютому врагу. Немцы не
совершили ни одного тарана, а мы их делаем десятками. Здесь нервы требуются
стальные и стальной характер.
Читай "Красную Звезду". Узнаешь много, особенно о нас, поднебесных
вояках.
Толика береги. Ничего на него не жалей. Здесь у нас весной пахнет.
А весну я люблю. Сколько в ней всякой романтики и поэзии. Извини, дорогая, закругляюсь.
Еду к комдиву на совещание. Что - то новое будет, зря нашего брата он не вызывает.
Приятно, когда дела ладятся.
Действующая армия. 10 Марта 1943 года".
|